Статья:

Общие положение о прокуроре как об участнике производства по делам об административных правонарушениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Житкомлинов А.В., Пономарев А.В. Общие положение о прокуроре как об участнике производства по делам об административных правонарушениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73757 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Общие положение о прокуроре как об участнике производства по делам об административных правонарушениях

Житкомлинов Андрей Владимирович
магистрант Крымского филиала ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Симферополь
Пономарев Александр Валерьевич
канд. юрид. наук, доцент Крымского филиала ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В работе освящены общие положения, касающиеся правового регулирования деятельности прокурора в административно-деликтном производстве, место прокурора среди субъектов административной юрисдикции, а также общие положения о полномочиях прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях.

 

Ключевые слова: прокурор, участие прокурора, участник, производство по делам об административных правонарушениях, административное правонарушение.

 

Будучи системой специализированных органов, предназначенных, прежде всего для осуществления надзора за соблюдением и применением законов, прокуратура в современных условиях выступает как один из важнейших гарантов обеспечения правопорядка в стране. Среди правовых сфер, в которых проявляется ее правоохранительная роль, можно выделить, в частности, осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, однако за исключением дел находящихся в производстве судебного органа.

В ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – закон о прокуратуре), определено, что общая правовая деятельность прокурора определяется действующими положениями Конституции России, вышеупомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами, и международными договорами Российской Федерации. Освящая общие положения правового регулирования прокурора в данном направлении, хочется отметить и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ), в данном нормативном правовом акте закреплены общие основы надзорной деятельности прокурора в административно-деликтной сфере, процессуальное место прокурора среди субъектов административной юрисдикции, а также компетенция прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Незамеченным не может остаться и внутриведомственный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», данный документ носит рекомендательно-обязательный характер для прокурорских работников, принимающих участие в производстве по делам об административных правонарушениях [4].

Среди субъектов административной юрисдикции уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях особое внимание уделяется прокурору. В силу правовых норм закрепленных в  КоАП РФ – прокурор, является субъектом административно-правовых отношений, который, во-первых осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов действующих на территории страны; во-вторых обладает правом возбуждения дела об административных правонарушениях (ст. 28.4), а также правом осуществления административного расследования (п. 2 ст. 28.7). В части 5 статьи 11 КоАП РФ, прокурор, в рамках производства по делам об административных правонарушениях компетентен, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия его в деле [3]. Хочется отметить, что данная компетенция отведена исключительно прокурору, что, несомненно, подчеркивает его административно-правовой статус в производстве по делам об административных правонарушениях в целом, но и особое процессуальное положение среди субъектов административной юрисдикции.

На сегодняшний день прокурор, как участник административно-правовых отношений, наделён достаточно широким спектром полномочий по полноценному осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В силу части 2 статьи 1 Закона о прокуратуре, прокурор наделяется правом по возбуждению дел об административных правонарушениях, а также осуществлению административного расследования [2].

Освящая положение КоАП РФ в статье 25.11, закреплено, что прокурор в пределах своих полномочий, компетентен:

  1. Возбуждать производства по делам об административных правонарушениях;
  2. Участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях и пользоваться правом по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств и дачи заключений по вопросам касающихся дела:
  3. Приносить протесты на постановления по делу об административных правонарушениях независимо от участия прокурора в деле, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные федеральным законом [3].

Вывод. Обобщая компетенцию прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, хочется сказать, что прокурор установленную законом компетенцию реализовывает исключительно в рамках надзора за соблюдением Конституции и законов действующих на территории России. При выявлении административного правонарушения прокурор осуществляет административное расследование по средствам сбора различной документации или материала подтверждающего вину лица совершившего административное правонарушение. Прокурор как субъект самостоятельный исключительно по результатам проверки вправе вынести мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В практической деятельности после вынесения постановление со всеми материалами дела об административном правонарушении, прокурор направляет в подконтрольный орган весь материал, для дальнейшего привлечения виновного лица к административной ответственности.

В заключении хочется сказать, то, что прокурор – это блюститель закона, где основополагающим принципом деятельности является принцип верховенства закона. Действительно прокурор, является уникальным субъектом, осуществляющим в рамках надзорной деятельности производство по делам об административных правонарушениях. В силу положений действующего законодательства можно говорить о том, что прокурор имеет особое правовое регулирование деятельности в административно-деликтной сфере, особое место среди субъектов административной юрисдикции, а также специфическую компетенцию по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, N 39, 18.02.92;
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256;
4. Приказ Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» // https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Genprokuratury-Rossii-ot-19.02.2015-N-78/