Статья:

Принципы и основы разработки государственной политики как факторы её дальнейшей успешной реализации

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Вербицкий И.В., Щербаченко В.А. Принципы и основы разработки государственной политики как факторы её дальнейшей успешной реализации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(1).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы и основы разработки государственной политики как факторы её дальнейшей успешной реализации

Вербицкий Иван Владимирович
магистрант, Луганский государственный университет им. В. Даля, ЛНР, г. Луганск
Щербаченко Валерия Александровна
магистрант, Луганский государственный университет им. В. Даля, ЛНР, г. Луганск
Тхор Елена Сергеевна
научный руководитель, доц. кафедры «Экономика предприятий и организаций», Луганский государственный университет им. В. Даля, ЛНР, г. Луганск

 

Несомненно, многие согласятся с тем, что уровень жизни граждан и успешность государства в основном зависит от её экономического состояния. При наличии достаточного количества денежных средств государство может обеспечить своему населению необходимую поддержку. Мало кто задумывается над тем, на каком же именно этапе ведения государством своей деятельности, как во внешней, так и во внутренней политике, формируется тот самый золотой запас и вообще за счёт чего некоторые страны имеют стабильную финансовую ситуацию. На этот вопрос действительно сложно ответить, тем не менее, важную роль в формировании бюджета и финансовой среды страны играет создание и исполнение государственной политики страны, которая в свою очередь учитывает все тенденции и возможные проблемы, возникающие перед государством.

Государственная политика - руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся необходимых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным устоям. Конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование являются основаниями государственной политики.

В понятии «государственная политика», которое является традиционным для российской науки, выделяется активное участие государства при формировании и реализации целей государственного управления: «Государственная политика - это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление» (Кара-Мурза С. Г.) [4].

В понятии «публичная политика», которое было заимствовано из стран Западного мира, выделяется направленность государства на реализацию общественных и личных интересов граждан: «Публичная политика - это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием государства, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации личных и общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учётом волеизъявления народа или населения определённых территорий» (Михеев В. А.) [5].

Существует многое множество разновидностей государственной политики и методов их формирования, все их разобрать или хотя бы перечислить не получится, по той простой причине, что у каждого государства может быть своя индивидуальная государственная политика. Приведём примеры наиболее популярных моделей разработки государственной политики.

1. Модель «сверху - вниз» основывается на том, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственной власти, а низовые уровни являются пассивными исполнители политических решений.

2. Модель «снизу - вверх» предполагает, что формированием государственной политики следует заниматься с низовых структур управления и при активном привлечении граждан и общественных институтов, которые непосредственно на себе знают, что необходимо населению в первую очередь.

3. Централизованная модель заключается в том, что политика создаётся и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

4. Демократическая модель дополняет централизованную, и подразумевает при сохранении централизованного управления государству следует создавать условия для активизации деятельности своих граждан, пользуясь механизмами привлечения к формированию государственной политики граждан и общественных объединений [6].

На практике для решения различных по характеру и масштабу проблем используются разнообразные подходы к решению проблем, или стили создания государственной политики.

При перспективном подходе к планированию и осуществлению политики предшествуют анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).

При реагирующем подходе конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.

При рациональном подходе используются принцип рациональности и экономико-математические методы.

При антикризисном подходе все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.

Государственная политика бертё своё начало с анализа ситуации и выделения списка проблем. Проблема, в государственной политике является противоречием между постоянно меняющимися и возникающими человеческими потребностями и способностью общества и государства их выполнять. Посредством механизма формирования политической повестки дня общественная проблема попадает в поле зрения субъектов политики. Сам же механизм заключается в продвижении актуального на данный момент общественного вопроса в плоскость официального признания, обсуждения и рассмотрения.

Политическая повестка дня - совокупность актуальных социальных проблем, отражающих потребности общества или отдельных групп интересов, на которые субъекты государственного управления готовы обратить внимание и способны реагировать [2].

Существует два вида государственного управления: стратегическое и тактическое.

Стратегическое государственное управление - это управление в соответствии с поставленными долгосрочными целями и задачами социально-экономического развития страны в целом, отдельных территорий [1].

Стратегическое государственное управление занимает одно из ведущих мест в системе управления социально-экономическим развитием государства. В современных условиях хозяйствования конкурентоспособным может быть лишь государство с развитой системой государственного стратегического планирования и управления. Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны в заданном направлении, а так же выход из кризисных ситуаций может только стратегическое управление.

Следует отметить, что долгосрочные цели и цели стратегические не всегда  являются синонимами. Стратегические цели - основополагающие по отношению к любым другим. Они показывают общую направленность государственной политики.

При формировании целей государственного стратегического управления следует помнить о том, что они должны быть согласованы и увязаны с функциями государственного управления в разных сферах: общественно-политических, экономических, организационных, социальных и др.

Тактическое (оперативное) планирование - планирование отдельных операций и ресурсов для их осуществления на пути реализации установленных стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в краткосрочном и среднесрочном периодах [3].

Следовательно, процесс формирования государственной политики весьма и весьма сложен и многогранен, ведь необходимо учитывать очень большое количество факторов влияющих на ситуацию не только внутри государства, но и в целом по миру. Ведь внешняя политика не менее важна, чем внутренняя, так как именно отношение экспорта/импорта имеет весомое влияние на экономику любого государства. Выбор наиболее успешной модели создания государственной политики практически половина успеха в её актуальном формировании, а гибкость политики позволяет более успешно адаптироваться под изменяющиеся факторы, которые не были учтены при её создании.

На текущий момент для ЛНР наиболее эффективной будет модель «сверху - вниз», так как ситуация в регионе весьма сложная и проблематичная для ведения успешной экономической политики, то государство должно полностью брать на себя работу по планированию и обеспечению выхода на достойный уровень жизни населения. После того как уровень жизни населения станет удовлетворительным можно будет задуматься о смене модели при необходимости.

На основании всего этого можно сказать, что процесс разработки и исполнения государственной политики является весьма важным фактором не только её успешной реализации, но и повышения уровня жизни населения и финансовой стабильности страны в целом. 

 

Список литературы:
1. Государственное регулирование региональной экономики: Учебное пособие Алехин. Э.В.,
2. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: учебник Самойлов В. Д.,
3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник Алехин. Э.В.,
4. Муниципальное право: Конспект лекций Батычко В.Т.,
5. ru.wikipedia.org
6. studme.org