Статья:

Внешнеэкономическая политика России: основные элементы и риски

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Дюжева Е.Д., Кубанцева О.В. Внешнеэкономическая политика России: основные элементы и риски // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59609 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Внешнеэкономическая политика России: основные элементы и риски

Дюжева Екатерина Дмитриевна
студент, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград
Кубанцева Ольга Викторовна
канд. экон. наук, доцент, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград

 

В настоящее время, увеличивается значимость вопроса развития внешнеэкономической политики страны, а также, обеспечение экономической безопасности, как государства, так и отельных субъектов страны. В связи с этим, внешнеэкономическая деятельность как на микро – , так и на макро –  уровне в значительной степени зависит от направлений внешнеэкономической политики государства и набора инструментов, с помощью которых она реализуется.

Внешнеэкономическая политика является частью общей экономической политики. Деятельность экономики во внешних связях, тесно связана с экономической безопасностью государства. Государство в процессе деятельности, сталкивается со множеством угроз, такими как, экономический кризис в стране, преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка, спад произ­водства, инфляция и большой внешний долг, как правило, обусловливают экономические потери страны и её фирм на мировом рынке. [8] Поэтому, экономическая безопасность, представляет собой, состояние защищённости экономической системы от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается устойчивость и стабильность развития в условиях наличия неблагоприятных факторов.[7]

Рассмотрим некоторые из факторов:

  • Уровень развития экономики или состояние экономики, например, рецессия, стагнация;
  • Устойчивость экономики к различным видам угроз, с одной стороны, в виде политической природы – санкции, с другой стороны, в виде экономической природы – например, банковские риски, внешние реторсии, инфляция, обвал валюты, запрет на перевод трансфертов;
  • Самостоятельное определение путей и форм развития, то есть, экономический суверенитет. [3,с.148]

На основе этого, стоит рассмотреть и изучить некоторые направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, совместно с документом «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», для анализа и мониторинга состояния экономки в отчётном и плановом периоде. Опираясь на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, рассмотрим некоторые, основополагающие направлениями внешней политики, которыми являются:

Первое направление, характеризуется становление лидирующей позиции России на международной арене, путём международной кооперации, которая представляет собой, совместную деятельность предприятий, сохраняющая свою административность и хозяйственную самостоятельность, направленная на совместное производство, разработку и сбыт выпускаемой продукции. Также, данное направление предполагает, организационно-финансовую поддержку экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.

Вторым направлением, предполагает развитие конкуренции в обрабатывающей отрасли, а также в сфере услуг; представление экономических проектов на международном уровне, дополнительная поддержка в виде государственной помощи, в качестве, субсидирования.

Задача третьего направления, заключается, в укреплении отношений Содружества Независимых Государств, а также с участниками Евразийского экономического сообщества, в целях, свободного перемещения граждан в Едином экономическом пространстве.

Целью четвёртого направления, является укрепление рубля, посредством создания регионального резерва в национальной денежной единице, и произведение расчётов во внешней торговле, в денежной единице – рубль, что давала бы преимущественные позиции России на евразийском пространстве.

Пятое направление, направлено, на повышение позиций России в решении глобальных вопросов и формирование мирового экономического порядка.[6]

Из вышеперечисленных направлений, стоит сделать вывод о том, что следует проводить мониторинг состояния развития страны, региона, социально-экономической, внешнеэкономической политики, поскольку данный анализ, выявляет причины, проблемы экономики государства, а также, является информационной базой при разработке мер по обеспечению экономической безопасности России. Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в стране являются формирование её законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышения её эффективности.[4,с.183]

Опираясь на Федеральный Закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов успешного социально-экономического развития общества. Например, внешнеторговые операции позволяют максимально эффективно реализовывать конкурентные преимущества государства, получаемые в процессе международного разделения труда, стимулируя высокотехнологический экспорт, а также, удовлетворение жизненно важных потребностей населения за счёт импорта. Также, инвестиционное сотрудничество даёт возможность для модернизации отечественного производства, передачи современных технологий и управленческого опыта, увеличения инвестиции в экономику страны, создания новых рабочих мест и повышения благосостояния граждан. [8]

По прогнозу Международного валютного фонда (далее – МВФ), прирост в 2019 году составил 3,7%. В будущем, до 2023 года, ожидается по прогнозу МВФ, что мировая экономика будет возрастать, примерно на 3,6-3,7% в год. Основные факторы риска развития мировой экономики в 2019 году, представляют собой, как возможная торговая война, ситуация с выходом Великобритании из Европейского союза и волатильность цен на нефть. Наибольшим риском, являются, торговые споры между США и Китаем, которые могут привести к резкому сокращению торговли между двумя странами, что дестабилизирует всю систему мировой торговли, что будет являться негативным последствием, как падение мирового производства. Причина таких рисков, связана ещё и с тем, что США, имеют отрицательный баланс в торговле товарами практически со всеми странами. Развитие торговых отношений может быть сформировано основе двусторонней торговли России с основными странами-партнёрами, а также группами стран, и применяемых ими торговых барьеров. По итогам данных, Министерства экономического развития Российской Федерации на 2018 год внешнеторговый оборот России вырос на 17,5% по отношению к 2017 году и составил 687,5 млрд. долл. Прирост экспорта составил 25,6%, импорта, соответственно – 4,7%. В общем объёме товарооборота доля экспорта по сравнению с 2017 годом, увеличилась до 65,4% с 61,1% при снижении доли импорта до 34,6% с 38,9%. Одним из ключевых партнёров России является Китай. Прирост экспорта России произошёл за счёт роста поставок в Китай сырой нефти, нефтепродуктов и рафинированной меди. В 2018 году, экспорт из России в КНР по сравнению с 2017 год увеличился на 44% и превысил 56 млрд. долл. Если рассмотреть в целом, торговлю России с другими странами, то наблюдается такая же ситуация, то есть, экспорт возрастает, исходя из поставок углеводородов, необработанного алюминия, данные приведены ниже в таблице.

