Статья:

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМИ ДОХОДАМИ И КОРРУПЦИЕЙ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Колесов Д.А., Гребенев Д.О. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМИ ДОХОДАМИ И КОРРУПЦИЕЙ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(63).pdf (дата обращения: 09.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМИ ДОХОДАМИ И КОРРУПЦИЕЙ

Колесов Денис Андреевич
студент, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Гребенев Даниил Олегович
студент, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

Теневая экономика и коррупция являются серьезными угрозами общественным интересам и национальной безопасности любой страны. Борьба с коррупцией на всех ее уровнях во многом связана с социальной ответственностью государства (его должностных лиц) перед гражданами и субъектами деловых отношений. В связи с этим государство вынуждено постоянно совершенствовать механизмы, используемые для борьбы с этими явлениями: издаются новые законы и корректируются устаревшие, разрабатываются и апробируются организационные и экономические меры.

Однако теневая экономика и коррупция все еще существуют. Такая ситуация связана с трудностями выявления теневых связей и несовершенством существующей системы борьбы с ними, которая заключается в преувеличенной оценке роли одного элемента – государственной власти и недооценке других, т.е. потере их системных связей и взаимовлияний.

Коррупция и желание участвовать в теневых отношениях могут проявляться не только среди представителей государственного аппарата, этому подвержены институты гражданского общества, в частности бизнес-сообщество. Таким образом, если меры государственного воздействия направлены на нивелирование коррупционного эффекта в определенных государственных структурах и даже достижение своей цели, то другие структуры государственного аппарата продолжают подвергаться негативному внешнему влиянию. Это дурное влияние можно сравнить с вирусной инфекцией, которая поражает несколько организмов и обладает свойством передаваться от больного организма к здоровому.

Понятно, что государство не в состоянии в одиночку преодолеть это пагубное явление. Перед обществом остро встает вопрос о необходимости участия бизнеса в деятельности по противодействию коррупции и теневой экономике.

Для этого целесообразно рассмотреть бизнес-сообщество как совокупность всех частных или преимущественно принадлежащих частным лицам организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также иных хозяйствующих субъектов, которыми являются, например, индивидуальные предприниматели.

Стоит исследовать степень заинтересованности бизнеса в искоренении коррупции в государственном аппарате. Если рассматривать коррупционера как хозяйственный субъект, стремящийся к обогащению, то незаконно полученные финансовые или материальные ресурсы, извлеченные за счет нанесения вреда бюджету, можно считать теневым капиталом такого субъекта.

Наличие такого капитала дает коррупционеру возможность использования дополнительных средств, дальнейшее развитие сложившихся коррупционных связей, что в перспективе переходит в необоснованное конкурентное преимущество и является причиной неравных условий на рынке. Представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны привлечения представителей бизнес-сообщества в борьбу с теневыми явлениями. Одной из главных причин, по которой необходимо привлекать представителей бизнес-сообщества в борьбу с коррупционным поведением в системе общественных отношений, является необходимость комплексного «очищения общественного организма» (всех институтов гражданского общества) от практики вести дела в теневой сфере. Искоренение коррупции только в государственном аппарате не может увенчаться успехом, так как государство и общество находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга. Серьезным фактором при подобном влиянии является и готовность значительного числа граждан (а значит и большого ряда институтов гражданского общества, включая бизнес-организации) вступать в коррупционные взаимодействия, что приводит к снижению эффективности усилий государства по искоренению теневых практик.

Для борьбы с коррупцией необходимо участие бизнес-сообщества в подготовке государственных решений в целях повышения эффективности государственного управления и усиления «обратной связи» государства и общества. Подобная эффективность может достигаться за счет структуры и принципов работы представителей бизнеса. У организаций, нацеленных на извлечение максимальной прибыли из своих действий, система управления гораздо более эффективна с точки зрения быстроты протекающих в ней управленческих процессов в отличие от государственного аппарата: исполнители с большим рвением выполняют свои функции, так как они персонально заинтересованы в результате своей деятельности, информация о проблемах, возникающих в процессе работы, быстро достигает руководства.

Бизнес-сообщество может быть активным участником антикоррупционной деятельности, но оно само подвержено коррупции. Это главный аргумент против официального привлечения коммерческих организаций к антикоррупционной деятельности, существует риск того, что предприятия будут использовать свои новообретенные полномочия и возможности для достижения своих корыстных интересов. То есть борьба с коррупцией может принять совершенно противоположную форму и стать таковой.

Такие негативные аспекты можно сгладить, наделив коммерческие организации не только различными дополнительными полномочиями, например, функциями по контролю за соблюдением антикоррупционного законодательства конкурирующими компаниями, но и обязанностями по обеспечению общественного контроля за выполнением этих функций.

Расширение возможностей для лоббирования интересов бизнеса также может привести к включению бизнес-структур в борьбу с коррупцией. Лоббирование в России всегда придавало обществу негативный смысл, хотя совместный поиск решений, обмен информацией, совместные консультации между правительством и предприятиями являются объективной необходимостью для устойчивого антикоррупционного развития. Кроме того, лоббирование интересов бизнеса не всегда заключается только в том, что компании извлекают выгоду из результатов этой деятельности. Бизнес-инициативы могут как косвенно, так и непосредственно способствовать экономическому развитию рынка и страны в целом, что также является одной из приоритетных целей государственного управления.

