Статья:

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кабаков Н.В. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/59078 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Кабаков Никита Владимирович
магистрант, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. В данной работе анализируются ключевые положения российского уголовного и административного законодательства, акцентируется внимание на нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Анализируя вышеназванную проблему, автор заостряет свое внимание на необходимости конкретизации и изменения статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.  

Abstract. This paper analyzes the key provisions of the Russian criminal and administrative legislation, focuses on the violation of traffic safety and operation of vehicles. Analyzing the above-mentioned problem, the author focuses on the need to specify and amend article 264 of the Criminal code of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: закон, уголовное право, административное право, преступление на транспорте, транспортное средство, нарушение правил безопасности.

Keywords: law, criminal law, administrative law, transport crime, vehicle, security violation.

 

Когда зародилось правовое регулирование транспортных средств является спорным среди различных авторов. По мнению одних - история транспортных средств и их правовое регулирование зародилось в 1763 году с первым изобретением И.И. Ползунова - паровой машины. Другие же авторы считают, что данная наука зародилась еще при правлении Гай Юлия Цезаря в Древнем Риме, когда в пятидесятых годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь ввел запрет выезда частного транспортного средства на улицы города, но только в рабочее время. [2]

По мнению автора, стремительно наука о правовом регулировании транспортных средств начала развиваться только в двадцатом веке, с появлением не только большого количества транспортных средств, но и доступа к ним. Законодательные нормы в данной области стали стремительно дополняться и изменяться.

Так, сравнивая действующий Уголовный кодекс Российской Федерации автором выявлено, что в конце двадцатого века уголовная ответственность за нарушение правил безопасности и эксплуатации транспортных средств была предусмотрена только Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно статьей 264, которая предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба с максимальным ограничением свободы на срок до пяти лет.

На сегодняшний же день, законодателем разделена ответственность за рушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на уголовную и административную. При этом, по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо может быть привлечено к ответственности только в случае причинения тяжкого вреда здоровью и получить до трех лет ограничения свободы. Административная же ответственность предусмотрена статьей 12.24 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации за причинение легкого вреда здоровью и влечет наложением административного штрафа до пяти тысяч рублей, либо лишением права управления транспортными средствами на срок до полутора лет, или же за причинение вреда здоровью потерпевшему средней тяжести влечет наложению штрафа до двадцати пяти тысяч рублей или лишению права управления транспортным средством на срок до двух лет.

На примере рассмотрения статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации в области транспортных средств также не стоит на месте и стремительно развивается за счет ужесточения или упрощения нормативных актов, объединения или разъединения статей кодексов.

Вместе с тем, с появлением изменений законодательства в области транспортных средств, сотрудники правоохранительных органов и непосредственно судьи стали неверно квалифицировать совершенное деяние по степени совершенного вреда, в силу чего правонарушителю вменяется более жесткое или мягкое наказание. Лица участвующие в деле вынуждены прибегать к обжалованию принятых решений в апелляционном и кассационном порядках, в следствие чего, у компетентных судов появляется большая нагрузка, а у граждан затрачивается много времени и сил для вынесения решения в соответствии с действующим законодательством.

Автор считает, что во избежание ошибок квалификации преступления на практике, стоит конкретизировать отдельные понятия, а также исключить спорные ситуации, т.е. ввести понятие дорожно-транспортного преступления, что позволит не спутывать составы со схожими правонарушениями и уточнить и закрепить саму норму, позволяющую безошибочно квалифицировать состав преступления, которое предусмотрено ст. 264 Уголовного кодекса РФ.

Также считаю, что лишение лица правом управления Транспортным средством следует указать в санкции нормы в качестве безальтернативного дополнительного наказания, сроки действия которого следует значительно увеличить.

Помимо указанного считаю, необходимым изложить статью 264 Уголовного кодекса РФ в следующей редакции:

Статья 264 Уголовного кодекса РФ.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Пункт 2: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в процессе участия лица, управляющего транспортным средством в уличных гонках, или лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается...

Пункт 4: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в процессе участия лица, управляющего транспортным средством, в уличных гонках, или лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается...

Пункт 6: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в процессе участия лица, управляющего транспортным средством в уличных гонках, или лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается... [1]

Да, законодательство в области нарушений правил безопасности и эксплуатации транспортных средств подвергло значительных изменений, однако, до полного усовершенствования, законодателю необходимо ввести предлагаемые мною изменения, которые позволят сделать решительные шаги на пути к формированию российского комплексного законодательства в транспортной сфере, у которого главной из своих задач является сокращение возможных негативных последствий от использования Транспортных средств.

 

Список литературы:
1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. — М.: Статут, 2012.
2. Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие. – М.: Статут, 2015.