Управление человеческим капиталом на предприятии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)
Управление человеческим капиталом на предприятии
MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AT THE ENTERPRISE
Roman Pigunov
Student Sochi State University, Russia, Sochi.
Evgenia Gordeeva
Cand. econ. sciences, associate professor, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. Экономический успех любого предприятия зависит от влияния как человеческого капитала на производительность. И именно методы управления человеческим капиталом это один из главных инструментов достижения бизнес-целей предприятия.
Abstract. The economic success of any enterprise depends on the impact of human capital on productivity. In addition, it is the methods of human capital management is one of the main tools to achieve business goals of the enterprise.
Ключевые слова: управление человеческим капиталом, стратегии развития предприятий, кадровый потенциал.
Keywords: human capital management, enterprise development strategies, human resources.
Ни одно предприятие не способно функционировать без квалицированного и мотивированного человеческого капитала, который является одним из важнейших аспектов эффективного функционирования предприятия в современных условиях.
От эффективного рационального управления и использования человеческого капитала зависит результативность экономической деятельности предприятий любых отраслей и сфер деятельности.
Одним из методов управления персоналом является комплексный подход, который в свою очередь должен основываться на использовании результатов оценки его потенциала.
С точки зрения внутренней среды организации следует определить принципы управления человеческим капиталом:
- привлечение на работу высококвалифицированных специалистов или подготовка/обучение собственного персонала высокой квалификации;
- создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению в организации наиболее квалифицированных, опытных работников;
- совершенствование организации системы управления человеческим потенциалом в целом.
В соответствии с этим, управление человеческим капиталом предприятия плавно «перетекает» в модель циклической взаимозависимости мотивации сотрудников и результатов экономической деятельности предприятия.
Рисунок 1. Управление человеческим капиталом предприятия
Из рисунка следует, что персонал не является собственностью организации, поэтому для его эффективного использования необходимо стимулировать их деятельность с целью обеспечения роста производительности труда. Выходит, что оценка человеческого капитала в количественных показателях позволяет также определить потенциальные доходы от его использования в интересах самого предприятия, что и является важнейшей задачей управления.
Также стоит последние зарубежные модели управления человеческим капиталом. Одной из таких является модель Sears Roebuck, которая основывается на цепи "работник-покупатель-прибыль", где поведение работника влияет на отношение покупателей и объема продаж. Данная модель управления человеческим капиталом исходит из принципа стимулирования персоналом, которая подразумевает прекрасные условия для работы персонала способствующие его удержанию. Модель представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Модель Sears Roebuck "работник-покупатель-прибыль"
Модель опирается на определение коллективных групповых условий, чтобы оценить удовлетворенность работой и приверженность к ней. Чем выше приверженность работников, тем больше удовлетворены покупатели.
Следующая модель «сбалансированных показателей» управления человеческим капиталом диктует компаниям не концентрироваться на краткосрочных финансовых результатах.
Рисунок 3. Модель управления человеческим капиталом на основе системы сбалансированных показателей
Модель во главу угла ставит не контроль, а стратегию и видение. Преимуществом такого подхода является то, что каждое предприятие при разработке системы оценки может самостоятельно определить те показатели и критерии, которые определяют стоимость человеческого капитала.
Рисунок 4. Модель качества EFQM
И заключительная модель, модель управления человеческим капиталом Европейского фонда управления качеством (EFQM) включает в себя показатели удовлетворительности покупателей, работников и влияния на общество, которые достигаются руководством.
Постоянно протекающие современные тенденции развития обуславливают предприятия основываться прежде всего на техническом прогрессе, влияние которого многосторонне и вызывает изменения практически во всех сферах человеческой жизни. Следовательно, не только сегодня, но и всегда на первое место в системе управления персоналом выходит развитие профессиональной компетенции работников организации.