Статья:

Проблема установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым в ходе проведения следственных действий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ахунов Д.Р., Гарифуллин И.Р. Проблема установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым в ходе проведения следственных действий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/59156 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым в ходе проведения следственных действий

Ахунов Денис Русланович
магистрант Института права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа
Гарифуллин Ильгиз Ринатович
доцент, канд. юрид. наук, Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Современные исследования в области криминалистики неоднократно свидетельствовали о возможности интеграции психологических знаний в процесс проведения следственных действий. Психологическое обеспечение следственных действий включает в себя использование психологических знаний следователями на всех видах следственных действий. В статье раскрывается понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетними обвиняемыми в ходе проведения следственных действий.

 

Ключевые слова: криминалистика, тактика, следственные действия, несовершеннолетний обвиняемый, психологический контакт.

 

В криминалистике и судебной психологии понятие психологического контакта является весьма дискуссионным. Некоторые ученые считают, что психологический контакт является своеобразным тактическим приемом, который выступает предпосылкой для получения правдивых показаний. Л.Л. Каневский рассматривает психологический контакт как «состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению и восприятию информации, исходящей друг от друга» [3,C.113]. Этой же позиции придерживается и В.Г. Лукашевич, который полагает, что «психологический контакт- это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, которые обмениваются информацией в какой-либо деятельности» [5,C.40].

По мнению С.А. Антиповой, психологический контакт следователя с допрашиваемым, - «это получение правдивых показаний по существу устанавливаемых по делу обстоятельств, от истинности которых зависит его дальнейшее процессуальное положение по уголовному делу, а также избрание соответствующей меры пресечения» [2,C.90].

На наш взгляд, понятие психологического контакта нужно понимать, как наличие особой психологической атмосферы, которая заключается в готовности следователя и несовершеннолетнего обвиняемого к общению. Л.Л. Каневский считал, что установление психологического контакта, его поддержание зависят не только от высоких моральных качеств, профессионального мастерства следователя, но и ряда психических особенностей, характеризующих его умственную и эмоционально-волевую сферу, а именно- коммуникативных, речевых, дидактических, организаторских способностей. У следователя должна быть способность положительного эмоционально-волевого влияния на несовершеннолетнего и следственного воображения [4,C.118].

Исходя из различных точек зрения, мы приходим к определенному выводу, что установление и поддержание психологического контакта следователя с несовершеннолетним обвиняемым, в процессе следственных действий в первую очередь зависит от: 1) профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя; 2) организационных мероприятий, проведенных при подготовке к следственным действиям и непосредственно во время их производства; 3) личностных качеств самого несовершеннолетнего обвиняемого, готовности его общению со следователем.

Как указывалось ранее, следователь, в обязательном порядке осуществляет подготовку к следственным действиям с участием несовершеннолетнего. Строго указанное время является главным условием по работе с несовершеннолетним обвиняемым. Что касается кабинета, то там должно быть исключено все, что будет отвлекать лицо, в отношении которого ведутся следственные действия. Посторонние лица, телефонные звонки, беспорядок к кабинете – все это является помехой. Особенно важно то, что следователь должен изучить материалы дела в полном объеме и обладать совокупностью сведений, которые характеризуют несовершеннолетнего обвиняемого.

Во-первых, при установление психологического контакта многое зависит от индивидуальных качеств и способностей следователя. В этот перечень входят коммуникативные качества следователя. Составной частью качеств следователя являются его интеллектуальные и творческие способности.

Для установления психологического контакта и поддержания его в процессе расследования уголовного дела, а так же познания личности несовершеннолетнего и выявления его временного психического состояния следователь должен уметь проникать во внутренний мир подростка, обладать способностью психологической наблюдательности. Необходимо подчеркнуть позицию Аминева Ф.Г. в том, что даже при совершении таких жестоких преступлений как разбойное нападение, основной задачей следователя при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего, который совершил такое преступление является сочетания тактичности и нравственности в выборе тактических приемов [1,C.121].

Общение следователя с несовершеннолетним обвиняемым заключается в оценке уровня мышления подростка, его жизненного опыта и в обращении к несовершеннолетнему обвиняемому на понятном для него языке. При общении нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. В то же время, следователь в воспитательных целях обязан "пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности".

