Совершенствование системы социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Совершенствование системы социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц
В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [3] отмечается, что одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 % численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает Германию, Италию и Францию.
Кроме каче ства образования значит ельную роль дл я будущего инновац ионного развития игр ают и формир уемые у чело века жизненные устан овки и мод ели поведения. Ключ евые для инновац ионного предпринимательства лично стные качества — мобиль ность, желание обуча ться в тече ние всей жиз ни, склонность к предпринимательству и принятию рис ка в цел ом недостаточно разв иты по сравн ению со стра нами с высо кой инновационной активн остью. В Рос сии, по дан ным Федеральной слу жбы государственной стати стики, участие насел ения (в возра стной группе 25- 64 го да) в непрер ывном образовании в 2015 году соста вило 24,8% (в Великоб ритании — 37,6%, Германии — 41,9% и Финляндии — 77,3 проце нтов). В сложив шейся ситуации сред ства населения, кото рые направляются н а обучение, дол жны занимать осно вное место в расходах н а образование, че му поспособствует измен ение политики в сфере социа льных налоговых выче тов.
Социальный налог овый вычет н а обучение предоста вляется в сум ме, уплаченной налогопла тельщиком в налог овом периоде з а свое обуч ение в образова тельных учреждениях— в размере факти чески произведенных расх одов на обуч ение с уче том ограничения (120 000 ру б. с уче том других расх одов). Социальный налог овый вычет так же предоставляется в сумме, уплач енной налогоплательщиком - родит елем за обуч ение своих дет ей в возр асте до 24 ле т, налогоплательщиком- опекуном (налогоплательщиком- попечи телем)за обуч ение своих подоп ечных в возр асте до 18 ле т по очн ой форме обуч ения образовательных учрежд ениях (ограничение в размере факти чески произведенных расх одов на эт о обучение, н о не бол ее 50 000 руб. н а каждого ребе нка). Право н а получение указа нного налогового выч ета распространяется так же на налогопла тельщика — брата (сес тру) в случ аях оплаты налогопла тельщиком обучения бра та (сестры) в возрасте д о 24 лет п о очной фор ме обучения в образовательных учрежд ениях [1]. По наш ему мнению, в настоящее вре мя возникает необход имость увеличения максима льного размера это го вычета д о 200 000 руб. (дл я бюджета максим альные потери сост авят 19 500 руб. п о одному налогопла тельщику)[4].
Социальный налог овый вычет н а лечение предоста вляется в сум ме, налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учрежд ениями РФ, а также уплач енной налогоплательщиком з а услуги п о лечению супр уга (супруги), сво их родителей и (или) сво их детей в возрасте д о 18 лет в российских медици нских учреждениях в соответствии с перечнем медици нских услуг, а также в размере стоим ости медикаментов, согл асно перечню, кото рые назначены и м лечащим вра чом и приобр етены налогоплательщиками з а счет собств енных средств. П о дорогостоящим вид ам лечения в медицинских учрежд ениях РФ сум ма налогового выч ета принимается в размере факти чески произведенных расх одов. Вычет су мм оплаты стоим ости лечения и (или) упл аты страховых взно сов предоставляется налогопла тельщику, если лече ние производится в медицинских учрежд ениях, имеющих соответс твующие лицензии н а осуществление медици нской деятельности, а также пр и представлении налогопла тельщиком документов, подтвер ждающих его фактич еские расходы н а лечение, приобр етение медикаментов ил и на упл ату страховых взно сов. Указанный социа льный налоговый выч ет предоставляется налогопла тельщику, если опл ата лечения и приобретенных медика ментов и (ил и) уплата страх овых взносов н е были произв едены организацией з а счет сред ств работодателей.
П о нашему мне нию, в свя зи с те м, что налог овое законодательство н е содержит исчерпы вающий перечень докум ентов, следует вне сти в по дп. 3 п. 1с т.219 НК Р Ф следующие абз ацы: «Для подтвер ждения осуществления расх одов на лече ние налогоплательщик предост авляет следующие докум енты:
— справку о б оплате медици нских услуг дл я представления в налоговые орг аны Российской Федер ации по фор ме, утвержденной прик азом Минздрава Рос сии и МН С России о т 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, выда нная медицинским учрежд ением, оказавшим налогопла тельщику медицинские усл уги;
— копии догов оров, заключенных налогопла тельщиком с медици нскими учреждениями Р Ф;
— копии соответс твующих лицензий, ес ли в догов орах отсутствует инфор мация о рекви зитах лицензий;
— коп ии платежных докум ентов, подтверждающих внес ение (перечисление) налогопла тельщиком денежных сред ств медицинским учрежд ениям РФ з а оказанные усл уги по лече нию (квитанции к приходным орде рам, банковские выпи ски о перечи слении медицинским учрежд ениям денежных ср едств с расчет ного счета налогопла тельщика, кассовые че ки) »[6].
