Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации
Конференция: XC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги. Контроль за исполнением гражданами указанной конституционной обязанности возложен на налоговые органы РФ, а также на иные органы, уполномоченные в данной сфере. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов с помощью применения специально разработанных средств, методов и процедур налогового контроля.
На сегодняшний день правовой инструмент налогового контроля формируется; формируются также и разнообразные формы и способы осуществления мероприятий налогового контроля, возникают специализированные налоговые режимы в рамках налогового контроля, а также налаживается правовое регулирование налогового контроля. В этой связи представление о налоговом контроле исключительно как о совокупности законодательно установленных приемов и методов контроля хоть и отвечает сути налогового контроля, но никак не охватывает всю трудность и всесторонность данной проблемы.
Нормативно-правовая база применительно к налоговому контролю включает в себя международные акты, Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Основным законодательным актом в сфере налогового контроля является Налоговый кодекс РФ.
Так, в соответствии с главой 14 Налогового кодекс РФ налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При этом законодательство РФ предусматривает большое количество мероприятий налогового контроля.
Налоговые органы вправе:
- проводить выездные и камеральные налоговые проверки (ст. 88 и ст. 89 НК РФ);
- истребовать документы у налогоплательщиков при проведении налоговых проверок (ст. 93 НК РФ);
- истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ);
- запрашивать у иных государственных органов и учреждений информацию относительно учета организаций и физических лиц (ст. 85 НК РФ);
- запрашивать у банков в отношении организаций и физических лиц сведения о счетах и движении денежных средств по ним (ст. 86 НК РФ);
- получать пояснения у налогоплательщиков и налоговых агентов
- проводить осмотр территорий, помещений, предметов и документов налогоплательщиков (ст. 91 НК РФ);
- осуществлять выемку предметов и документов у налогоплательщиков (ст. 94 НК РФ);
- проводить экспертизу документов (ст. 95 НК РФ);
- проводить налоговый мониторинг (ст. 105.26 НК РФ);
- осуществлять налоговый контроль в иных формах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Нельзя не отметить, что на протяжении последних лет Федеральная налоговая служба трансформируется в цифровую сервисную компанию, которая обеспечивает надежное и эффективное администрирование и оказание услуг.
Для налогоплательщиков создается благоприятная налоговая среда.
Так, одним из направлений деятельности Федеральной налоговой службы является осуществление налогового контроля на основе риск-анализа и побуждения налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств. Активно развиваются и внедряются инструменты риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга.
Для более эффективного выявления налогоплательщиков, попадающих в зону риска нарушения законодательства о налогах и сборах разрабатываются и применяются критерии оценки налоговых рисков.
Если мы посмотрим на показатели количества и эффективности выездных налоговых проверок на дистанции в 5 лет, то есть в период с 2016г. по 2020г., то мы увидим снижение числа проводимых выездных налоговых проверок с 26 тыс. в 2016 году до 9,3 тыс. в 2020 году. Однако, эффективность проведенных за этот период проверок увеличивается (оценивается показатель доначисленных налогов, пеней, штрафов на 1 проверку).
Это связано с разработкой и внедрением нового программного обеспечения, увеличением качественного показателя мероприятий налогового контроля проводимых налоговыми инспекторами, изменением налогового законодательства и другим.
Несмотря на большое количество изменений, вносимых в Налоговый кодекс, система налогового контроля в РФ не идеальна.
По моему мнению, основными направлениями совершенствования налогового контроля являются:
- совершенствование системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок с целью повышения их результативности;
- повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и сборов;
- совершенствование условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования споров и снижение количества налоговых споров в судах;
- разработка качественной системы оценки работы должностных лиц налоговых органов.
Описанные мною выше направления совершенствования налогового контроля позволят увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.