Внешнеэкономическая политика России: основные элементы и риски
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Экономика
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Внешнеэкономическая политика России: основные элементы и риски
В настоящее время, увеличивается значимость вопроса развития внешнеэкономической политики страны, а также, обеспечение экономической безопасности, как государства, так и отельных субъектов страны. В связи с этим, внешнеэкономическая деятельность как на микро – , так и на макро – уровне в значительной степени зависит от направлений внешнеэкономической политики государства и набора инструментов, с помощью которых она реализуется.
Внешнеэкономическая политика является частью общей экономической политики. Деятельность экономики во внешних связях, тесно связана с экономической безопасностью государства. Государство в процессе деятельности, сталкивается со множеством угроз, такими как, экономический кризис в стране, преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка, спад производства, инфляция и большой внешний долг, как правило, обусловливают экономические потери страны и её фирм на мировом рынке. [8] Поэтому, экономическая безопасность, представляет собой, состояние защищённости экономической системы от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается устойчивость и стабильность развития в условиях наличия неблагоприятных факторов.[7]
Рассмотрим некоторые из факторов:
- Уровень развития экономики или состояние экономики, например, рецессия, стагнация;
- Устойчивость экономики к различным видам угроз, с одной стороны, в виде политической природы – санкции, с другой стороны, в виде экономической природы – например, банковские риски, внешние реторсии, инфляция, обвал валюты, запрет на перевод трансфертов;
- Самостоятельное определение путей и форм развития, то есть, экономический суверенитет. [3,с.148]
На основе этого, стоит рассмотреть и изучить некоторые направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, совместно с документом «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», для анализа и мониторинга состояния экономки в отчётном и плановом периоде. Опираясь на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, рассмотрим некоторые, основополагающие направлениями внешней политики, которыми являются:
Первое направление, характеризуется становление лидирующей позиции России на международной арене, путём международной кооперации, которая представляет собой, совместную деятельность предприятий, сохраняющая свою административность и хозяйственную самостоятельность, направленная на совместное производство, разработку и сбыт выпускаемой продукции. Также, данное направление предполагает, организационно-финансовую поддержку экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.
Вторым направлением, предполагает развитие конкуренции в обрабатывающей отрасли, а также в сфере услуг; представление экономических проектов на международном уровне, дополнительная поддержка в виде государственной помощи, в качестве, субсидирования.
Задача третьего направления, заключается, в укреплении отношений Содружества Независимых Государств, а также с участниками Евразийского экономического сообщества, в целях, свободного перемещения граждан в Едином экономическом пространстве.
Целью четвёртого направления, является укрепление рубля, посредством создания регионального резерва в национальной денежной единице, и произведение расчётов во внешней торговле, в денежной единице – рубль, что давала бы преимущественные позиции России на евразийском пространстве.
Пятое направление, направлено, на повышение позиций России в решении глобальных вопросов и формирование мирового экономического порядка.[6]
Из вышеперечисленных направлений, стоит сделать вывод о том, что следует проводить мониторинг состояния развития страны, региона, социально-экономической, внешнеэкономической политики, поскольку данный анализ, выявляет причины, проблемы экономики государства, а также, является информационной базой при разработке мер по обеспечению экономической безопасности России. Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в стране являются формирование её законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышения её эффективности.[4,с.183]
Опираясь на Федеральный Закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов успешного социально-экономического развития общества. Например, внешнеторговые операции позволяют максимально эффективно реализовывать конкурентные преимущества государства, получаемые в процессе международного разделения труда, стимулируя высокотехнологический экспорт, а также, удовлетворение жизненно важных потребностей населения за счёт импорта. Также, инвестиционное сотрудничество даёт возможность для модернизации отечественного производства, передачи современных технологий и управленческого опыта, увеличения инвестиции в экономику страны, создания новых рабочих мест и повышения благосостояния граждан. [8]
По прогнозу Международного валютного фонда (далее – МВФ), прирост в 2019 году составил 3,7%. В будущем, до 2023 года, ожидается по прогнозу МВФ, что мировая экономика будет возрастать, примерно на 3,6-3,7% в год. Основные факторы риска развития мировой экономики в 2019 году, представляют собой, как возможная торговая война, ситуация с выходом Великобритании из Европейского союза и волатильность цен на нефть. Наибольшим риском, являются, торговые споры между США и Китаем, которые могут привести к резкому сокращению торговли между двумя странами, что дестабилизирует всю систему мировой торговли, что будет являться негативным последствием, как падение мирового производства. Причина таких рисков, связана ещё и с тем, что США, имеют отрицательный баланс в торговле товарами практически со всеми странами. Развитие торговых отношений может быть сформировано основе двусторонней торговли России с основными странами-партнёрами, а также группами стран, и применяемых ими торговых барьеров. По итогам данных, Министерства экономического развития Российской Федерации на 2018 год внешнеторговый оборот России вырос на 17,5% по отношению к 2017 году и составил 687,5 млрд. долл. Прирост экспорта составил 25,6%, импорта, соответственно – 4,7%. В общем объёме товарооборота доля экспорта по сравнению с 2017 годом, увеличилась до 65,4% с 61,1% при снижении доли импорта до 34,6% с 38,9%. Одним из ключевых партнёров России является Китай. Прирост экспорта России произошёл за счёт роста поставок в Китай сырой нефти, нефтепродуктов и рафинированной меди. В 2018 году, экспорт из России в КНР по сравнению с 2017 год увеличился на 44% и превысил 56 млрд. долл. Если рассмотреть в целом, торговлю России с другими странами, то наблюдается такая же ситуация, то есть, экспорт возрастает, исходя из поставок углеводородов, необработанного алюминия, данные приведены ниже в таблице.
