Статья:

Управление человеческим капиталом на предприятии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пигунов Р.В., Гордеева Е.В. Управление человеческим капиталом на предприятии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58358 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление человеческим капиталом на предприятии

Пигунов Роман Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи
Гордеева Евгения Васильевна
канд. экон. наук, доцент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AT THE ENTERPRISE

 

Roman Pigunov

Student Sochi State University, Russia, Sochi.

Evgenia Gordeeva

Cand. econ. sciences, associate professor, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. Экономический успех любого предприятия зависит от влияния как человеческого капитала на производительность. И именно методы управления человеческим капиталом это один из главных инструментов достижения бизнес-целей предприятия.

Abstract. The economic success of any enterprise depends on the impact of human capital on productivity. In addition, it is the methods of human capital management is one of the main tools to achieve business goals of the enterprise.

 

Ключевые слова: управление человеческим капиталом, стратегии развития предприятий, кадровый потенциал.

Keywords: human capital management, enterprise development strategies, human resources.

 

Ни одно предприятие не способно функционировать без квалицированного и мотивированного человеческого капитала, который является одним из важнейших аспектов эффективного функционирования предприятия в современных условиях.

От эффективного рационального управления и использования человеческого капитала зависит результативность экономической деятельности предприятий любых отраслей и сфер деятельности.

Одним из методов управления персоналом является комплексный подход, который в свою очередь должен основываться на использовании результатов оценки его потенциала.

С точки зрения внутренней среды организации следует определить принципы управления человеческим капиталом:

  • привлечение на работу высококвалифицированных специалистов или подготовка/обучение собственного персонала высокой квалификации;
  • создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению в организации наиболее квалифицированных, опытных работников;
  • совершенствование организации системы управления человеческим потенциалом в целом.

В соответствии с этим, управление человеческим капиталом предприятия плавно «перетекает» в модель циклической взаимозависимости мотивации сотрудников и результатов экономической деятельности предприятия.

 

Рисунок 1. Управление человеческим капиталом предприятия

 

Из рисунка следует, что персонал не является собственностью организации, поэтому для его эффективного использования необходимо стимулировать их деятельность с целью обеспечения роста производительности труда. Выходит, что оценка человеческого капитала в количественных показателях позволяет также определить потенциальные доходы от его использования в интересах самого предприятия, что и является важнейшей задачей управления.

Также стоит последние зарубежные модели управления человеческим капиталом. Одной из таких является модель Sears Roebuck, которая основывается на цепи "работник-покупатель-прибыль", где поведение работника влияет на отношение покупателей и объема продаж. Данная модель управления человеческим капиталом исходит из принципа стимулирования персоналом, которая подразумевает прекрасные условия для работы персонала способствующие его удержанию. Модель представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Модель Sears Roebuck "работник-покупатель-прибыль"

 

Модель опирается на определение коллективных групповых условий, чтобы оценить удовлетворенность работой и приверженность к ней. Чем выше приверженность работников, тем больше удовлетворены покупатели.

Следующая модель «сбалансированных показателей» управления человеческим капиталом диктует компаниям не концентрироваться на краткосрочных финансовых результатах.

 

Рисунок 3. Модель управления человеческим капиталом на основе системы сбалансированных показателей

 

Модель во главу угла ставит не контроль, а стратегию и видение. Преимуществом такого подхода является то, что каждое предприятие при разработке системы оценки может самостоятельно определить те показатели и критерии, которые определяют стоимость человеческого капитала.

 

Рисунок 4. Модель качества EFQM

 

И заключительная модель, модель управления человеческим капиталом Европейского фонда управления качеством (EFQM) включает в себя показатели удовлетворительности покупателей, работников и влияния на общество, которые достигаются руководством.

Постоянно протекающие современные тенденции развития обуславливают предприятия основываться прежде всего на техническом прогрессе, влияние которого многосторонне и вызывает изменения практически во всех сферах человеческой жизни. Следовательно, не только сегодня, но и всегда на первое место в системе управления персоналом выходит развитие профессиональной компетенции работников организации.

 

Список литературы:
1. Алексейчева, Елена Юрьевна. Экономика организации (предприятия) учебник: Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов. — Москва: Дашков и К, 2016. — 292 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2012.
3. Источник: Нестеров А.К. Управление человеческим капиталом // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/upravlenie-chelovecheskim-kapitalom.html
4. Комаров А.В., Скрипникова М.В. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на современном этапе. Научные открытия в эпоху глобализации. / Сб. ст.: Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа, 2016. С. 87–92.
5. Мнеян М.Г. Динамический образ инноваций. Алгоритмы инновационного развития. ―М.: Витус-К, 2006. ―240.
6. Новиков Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков, А.А. Иващенко. ―М.: Ленанд, 2006. ―336.