Таблица

«Таблица – Торговые партнёры России в 2018 году»[5]

Страна

Товарооборот (млрд.долл.)

Прирост по отношению к 2017 г.

(%)

Китай

108,3

24,5

Германия

59,6

19,3

Нидерланды

47,2

19,4

Белоруссия

34,0

11,0

Италия

27,0

12,7

 

Исходя из предоставленных данных, таможенной статистики, внешнеторговый оборот России по итогам первого квартала 2019 года составил 157,4 млрд. долл., незначительно снизился показатель, по отношению к первому кварталу 2018 года на 0,2%, при этом прирост экспорта составил 1,4%, а импорта 3,1%, данные по внешнеторговому обороту России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов), приведены ниже на диаграмме.[2]

 

Рисунок. 1.  Данные по внешнеторговому обороту России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов)

 

В товарной структуре экспорта остаётся преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе марте 2019 года возросла, по сравнению с январём и  мартом 2018 год до 66, 4%.

Несырьевой экспорт снизился по показателям и составил 51, 7 млрд. долл., при этом несырьевой и неэнергетический экспорт сократился на 1,5%, то есть, до 32,2 млрд.долл. Экспорт машинно-технических товаров, снизился, на 12, 8%,  инновационной продукции на 12,0%,  высокотехнологичной продукции на 17,8%, данные по товарной структуре экспорта России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов), приведены ниже на диаграмме.[2]

 

Рисунок 2. Данные по товарной структуре экспорта России в первом квартале 2018-2019 гг. (млрд. долларов)

 

В первом квартале 2019 года, произошло существенное изменение товарооборота с партнёрами, по причине, динамики экспорта топливно-энергетических товаров. Наибольший прирост экспорта России первом квартале 2019 года, заметен в отношении Кореи, из-за повышения доли экспорта сырой нефти и каменного угля; Нидерландов, вследствие, углеводородов и необработанного алюминия, Китая за счёт увеличения поставок сырой нефти и мороженой рыбы; Германии, по причине – газа, сырой нефти и угля; Австрии, из-за природного газа. Наибольшее сокращение российского экспорта наблюдалось в отношении Польши, а именно, из-за сокращения поставок природного газа и сырой нефти, в отношении с Турцией, из-за природного газа, нефтепродуктов, ситуация с Бельгией, из-за нефтепродуктов. [1]

На основании теоритического изучения внешнеэкономической политики страны и анализе показателей текущего состояния условий и факторов характеризующие, развитие экономики, следует сделать вывод о том, что внешнеэкономическая политика, неразрывно связанна с экономической безопасностью и внешнеэкономической деятельностью, поэтому, необходимо проводить тщательный мониторинг отрицательных факторов, а именно: финансовых, инвестиционных, научно-технологических, энергетических, производственных, демографических, социальных, для анализа выявления, предупреждения и минимизация рисков, и создание на основе выявленных рисков, антикризисной политики в  экономики страны.

В условиях ухудшения геополитической ситуации и макроэкономической ситуации, особенно важно, профессионально осуществлять комплекс оценок внешнеэкономических рисков России и следовать рекомендациям по способам их минимизации, направленные на экономический рост и стимулирование долгосрочных инвестиций.

Несмотря на международное санкционное давление, перед Правительством России поставлена одна из главных задач, а именно, не просто сохранить макроэкономическую стабильность государства, но и обеспечить выполнение национальных проектов по развитию ключевых сфер жизни. До 2024 года национальные проекты должны обеспечить устойчивый прирост населения, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, уверенно закрепиться в пяти крупнейших экономиках мира, обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых, улучшить защиту окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Аналитические данные Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: //http://customs.ru/press/federal/document/199911 (дата обращения: 25.09.19).
2. Внешняя торговля России [Электронный ресурс]:// http://russian-trade.com/ (дата обращения: 23.09.19).
3. Брёхова, Ю.В., Новиков, М.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: уч. пособие / Ю.В. Брёхова, М.В. Новиков; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. – 148 с.
4. Качалов, Р.М.  Управление экономическим риском : теоретические основы и приложения / Р. М. Качалов ; Центр. эконом.-мат. ин-т РАН. - Москва, 2017. - 246, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 183-193.
5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: // http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.19).
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/07ef549e205b081cd4f4ba12a7dd8a9603ec9d5f (дата обращения: 17.09.19).
7. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: // http://kremlin.ru/acts/bank/41921/ (дата обращения: 17.09.19).
8. Федерального закона  «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ. [Электронный ресурс]: // http://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 20.09.19).