Таблица
«Таблица – Торговые партнёры России в 2018 году»[5]
Страна |
Товарооборот (млрд.долл.) |
Прирост по отношению к 2017 г. (%) |
Китай |
108,3 |
24,5 |
Германия |
59,6 |
19,3 |
Нидерланды |
47,2 |
19,4 |
Белоруссия |
34,0 |
11,0 |
Италия |
27,0 |
12,7 |
Исходя из предоставленных данных, таможенной статистики, внешнеторговый оборот России по итогам первого квартала 2019 года составил 157,4 млрд. долл., незначительно снизился показатель, по отношению к первому кварталу 2018 года на 0,2%, при этом прирост экспорта составил 1,4%, а импорта 3,1%, данные по внешнеторговому обороту России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов), приведены ниже на диаграмме.[2]
Рисунок. 1. Данные по внешнеторговому обороту России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов)
В товарной структуре экспорта остаётся преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе марте 2019 года возросла, по сравнению с январём и мартом 2018 год до 66, 4%.
Несырьевой экспорт снизился по показателям и составил 51, 7 млрд. долл., при этом несырьевой и неэнергетический экспорт сократился на 1,5%, то есть, до 32,2 млрд.долл. Экспорт машинно-технических товаров, снизился, на 12, 8%, инновационной продукции на 12,0%, высокотехнологичной продукции на 17,8%, данные по товарной структуре экспорта России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов), приведены ниже на диаграмме.[2]
Рисунок 2. Данные по товарной структуре экспорта России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов)
В первом квартале 2019 года, произошло существенное изменение товарооборота с партнёрами, по причине, динамики экспорта топливно-энергетических товаров. Наибольший прирост экспорта России первом квартале 2019 года, заметен в отношении Кореи, из-за повышения доли экспорта сырой нефти и каменного угля; Нидерландов, вследствие, углеводородов и необработанного алюминия, Китая за счёт увеличения поставок сырой нефти и мороженой рыбы; Германии, по причине – газа, сырой нефти и угля; Австрии, из-за природного газа. Наибольшее сокращение российского экспорта наблюдалось в отношении Польши, а именно, из-за сокращения поставок природного газа и сырой нефти, в отношении с Турцией, из-за природного газа, нефтепродуктов, ситуация с Бельгией, из-за нефтепродуктов. [1]
На основании теоритического изучения внешнеэкономической политики страны и анализе показателей текущего состояния условий и факторов характеризующие, развитие экономики, следует сделать вывод о том, что внешнеэкономическая политика, неразрывно связанна с экономической безопасностью и внешнеэкономической деятельностью, поэтому, необходимо проводить тщательный мониторинг отрицательных факторов, а именно: финансовых, инвестиционных, научно-технологических, энергетических, производственных, демографических, социальных, для анализа выявления, предупреждения и минимизация рисков, и создание на основе выявленных рисков, антикризисной политики в экономики страны.
В условиях ухудшения геополитической ситуации и макроэкономической ситуации, особенно важно, профессионально осуществлять комплекс оценок внешнеэкономических рисков России и следовать рекомендациям по способам их минимизации, направленные на экономический рост и стимулирование долгосрочных инвестиций.
Несмотря на международное санкционное давление, перед Правительством России поставлена одна из главных задач, а именно, не просто сохранить макроэкономическую стабильность государства, но и обеспечить выполнение национальных проектов по развитию ключевых сфер жизни. До 2024 года национальные проекты должны обеспечить устойчивый прирост населения, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, уверенно закрепиться в пяти крупнейших экономиках мира, обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых, улучшить защиту окружающей среды.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)