Нельзя не согласиться с Л. Л. Каневским, и отметить, что тон речи следователя не должен быть тихим и монотонным, это не только утомляет несовершеннолетнего обвиняемого, но также может потеряться интерес к общению со следователем. Мы считаем, что повышенный тон в отношении несовершеннолетнего обвиняемого не допустим. Известно, что обвиняемый на предварительном следствии испытывает комплекс отрицательных психологических состояний, таких, как состояние тревоги, боязни перед угрозой предстоящего наказания;  перед тем, что о его преступном поведении узнают родные, близкие, друзья;  боязнь лишиться свободы , привычного образа жизни и т.д. Несовершеннолетний обвиняемый с несформировавшимися взглядами и психикой испытывает все эти чувства гораздо острее, чем взрослый обвиняемый, если на него воздействовать повышенным тоном, то это не только разрушит психологический контакт, если он был установлен, но и возникновения у несовершеннолетнего обвиняемого чувства неприязни к следователю.

А.С. Макаренко отмечал, что воспитание «требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего». В связи с этим следователь должен осознавать, что установление психологического контакта - " это, прежде всего избежание всего того, что может его нарушить – примитивности, вульгарности, профессиональный некомпетентности и тем более грубости и психологического насилия [6,C.348].

Во-вторых, налаживание психологического контакта зависит от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности. Личностные качества абсолютно каждого индивида в большинстве своем предопределяются направлением развития этой личности. Обращаясь к теории австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его мнению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, позволяющая снижать уровень возбуждения, которое вызывается потребностью. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. В отношении подросткового возраста он отмечал, что все несовершеннолетние вступают в период, который характеризуется биохимическим и физиологическими изменениями в организме.   

В качестве результата данных изменений характерное для подростков, является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Учитывая множество точек зрения ученых по отношению к личностным качествам индивида и его развития, невозможно и нецелесообразно с практической точки зрения разработать единую и универсальную тактику установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым, учитывая разнообразные направления, исследующие личность, в том числе и в подростковом возрасте

Абсолютно любой подросток обладает своими, исключительно ему присущими, индивидуальными качествами. Это необходимо знать и помнить следователю. Зачастую, несовершеннолетние неверно оценивают и понимают свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, невежливость – за прямоту, грубость – за правдолюбие и мужество, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Есть такая категория несовершеннолетних, которая не хочет избавляться от этих недостатков, при этом полностью их осознавая. Например, думают, что лень может помочь сохранить жизненные силы, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере.

Кроме того, необходимо помнить, что трудно вступают в контакт подростки, которым присущи такие качества, как робость, застенчивость и стеснительность. Л.Л. Каневский рекомендует в таких случаях «создать непринужденную обстановку, выяснить склонности подростка, его увлечения, любимые занятия и побеседовать с ним по этим вопросам».

В подростковом возрасте, им присуще чувство взрослости, следователю это необходимо помнить. Исходя из этого следует избегать такие вопросы, которые будут принижать это чувство, и, наоборот, обращать внимание на то, что несовершеннолетний обвиняемый уже взрослый и должен отвечать за свои поступки.

Как мы уже отмечали, одним из самых распространённых в подростковом возрасте недостатков поведения является упрямство, когда некоторые несовершеннолетние стремятся действовать вопреки всем разумным доводам и соображениям. По мнению И.А. Макаренко, при таком поведении следователю необходимо выяснить причину упрямства и постараться объяснить, что в сложившейся ситуации упрямство является отрицательным фактором по той причине, что мешает установлению всех обстоятельств дела, в том числе смягчающих ответственность несовершеннолетнего.  Необходимо разъяснить, что дача показаний – это ещё и форма защиты.  Учитывая названные обстоятельства и то, что для несовершеннолетнего характерна повышенная возбудимость, эмоциональность и внушаемость, установление психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым является сложным и важным этапом предварительного следствия по рассматриваемой категории дел, в связи с чем следователь этому вопросу должен уделять серьезное внимание [7].

Делая вывод, стоит еще раз подчеркнуть важность, а также необходимость установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым, которая в дальнейших следственных действиях будет создавать атмосферу, благоприятную для их производства, а так же создаст интерес не только у следователя, но и у самого несовершеннолетнего обвиняемого в установлении истины.

 

Список литературы:
1. Аминев Ф.Г., Макаренко И.А., особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учеб. пособие по расследованию конкрет. уголов. дела. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 121. 
2. Антипова С.А., Особенности тактики допроса лиц с дефектами психики. Дисс. Канд. юрид. Наук. М., 2002. С. 90.
3. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. С. 112-116.
4. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. С. 118.
5. Лукашевич В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий. Киев: КВШ МВД СССР,1988. С. 40.
6. Макаренко А.С. Сочинение в 7 т.М., 1957. С. 348.
7. Макаренко И.А. Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2017.
8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. С. 145.