Статья:

Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации

Конференция: XC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Диянов А.И. Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(90). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(90).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации

Диянов Александр Игоревич
магистрант, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги. Контроль за исполнением гражданами указанной конституционной обязанности возложен на налоговые органы РФ, а также на иные органы, уполномоченные в данной сфере. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов с помощью применения специально разработанных средств, методов и процедур налогового контроля.

На сегодняшний день правовой инструмент налогового контроля формируется; формируются также и разнообразные формы и способы осуществления мероприятий налогового контроля, возникают специализированные налоговые режимы в рамках налогового контроля, а также налаживается правовое регулирование налогового контроля. В этой связи представление о налоговом контроле исключительно как о совокупности законодательно установленных приемов и методов контроля хоть и отвечает сути налогового контроля, но никак не охватывает всю трудность и всесторонность данной проблемы.

Нормативно-правовая база применительно к налоговому контролю включает в себя международные акты, Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.

Основным законодательным актом в сфере налогового контроля является Налоговый кодекс РФ.

Так, в соответствии с главой 14 Налогового кодекс РФ налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При этом законодательство РФ предусматривает большое количество мероприятий налогового контроля.

Налоговые органы вправе:

  • проводить выездные и камеральные налоговые проверки (ст. 88 и ст. 89 НК РФ);
  • истребовать документы у налогоплательщиков при проведении налоговых проверок (ст. 93 НК РФ);
  • истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ);
  • запрашивать у иных государственных органов и учреждений информацию относительно учета организаций и физических лиц (ст. 85 НК РФ);
  • запрашивать у банков в отношении организаций и физических лиц сведения о счетах и движении денежных средств по ним (ст. 86 НК РФ);
  • получать пояснения у налогоплательщиков и налоговых агентов
  • проводить осмотр территорий, помещений, предметов и документов налогоплательщиков (ст. 91 НК РФ);
  • осуществлять выемку предметов и документов у налогоплательщиков (ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу документов (ст. 95 НК РФ);
  • проводить налоговый мониторинг (ст. 105.26 НК РФ);
  • осуществлять налоговый контроль в иных формах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Нельзя не отметить, что на протяжении последних лет Федеральная налоговая служба трансформируется в цифровую сервисную компанию, которая обеспечивает надежное и эффективное администрирование и оказание услуг.

Для налогоплательщиков создается благоприятная налоговая среда.

Так, одним из направлений деятельности Федеральной налоговой службы является осуществление налогового контроля на основе риск-анализа и побуждения налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств. Активно развиваются и внедряются инструменты риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга.

Для более эффективного выявления налогоплательщиков, попадающих в зону риска нарушения законодательства о налогах и сборах разрабатываются и применяются критерии оценки налоговых рисков.

Если мы посмотрим на показатели количества и эффективности выездных налоговых проверок на дистанции в 5 лет, то есть в период с 2016г. по 2020г., то мы увидим снижение числа проводимых выездных налоговых проверок с 26 тыс. в 2016 году до 9,3 тыс. в 2020 году. Однако, эффективность проведенных за этот период проверок увеличивается (оценивается показатель доначисленных налогов, пеней, штрафов на 1 проверку).

Это связано с разработкой и внедрением нового программного обеспечения, увеличением качественного показателя мероприятий налогового контроля проводимых налоговыми инспекторами, изменением налогового законодательства и другим.

Несмотря на большое количество изменений, вносимых в Налоговый кодекс, система налогового контроля в РФ не идеальна.

По моему мнению, основными направлениями совершенствования налогового контроля являются:

  • совершенствование системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок с целью повышения их результативности;
  • повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате  налогов и сборов;
  • совершенствование условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования споров и снижение количества налоговых споров в судах;
  • разработка качественной системы оценки работы должностных лиц налоговых органов.

Описанные мною выше направления совершенствования налогового контроля позволят увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения:  05.06.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ  (ред. от 01.04.2020). - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения:  05.06.2020)
3. Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2020 год - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/og/ (дата обращения:  07.06.2020)
4. Саркисянц Г.В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок / Г.В. Саркисянц // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 421–423.