Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности
Одним из видов юридической ответственности является финансово-правовая ответственность. В научной литературе нет единого подхода к пониманию природы финансово-правовой ответственности и тем самым выделяются две позиции: первая исходит из того, что финансово-правовая ответственность имеет самостоятельный характер и является видом юридической ответственности, а вторая позиция исходит из того, что она не имеет самостоятельной природы и является частью административной, уголовной ответственности. По мнению профессора И. И. Веремеенко, для выделения нового вида ответственности нет как оснований, так и нет необходимости искусственно создавать ее. В частности, качественная схожесть административно-правовых и финансово-правовых отношений и их нарушений охватывается существующими видами ответственности. В качестве аргумента в пользу второй позиции, ее сторонники приводят то обстоятельство, что санкции за многие финансовые правонарушения предусмотрены в КоАП РФ, что выделение самостоятельного вида ответственности для каждой отрасли права или законодательства является нелогичным [3, с.42-48]. Однако, стоит отметить, что природа отношений, регулирующих нормами финансового права, меры финансово-правовой ответственности, субъекты, а также охраняемый от противоправных посягательств объект имеют свои особенности.
Во-первых, особенности субъектного состава проявляется в том, что применение мер принуждения в случае нарушения финансово-правовых норм осуществляется специально уполномоченными органами ( ФНС, Федеральное Казначейство, Счетная палата, Центральный банк) и в отношении субъектов финансовых отношений. Во-вторых, особенности норм, закрепляющих ответственность за финансовые правонарушения: предусмотрены налоговым, бюджетным, административным, уголовным законодательством. Однако, следует сказать о том, что кодификация норм об ответственности за финансовые правонарушения, в одном нормативном акте, привело бы к повышению эффективности применения мер финансовой ответственности. В-третьих, основание возникновения - факт совершения финансового правонарушения.
Основанием возникновения финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение. В финансово-правовой литературе нет легального определения как первого, так и второго понятия. Однако, ст. 16 НК определяет, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность [1]. Бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [2]. Ряд норм отдельных ФЗ также содержат признаки финансовых правонарушений, не закрепляя напрямую его понятие. Так, ФЗ «О Центральном банке РФ», в ст.74 закреплено положение об ответственности кредитной организации, ст. 25 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"- ответственности резидентов и нерезидентов. Исходя из данных положений, можно определить, что финансовое правонарушение- это виновно совершенное противоправное деяние субъекта финансового права в сфере финансовой деятельности, за которое федеральным законодательством предусмотрена финансово-правовая ответственность.
Признаки финансового правонарушения: виновность (прямое указание в ст.106 НК). Так, в решении Арбитражного суда Поволжского округа указано, что ФНС не может привлечь к ответственности налогоплательщика за совершение правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ, если не докажет умысла со стороны налогоплательщика: противоправность (нарушение норм финансового законодательства: бюджетного, налогового, банковского); особенность субъектного состава ( налогоплательщики, резиденты, нерезиденты и т.д.); наказуемость (так, за 2018 год за административное правонарушение, предусмотренного ст. 15.7 КоАП РФ были назначены следующие виды наказания: предупреждение (письменное)-20 101, штраф- 227 586. По сводным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2018 г. было рассмотрено 301 646 дел об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.7 КоАП РФ (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), ст. ст. 15.15.2-15.15.5- 1088 дел, ст.15.8 (нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса))-13 дел.
Таким образом, данный вид ответственности заключается в применении к субъекту, который нарушил норму, мер государственного принуждения.