Статья:

Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пак И.П. Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75667 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инструменты повышения бюджетной самостоятельности муниципальных образований.

Пак Инетта Петровна
студент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Пятигорск
Флоринская Марина Владиславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Отношения среди бюджетов различных уровней в Российской Федерации характеризуются множественными трудностями:

- недостаток приспособления точного разделения растрачиваемых возможностей также прибыльных ключей;

- потребность увеличения экономной состоятельности муниципальных образований и покрытия расходов территорий их собственными налоговыми доходами;

- рост количества дотационных бюджетов.

В условиях реформирования территориальных основ местного самоуправления и расширения ответственности муниципальной власти за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории особое значение приобретает объективная оценка состояния и потенциальных возможностей позитивной динамики муниципальных образований. Важными условиями их стабильного развития являются:

- финансовая автономия;

- сбалансированность доходов и расходов местного бюджета.

Достижение бюджетной самостоятельности муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений и целесообразность сохранения достаточного уровня бюджетной централизации ставят новые задачи в области управления региональными финансами. Как отрицательный факт следует отметить возрастание безвозмездной помощи от бюджетов вышестоящих уровней. Ее объем характеризует одной стороны - эффективность использования доходного потенциала, а с другой стороны - степень зависимости местных бюджетов от бюджета субъекта Федерации.

Основой финансовой политики муниципальных органов власти в Российской Федерации является принцип самостоятельности местных бюджетов в сочетании с государственной финансовой поддержкой.

Базовым условием экономической самостоятельности муниципального образования является его бюджетная автономия, под которой следует понимать возможность местного уровня бюджетной системы обеспечить достаточную степень независимости от регионального бюджета при формировании и использовании бюджетных ресурсов.

При этом бюджетная самостоятельность территориального образования является важнейшим индикатором, отражающим эффективность реализации региональной и муниципальной бюджетной политики, оценку которой целесообразно проводить в разрезе трех групп показателей:

1) показатели, определяющие уровень доходного потенциала;

2) показатели, характеризующие степень финансовой устойчивости бюджета территории;

3) показатели, оценивающие эффективность бюджетной политики, проводимой органами местного самоуправления.

Важным резервом роста налоговых доходов местных бюджетов является повышение качества их планирования. В частности, по земельному налогу следует утвердить регламент взаимодействия всех заинтересованных структур.

Разработка такого регламента нацелена на своевременное уточнение данных о ранее сформированных земельных участках и внесение в налогооблагаемую базу сведений по вновь сформированным земельным участкам. Важным является информационное взаимодействие между органами государственной власти, а также утверждение порядка доведения кадастровой стоимости объектов недвижимости до налогоплательщиков. Увеличения неналоговых доходов можно достичь путем решения ряда законодательных проблем в области их администрирования. Кроме того, важным резервом роста эффективности использования неналогового потенциала муниципальных образований является повышение качества планирования доходов. Мониторинг процесса реализации бюджетной политики территории как метод администрирования позволяет органам исполнительной власти получать оперативную информацию об обоснованности и целесообразности бюджетных доходов и расходов. Одним из его элементов является планирование бюджета, в ходе которого следует сопоставлять цели и задачи проводимой бюджетной политики, приоритеты саморазвития муниципальных образований с составом и структурой бюджетных доходов и расходов на очередной финансовый период.

Развитие и укрепление собственной доходной базы местных бюджетов протекают на фоне нарастания масштабов и интенсивности перераспределительных процессов. Разные величины доходного потенциала территорий обусловливают межмуниципальные различия в уровне бюджетной обеспеченности, с целью нивелирования которых используют разнообразные механизмы финансового выравнивания.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145 ФЗ (ред. от 22.04.2020).
2. Микрюков А. В. Условия реализации бюджетной политики в муниципальных образованиях. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2015.
3. Овчинникова О. П. Основные направления межбюджетного регулирования доходной части местных бюджетов // Финансы и кредит. 2016.
4. Паникин В. Е. Методика оценки качества управления реализацией бюджетного потенциала муниципального образования. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2015.