Таким образом, государственно-частное партнерство можно рассматривать как важное направление активизации бизнес-структур и профессиональных объединений в борьбе с коррупцией. В то же время одним из главных принципов цивилизованного лоббирования должен быть открытый диалог между властью и бизнесом. Все важные переговорные процессы, связанные с антикоррупционными действиями, мероприятиями, идеями и намерениями, а также все вопросы распределения бюджета при исполнении государственных контрактов, должны обсуждаться в первую очередь на открытых площадках, например, на конференциях, путем трансляции переговоров в Интернете, путем участия в переговорах представителей третьих сторон. партии, которые заинтересованы только в отсутствии коррупционной составляющей в сфере лоббирования (например, общественные организации, гражданские объединения и политические партии).

Существует мнение, что для снижения уровня подверженности бизнес-структур коррупции и теневому поведению деятельность сотрудников торговых организаций должна быть кодифицирована. Целью принятия кодексов корпоративного управления является описание правил поведения, которых должно придерживаться руководство корпоративных организаций, чтобы избежать обвинений во внутренней коррупции компаний. Подготовка и принятие таких кодексов является внутренним делом каждой корпоративной организации. Такой кодекс является внутренним документом организации, а также должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка. В связи с тем, что принципы корпоративного управления в основном чаще всего совпадают, существует возможность составления стандартных документов, которые могут лечь в основу кодекса, принятого в отдельной организации.

Таким документом можно считать Антикоррупционную хартию российского бизнеса, подписанную Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, общественными организациями "Опора России" и "Деловая Россия", в которой бизнес декларируется прозрачным и открытым, оснащенным процедуры контроля и информирования, а также основанные на законности, честности и неподкупности.

Такие механизмы можно считать способными нивелировать коррупционные факторы в некоторых компаниях. Среди предложений, направленных на реализацию мер по кодификации антикоррупционных норм, можно выделить стимулирующее решение учитывать существование этих кодексов при распределении государственных заказов, предоставлении кредитов, государственных гарантий и других государственных преференций. Однако возникает множество вопросов: насколько эффективными могут быть такие документы, стоит ли делать такой механизм обязательным для всех торговых компаний в стране, не будут ли они просто формальностью и действительно ли они будут осуществляться ради прибыли, которую хочет получить торговая компания, стоит ли создавать контрольно-надзорные органы, которые следят за выполнением этих кодексов, и возможно ли в принципе контролировать эту сферу отношений внутри каждой организации.

Кроме того, наличие нормативных документов, обязательных для использования в коммерческих компаниях, способствует бюрократизации системы управления, а значит, может привести к снижению эффективности ее работы. Снижение эффективности системы управления в хозяйствующем субъекте явно влияет на достижение главной цели - получение прибыли. Осознавая этот факт, можно предположить, что желание менеджеров и акционеров участвовать в борьбе с коррупцией будет невелико.

 Все эти возможные последствия принятия кодексов корпоративного управления ставят под сомнение эффективность всего механизма кодификации антикоррупционных правил поведения сотрудников коммерческих организаций. Однако наличие очевидных противоречий не указывает на однозначную невозможность реализации данной меры.

Например, представляется целесообразным сосредоточить полномочия по сбору информации о бизнес-структурах, эффективности регулирования их деятельности, проблемах бизнеса в руках бизнес-ассоциаций, торгово-промышленных палат. Это означает, что механизм кодификации может работать в форме саморегулируемых организаций: ассоциации экономических операторов будут следить за кодексами, разработанными и принятыми каждой из этих компаний, а также теми, которые не входят в ассоциацию. Такой анализ, проводимый аналогичными субъектами рынка, может быть эффективным из-за стремления каждой из организаций ограничить недобросовестную конкуренцию и неправомерное преимущество со стороны конкурента, а также получить конкретный государственный контракт путем выполнения условий доступности и внедрения этих кодексов.

Подводя итог, можно сказать, что приведенные выше предложения по привлечению представителей бизнеса к участию в деятельности государства по борьбе с коррупцией и теневой экономикой могут стать фикцией и усугубить ситуацию, а значит, их следует применять с особой осторожностью и сопровождать дополнительными механизмами контроля.

 

Список литературы:
1. Спектор, Е. И. Роль предпринимательских структур в противодействии коррупции / Е. И. Спектор, Н. Г. Семилютина, Н. Г. Доронина ; отв. ред. Н. Г. Семилютина, Е. И. Спектор. – М. : ИЗиСП при Правительстве РФ, 2012. – 340 с. 2. 
2. Едкова, Т. А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией : научно-практическое пособие / Т. А. Едкова, О. А. Иванюк, Ю. А. Тихомирова [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. – М. : ПОЛИГРАФ-ПЛЮС , 2013. – 160 с. – ISBN 978-5-906644-01-5.
3. Александрова И.А., Шевелев А.В. Использование оперативного эксперимента для изобличения взяточников // Рос. следователь 2007. № 15. С. 29-30.