Статья:

Служба в вооруженных силах как вид федеральной государственной службы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Беликова Т.М., Шитова Е.А. Служба в вооруженных силах как вид федеральной государственной службы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58280 (дата обращения: 14.12.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Служба в вооруженных силах как вид федеральной государственной службы

Беликова Татьяна Михайловна
магистрант Калужского института(филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Калуга
Шитова Елена Александровна
д-р юрид. наук, доцент, профессор Калужского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, Калуга

 

SERVICE IN THE ARMED FORCES AS A TYPE OF FEDERAL PUBLIC SERVICE

 

Tatyana Belikova

undergraduate Kaluga Institute (branch) of the Federal state budget educational institution of higher education "All-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia)», Russia, Kaluga

Elena Shitova

doctor of law, associate Professor, Professor of the Kaluga Institute (branch) of the Federal state budget educational institution of higher education "All-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia)», Russia, Kaluga

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу государственных служб в Российской Федерации, в частности служба в вооружённых силах России. Ее особенности, права и ответственность, граждан военнослужащих. Гарантийные обязательства государства, перед военнослужащими РФ.

Abstract. The article is devoted to the issue of public services in the Russian Federation, in particular service in the armed forces of Russia. Its features, rights and responsibilities, citizens of the military. Guarantee obligations of the state, to the military of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: Конституция РФ, система государственной службы, вооруженные силы, военнослужащий, воинская обязанность, устав Вооруженных Сил Российской федерации. государственная и военная тайна, статус военнослужащего, боевая подготовка.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the system of public service, armed forces, military, military duty, the Charter of the Armed Forces of the Russian Federation. state and military secrets, military status, combat training.

 

На заре становления государств, как института — политической формы организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Существование государства, неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом государственного механизма. На всех этапах развития человеческого общества, армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством внутренней политики. Историческое наследие формирования вооруженных сил на разных этапах развития цивилизации в целом, можно выделить два основных социальных понятий, первое захватнических действий и второе оборонительных действий. Захватнической формой политики государства, было расширение территориальных и экономических границ, оборонительная форма политики государства стало, регулирование политико-экономических отношений с другими государствами. Но и в первом, и во втором случае вооружённые силы (дружины, ополчения, народные вооруженные образования и т.д.) было основным государствообразующим механизмом. Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В соответствии с ФЗ-58 от 27.05.2003 (в редакции от 23.05.2016 года) «О системе государственной службы Российской Федерации». В Статья 2. Прописано:

1. Система государственной службы включает в себя:

государственную гражданскую службу;

военную службу;

государственную службу иных видов. [3]

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. [3]

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: под законность, правовой характер, авторитарность, императивность. Актуальностью выбранной темы является проблема единства системы и взаимодействия различных видов государственной службы, как единого целого. Военная служба является особым видом федеральной государственной службы и заключается в выполнении гражданами воинских обязанностей. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы. исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые разрабатываются на основе Конституции Российской Федерации. Базовыми правовыми актами, определяющими основы военной службы, являются федеральные законы Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» [4]. Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь и быт, несение службы, выполнение должностных обязанностей регламентируются общевоинскими боевыми уставами. Общевоинские уставы определяют общие для всех видов Вооруженных Сил положения о взаимоотношениях между военнослужащими, их общие и должностные обязанности, права, несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К этим уставам относятся Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской федерации.

Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита целостности и неприкосновенности Российской Федерации. Статья 59 конституции РФ. [1] гласит:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Военная служба является особым видом федеральной государственной службы в Российской Федерации. Ей присущи все основные принципы государственной службы в Российской Федерации [4]:

1. Это «законность», которая подтверждена Конституцией РФ [1], и группой законов прописывая основу, организации и осуществления военной службы.

2. Это внепартийность военной службы. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» [3], где деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, не допускаются;

3. Это обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военного управления и должностных лиц;

4. Это равный доступ граждан РФ [4], к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

5. Это ответственность военнослужащих, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

6. Это социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы. [2]. На основании общих принципов государственной службы, военная служба является особенной, с связи с тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации, призваны обеспечивать оборону и безопасность политической, социальной и экономической жизни граждан РФ [3]. В свиязи с тем что воинская служба является государственной, но вместе с этим, очень важной и наделена определенными полномочиями, то и на военнослужащие, в отличии от гражданских государственных служб, наделены определенными правами, такими как: Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, на доступ к получению и распространению информации военнослужащие не имеют права разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой трудовой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой. Обязанности военнослужащих Вооруженных Сил РФ подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие обязанности военнослужащих определяются воинским уставом и требованиями законов [4]. Развитие любого государства, его экономики и научно-технических достижений, идет неразрывно с развитием военной науки и разработкам военной техники. Любое государство выделяет большие финансовые средства на развитие своей оборонной промышленности. Самый большой военный бюджет в мире, выделяется в США и равен 3,422 триллиона долларов (дефицитный), далее идет военный бюджет Китайской Народной Республики, которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. Российская Федерация в этом рейтинге находится на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов). Данная статистика свидетельствует, что любое государство мира, тратит на государственную службу оборонного значения значительные средства, получаемые государством в процессе своей жизнедеятельности. Государство, в котором развита военная промышленность, всегда находится на первых рубежах науки и техники, так как практически все военные разработки имеют двойственное назначения, как военное, так и гражданского. За последние века, военная техника и наука ведения боевых действий претерпела огромный скачек как в научно-техническом уровне, так и в способах ведения военных действий. За последний период с момента окончания второй мировой войны было принято в мире много гуманистических конвенций и законов по ведению боевых действий и защиты военнослужащих любого государства, как госслужащих военнооборонного ведомства. Основные положения Международного гуманитарного права, закрепленные в Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., а также в дополнительных протоколах к этой конвенции, которые были одобрены 8 июля 1977 г. и подписаны 12 сентября 1977 г. большинством государств – членов Организации Объединенных Наций.

Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Цель этого права состоит в том, чтобы удерживать воюющие стороны от бессмысленной жестокости, а также обеспечить необходимую защиту тем, кто в этом нуждается. В основе положения Международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах, являются нижеследующие положения: Лица, попавшие в плен, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой–либо дискриминации; Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен; Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороны конфликта, во власти которой они находятся; Захваченные в плен комбатанты и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям; Каждый человек имеет право на основные юридические гарантии; Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество; Нападению могут подвергаться только военные объекты. Поэтому международное сотрудничество в вопросах гуманитарного отношения ведения военных действий между государствами, еще раз подтверждает необходимых действий со стороны государства в отношении государственной службы военных. На выше перечисленных документах и законов, принятых в Российской Федерации. Содержащееся в Законе определение позволяет сделать вывод о том, что государственные организации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства, что не в полной мере соответствует ее предназначению непосредственное решение задач в области обороны и военной безопасности. С учетом изложенного понятие военной организации государства, содержащееся в Военной доктрине Российской Федерации, должно быть уточнено. Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Также не существует единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Большое значение имеет теоретически методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федерального закона № 262-ФЗот 13.07.2015 
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями)
4. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция);
5. Исполнительная власть в Российской Федерации (научно-практическое пособие) / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
6. Крылов Б. С- Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6.
7. Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций. - М.: Юристъ, 2000
8. «Теория государства и права» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1999