Кроме то го, целесообразно предост авлять налоговый выч ет на лече ние не тол ько в отнош ении детей налогопла тельщика в возр асте до 18 ле т, но и в отнош ении детей в возрасте д о 24 лет, обучаю щихся по очн ой форме обуч ения в образова тельных учреждениях.
В настоящее вре мя база дл я значительных измен ений еще н е подготовлена. Поэт ому единственным выхо дом из дан ной ситуации оста ется реформирование в соответствие с современными реал иями: постепенного перес мотра размеров ря да вычетов, совершенс твование и упрощ ение процедуры и х предоставления. Пр и любом измен ении НДФЛ и их выче тов необходимо помн ить, что, с одной стор оны, должны бы ть учтены инте ресы налогоплательщиков, а с дру гой стороны - эт о не дол жно привести к сокращению плат ежей в бюд жет[5]. Предложения п о совершенствованию данн ого вида налог ового вычета с ледую щие:
а) дл я упрощения проце дуры получения социа льных налоговых вы четов н а основе уж е существующего «личн ого кабинет а» налогоплательщика н а сайт ФН С РФ вве сти возможность пода вать предварительную зая вку на по лучение социал ьного вычета. Пос ле положительного отв ета налогового орга на налогоплательщику остан ется лишь в назначенное вре мя представить в налоговую инспе кцию оригиналы необхо димых документов дл я проведения св ерк и. Это дол жно не тол ько сократить вре мя налогоплательщика в очередях налог овой инспекции, н о и упрос тить работу сам их работников нал оговы х органов;
б) при предост авлении социальных налог овых вычетов н а образование дол жно обязательно выполн яться, по наш ему мнению, од но из требо ваний - образовательное (учеб ное) заведение дол жно находиться н а территории Р Ф, как эт о предусмотрено в НК Р Ф относительно лече бных организаций;
в) установить верх ний предел годо вого совокупного дох ода, равного се ми миллионам руб лей, при кото ром социальный выч ет предоставляться н е будет, та к как граж дане с так им годовым дохо дом в состо янии сами опла тить услуги образова тельных и лече бных учреждений;
г) в после днее время сокращ ается объем предоста вляемых бюджетных ме ст в выс ших и сред них учебных завед ениях, особенно п о наиболее попул ярным специальностям сре ди абитуриентов. Пр и этом числен ность студентов, обучаю щихся на пла тно-договорной осн ове, существенно возра стает. Из-з а того, чт о многие граж дане испытывают трудн ости в самостоя тельной оплате з а обучение (собств енное или дет ей), они вынуж дены обращаться в кредитные органи зации за получ ением денежных сред ств, что предпо лагает выплату проце нтов по кред иту. Однако соврем енное законодательство н е предоставляет налог овые вычеты н а суммы проце нтов по кред иту. В свя зи с эт им целесообразно предусм отреть возможность приме нения налогового выч ета к расх одам не тол ько на самообра зование, но и по уплач енным процентам з а целевой образова тельный кредит. Кро ме того, пр и применении социал ьного налогового выч ета на образо вание детей разу мно будет ежег одно индексировать ег о размер, та к как стоим ость образовательных усл уг непрерывно рас тет. Стоит уче сть, что ино гда социальный выч ет на обуч ение детей с о стороны госуда рства все ж е индексируется. Так ая индексация заслуж ивает особого рассмо трения. В 2003 г. индекс указа нного социального выч ета увеличили д о 38 000 руб., чт о на то т момент превы шало инфляционные ожид ания, а в 2007 г. ег о незначительно повы сили до 50 000 ру б. Второе повыш ение оказалось сущест венно ниже инфляц ионных ожиданий. В настоящее вре мя сумма социал ьного налогового выч ета с 2007 г. осталась неизм енной. Из это го следует, чт о государство практи чески не заинтер есовано в рос те расходов н а образование, одн ако такой под ход во мно гом не соглас уется с иде ей развития Р оссии и модернизации эконо мики.
Таким обра зом, реализация н а практике отмеч енных предложений п о налоговым выче там сократит рассл оение население п о уровню дох ода, упростит на логовое администр ирование НДФЛ. А также, реше ние проблемы совершенс твования системы налог овых вычетов пр и определении налог овой базы п о НДФЛ позв олит максимально реализ овать его регули рующую функцию и максимизировать социа льный эффект.