Статья:

Анализ развития цифровой экономики России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Муллаянов А.И. Анализ развития цифровой экономики России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59587 (дата обращения: 14.12.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ развития цифровой экономики России

Муллаянов Альфир Ильфирович
студент финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассмотрены принятые государственные программы направленные на развитие цифровой экономики в России; сферы реализации цифровой экономики; крупные цифровые компании, образованные в России за последние годы; цифровые платформы; последствия создания цифровой экономики и перспективы развития цифровой экономики России.

 

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, информационные технологии, платформа.

 

На сегодняшний день переход на цифровую экономику является одним из ключевых приоритетов развития России. Ведь, именно уровень цифровизации будет определять конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Вопрос о цифровой экономике в России стоит очень остро, этим объясняется актуальность данного исследования.

На современном этапе цифровая экономика – сравнительно молодой международно-экономический институт, появившейся благодаря инновационным технологиям.

В России развитие цифровой экономика заложено в принятых государственных программах:

1) Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (Постановление от 28 января 2002 г. N 65), действовавшая в период 2002-2010 гг. и направленная на формирование электронного государства и электронного правительства [1];

2) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [2];

3) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203) [3];

4) Правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [4].

5) Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [5].

Цель национальной программы развития цифровой экономики: сформировать в стране путем объединения усилий государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества благоприятные организационные и нормативно-правовые условия развития институтов цифровой экономики, способствующие прогрессивному росту национальной экономки и эффективному интегрированию национальной цифровой экономики в глобальную цифровую экосистему, что должно обеспечить повышение уровня и качества жизни населения.

 

Рисунок 1 Сферы реализации цифровой экономики

 

В настоящее время можно выделить следующие сферы реализации цифровой экономики, представленные на рисунке 1 [6].

К главным элементам цифровой экономики относят: электронную торговлю, электронный банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, интернет-игры и т.д.  (рисунок 2) [7]

 

Рисунок 2 Элементы цифровой экономики

 

Российская программа развития цифровой экономики предусматривает

1) создание опорной инфраструктуры для цифровой экономики,

2) кардинальное совершенствование системы образования,

3) обеспечение всеобщей цифровой грамотности,

4) поддержка отечественных компаний – генераторов цифровых и других сквозных технологий.

В основе цифровой экономики лежат блокчейн, дигитализация (цифровизация), Интернет вещей, большие данные, киберфизические системы, технологии 3D принтер, умное производство.

Цифровизация контрольно-надзорной деятельности открывает путь к снижению административной нагрузки на предпринимательство.

Цифровая экономика упрощает взаимоотношения государства и предпринимательства. Разорительные для предпринимателя очные проверки, проводимые контрольно-надзорными органами, заменяются дистанционными методами контроля с помощью телеметрии, датчиков, фотои видеофиксации. Умные электросчетчики передают данные в единый энергетический центр обработки данных. Smart-телевизор (умный телевизор) позволяет смотреть практически любые передачи в удобное для потребителя время, составлять индивидуальные передачи.

Программа развития цифровой экономики изменит облик города: с 2018 г. начнется реконструкция крупных муниципалитетов путем внедрения цифровых технологий управления энергетическими и водными ресурсами, общественным и личным транспортом. Предусматривается создание не менее 50 умных городов, представляющих интеграцию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета-вещей (IoT решения) для управления городским имуществом, активами города. Программа цифровой экономики включает создание системы «Электронный чиновник», что должно убрать бюрократию, переход в первую очередь госорганов на цифровые носители вместо бумажных [10].

За последние годы в России образовались крупные цифровые компании, некоторые из них известны и за рубежом: 

- «Тинькофф Банк» - независимый онлайн-банк, который не имеет физических отделений;

-  цифровые порталы и экосистемы сервисов Яндекс и Mail.ru;

- компания «Транзас» - производитель морских тренажеров и электронных навигационных систем;

- Avito – площадка электронных объявлений;

- «Лаборатория Касперского» - компания по производству цифровых решений в области безопасности и другие [12].

В России реализуются крупнейшие цифровые проекты:

- проект по устранению неравенства;

- федеральная ЕИС в сфере закупок;

- система государственных и муниципальных услуг;

По доступности услуг сотовой связи наша страна занимает 2 место в мире и девятое место по доступности широкополосного доступа.

Взаимодействие между участниками экономической деятельности основано на платформах цифровой экономики. Под ними понимают набор функций и сервисов, которые обеспечивают потребности потребителей и производителей в процессе прямого взаимодействия между ними, а также способствуют созданию инновационных продуктов и решений.

Для максимально быстрого развития цифровой экономики в РФ необходимо акцентировать внимание на таких ключевых направлениях как транспорт, энергетика, телекоммуникации, обработка данных, оказание государственных услуг. Такой подход позволит построить единое цифровое пространство, которое объединит все отрасли и секторы экономики. Условно все эти направления можно объединить в две экосистемы: сервис для потребителей и сервис для производителей, технологический базис которых составляет коммуникативное ядро (рисунок 3).

 

Рисунок 3 Цифровые платформы

 

Взаимосвязь всех трех платформ цифровой экономики способствует удобству хранения и обмена информации между участниками экосистемы с помощью виртуального пространства. Более того, такое построение платформ приводит к значительному повышению прозрачности, гибкости и управляемости всей экономики страны [9].

Цифровая экономика России получила значительный импульс развития за последние годы. Определенных успехов достигли частные компании, преобразуется рынок труда, при поддержке государства реализуются беспрецедентные инфраструктурные проекты, повышающие уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса, широкое распространение получили интернет, мобильная и широкополосная связь. В настоящее время достаточно сложно измерить эффективность цифровой экономики – отсутствует единый подход к измерению, методы расчета ключевых показателей могут быть неточными ввиду незрелости моделей и недостаточного анализа всех особенностей сферы цифровой экономики

Несмотря на это, сохраняется отставание от стран – цифровых лидеров по ключевым показателям развития цифровой экономики, в частности от Европейского союза (рис. 4) [11].

 

Рисунок 4 Доступ к цифровым сервисам в России и странах ЕС

 

На сегодняшний день значение ключевого для развития цифровой экономики показателя, как соотношение между объемом цифровой экономики и совокупным ВВП страны, составляет 3,9%, что примерно в 2–3 раза ниже, чем в выбранных для сравнения странах.

Сложная, но достижимая цель – утроение объема цифровой экономики с 3,2 трлн руб. в 2015 году до 9,6 трлн руб. в 2025 году, в ценах 2015 года (рис. 5), что потребует сохранения среднегодового темпа роста объемов цифровой экономики на уровне 12%, который наблюдался в 2010–2015 годах. Эти результаты будут эквивалентны увеличению доли цифровой экономики с текущих 3,9% до 8–10% ВВП (в зависимости от цен на нефть и других макроэкономических параметров), что в среднем соответствует сегодняшнему  уровню стран, лидирующих по объему цифровой экономики: США, Китая и Западной Европы [11].

 

Рисунок 5 Прогноз: Утроение цифровой экономики в России

 

Интенсивное внедрение цифровых технологий значительно сократит отставание Российской Федерации от стран-лидеров, а также повысит долгосрочное устойчивое развитие. По прогнозу к 2020 году доля цифровой экономики в России возрастет. Такие экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий. Среди них – цифровые платформы, цифровые экосистемы, углубленная аналитика больших массивов данных, технологии «Индустрии 4.0», такие как 3D-печать, роботизация, интернет вещей.

Одним из важнейших социальных последствий создания цифровой экономики (автоматизации, роботизации, безлюдного производства) является сверхмассовая безработица, которая оборачивается обнищанием населения и свертыванием потребительского рынка, что ударяет по капиталу. Роботы не нуждаются в материальных и духовных благах, они не нуждаются ни в еде, ни в одежде, ни в жилье. Прибыль предпринимателя лежит на счетах населения. А население, потерявшее работу, потеряло и платежеспособность. Следовательно, капитал не получит прибыль. Для кого производить блага? Это значит, надо пересматривать рынок труда, сокращать продолжительность рабочего времени, сокращать продолжительность рабочей недели при одновременном повышении оплаты труда. Цифровая экономика нуждается в рынке сбыта, в платежеспособном потребительском рынке (физических лиц, населения). Без такого рынка развитие цифровой экономики не получит необходимой масштабности и разносторонности (многогранности). Государственный спрос не может компенсировать недостаточную (низкую) платежеспособность населения (потребительского рынка) и многогранность и разнообразие потребностей людей, поскольку ограничен узким набором продукции, производимой в цифровой экономике. И как окончательный вывод: будущее цифровой экономики напрямую зависит от благосостояния всех социальных групп населения [10].

Для эффективного функционирования цифровой экономики в РФ, необходимо предварительно провести ряд мероприятий по реформированию образования и подготовку кадров по тем отраслям, по которым вышла на мировой рынок.  Также, необходимо укреплять защиту от киберугроз, повысить устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления и образования [7].

Вывод: Несмотря на имеющиеся проблемы, Россия может стать передовой страной в области информационных технологий и глобального интернет-пространства, что может произойти благодаря активной поддержки государства и частного бизнеса в данных секторах и отраслях экономики.

Таким образом, неотъемлемой частью экономического взаимодействия людей в современном мире стало виртуальное пространство, формирующее динамичный рынок, посредством информационных услуг, баз данных, системных и прикладных программ. Мир не стоит на месте, он развивается и рождает новые возможности, которые несут в себе как неожиданные трудности, так и новые блага – результат этих изменений не определен. Так, появился такой сектор под названием цифровая экономика, которая проникла уже во все отрасли мировой хозяйственной деятельности и продолжает активно развиваться. Цифровая экономика – это действительно новая ступень развития экономической системы России.

 

Список литературы:
1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65) // СПС «Консультант плюс»
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
3 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203) // СПС «Консультант плюс»
4 Правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства от 28 июля 2017 г. № 1632-р) // СПС «Консультант плюс»
5 Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"  (вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации") // СПС «Консультант плюс»
6 Дуплякина О.К., Мирошниченко М.А. необходимые условия развития цифровой экономики в России // В сборнике: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. –  2017. –  С. 225-232. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30347339_12264230.pdf
7 Еремейчук К.Ю.  Цифровая экономика - будущее России  // Аллея науки. –  2017. –  Т. 2. –  № 14. –  С. 419-422. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30592096_84893472.pdf
8 Митченко И.А., Ишеева Н.Н., Ненашева А.В. Цифровая экономика. Достоинства и недостатки, перспективы развития и практика применения // Перспективы развития строительного комплекса. – 2018. –  № 12. –  С. 274-278. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/108856751/?*=zeyesR
9 Мурдасова М.О., Холодова Т.П.  Цифровая экономика - новая ступень развития экономической системы России // Экономика и бизнес: теория и практика. –  2017. –  № 11. –  С. 148-150. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30782602_93295266.pdf
10 Петров А.А.  Сумеет ли Россия справиться с вызовом цифровой экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2017. –  № 12. –  С. 5-10. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30710217_77485940.pdf
11 Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России //   Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации».  – 2018. –  № 4 (28). –  С. 255-267. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/108856751/
12 Трошина С.Н., Родионова Н.К. Современное состояние цифровой экономики России // В сборнике: Цифровые технологии в экономической сфере: возможности и перспективы сборник научных статей. Тамбов, 2017. –  С. 167-174. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30678236_88134438.pdf