Статья:

Место и роль социологических исследований в структуре бенчмаркинга регионального высшего образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Демидова А.Г. Место и роль социологических исследований в структуре бенчмаркинга регионального высшего образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59798 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место и роль социологических исследований в структуре бенчмаркинга регионального высшего образовании

Демидова Анастасия Геннадьевна

 

The place and role of sociological studies in the structure of benchmarking regional higher education

 

Anastasia Demidova

student, Derzhavin Tambov State University, Faculty of History, World Politics and Sociology Department of theoretical and applied sociology, Russia, Tambov

 

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ сущности и содержания таких явлений, как социологическое исследование и бенчмаркинг, рассмотрены и сопоставлены их основные этапы, определено центральное место социологического исследования в структуре бенчмаркинга, представлен ряд критериев бенчмаркинга регионального высшего образования.

Abstract. In the article the comparative analysis of the nature and content of such phenomes as a sociological study and benchmarking, discussed and compared their basic stages, defined a central place sociological study in the structure of benchmarking, presents a number of criteria benchmarking of regional higher education.

 

Ключевые слова: социологическое исследование, региональное высшее образование, бенчмаркинг, методы, стратегии, критерии бенчмаркинга.

Keywords: sociological study, regional higher education, benchmarking, methods, strategies, criterions of benchmarking. 

 

Настоящая статья предполагает установить соотношение таких явлений как социологическое исследование и бенчмаркинг. Если исходить из того, что социологическое исследование – это система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов, а бенчмаркинг - систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку, сравнение и распространение лучших практик, независимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения, то основой бенчмаркинга как раз и является социологическое исследование, так как обеспечивает его необходимой информацией.

Бенчмаркинговые проекты в сфере высшего образования, как правило, преследуют цель совершенствования управления в российских университетских комплексах методами управленческого консультирования, а также выделение и эффективное распространение лучшей управленческой практики в деятельности университетских комплексов на основе методологии бенчмаркинга.

Одним из таких проектов, основанных на использовании методологии бенчмаркинга в отечественном контексте стал проект «Организация сопровождения и распространение результатов федеральных экспериментальных площадок, в части высшего профессионального образования», выполнявшийся летом-осенью 2004 межрегиональной группой экспертов под руководством Е.А. Князева [1. с. 44-48].

Работа над проектом включала два этапа: на первом этапе был осуществлен анализ деятельности и управленческой практики в университетских комплексах по выбранным приоритетным направлениям; на втором - разработана методология оценки деятельности университетского комплекса в приоритетных направлениях с учетом его специфики, выделение и распространение лучшей управленческой практики.

Среди мероприятий и того, и другого этапов в числе основных значились сбор информации о деятельности комплексов и ее первичный анализ; согласование критериев и разработка квалиметрической шкалы для оценки деятельности университетского комплекса. Сбор необходимой для необходимой информации осуществлялся на основе разработанных экспертами и консультантами проекта опросных форм, специалисты вузов активно участвовали в совершенствовании и развитии анкет и организационных аспектов подготовки информации. Все это характерно для в первую очередь для организации социологического исследования.

Социологическое исследование, следовательно, является неким связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития социальных систем в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Социологическими исследованиями, которые могут лечь в основу бенчмаркинга регионального высшего образования, могут, например, стать исследования эффективности и качества регионального высшего образования, исследования доступности высшего образования, исследования региональных моделей социальной политики в сфере высшего образования, исследование опыта российских вузов по реализации совместных образовательных программ и другие.

А. С. Горшков в статье «О применении социологических исследований в практике управления региональной системой высшего образования» [2. c. 231-241] отмечает, что результаты социологических исследований, осуществленных в ряде ведущих вузов Санкт-Петербурга позволили выработать рекомендации по совершенствованию деятельности высшей школы, а также апробировать инструментарий исследований, использующий новые информационные технологии. Кроме того, были определены резервы улучшения работы вузов, реализовать которые позволит принятие ряда мер социально-экономического, организационного и педагогического характера. Фактически социологические исследования информационно обеспечили бенчмаркинг высшего образования конкретного административного образования. Были изучены мотивы выбора вуза, профессиональные ожидания студентов, отношение к вузу, требования студентов к личности современного преподавателя, на основе которых был разработан «эталонный» портрет преподавателя высшей школы.

Проведенные исследования выявили лучшие практики и позволили сформулировать ряд принципов социально-педагогического регулирования образовательного процесса, в частности:

  • принятие комплекса социально-экономических и организационных мер, реально обеспечивающих равную доступность высшего образования всем социальным группам населения, способствующих поступлению в вузы сельской молодежи, отслуживших в рядах вооруженных сил или проработавших на производстве;
  • совершенствование системы вступительных испытаний, включая в них элементы профессионального отбора, учитывая изначальную ориентацию абитуриентов к будущей специальности;
  • реализация мер, стимулирующих мотивацию к освоению образовательных программ с учетом особенностей, присущих конкретным специальностям;
  • изыскание форм оказания студентам индивидуальной психолого-педагогической поддержки с целью разрешения сомнений в правильности сделанного выбора, укрепления ориентации на будущую профессиональную деятельность по избранной специальности;

Кроме того, было установлено, что в систему управления вузом, региональной системой высшего образования в целом необходимо активно внедрять информационно-аналитический подход, позволяющий руководителям более глубоко, детально и оперативно отслеживать содержательные аспекты образовательного процесса; создавать механизмы прогнозирования потребности в кадрах для региональных рынков занятости, что позволит регулировать направления подготовки специалистов с учетом их потребности их привлекательности для населения.

Таким образом, проведение социологических мониторингов, дает пищу для бенчмаркинга регионального высшего образования и, соответственно, совершенствования эффективности и качества регионального высшего образования.

Рассмотрим возможность использования социологических исследований в процессе бенчмаркинга. Обычно выделяют пять основных этапов процесса бенчмаркинга [3] и три этапа организации социологических исследований
(табл. 1).

Таблица 1.

Социологические исследования в процессе бенчмаркинга

№ пп

Этап бенчмаркинга

Этапы социологического исследования

1

2

3

1

Определение функций и процессов, требующих улучшения в вашей компании

Выбор исследуемой проблемы и программы исследования

2.

Определение наилучших компаний

Сбор информации

3

Измерение показателей вашей компании

Сбор информации

4

Измерение показателей других компаний

Сбор информации

5

Использование полученной информации для улучшения показателей вашей компании

Анализ результатов и формулирование выводов

 

Таким образом, логика бенчмаркинга во многом совпадает с логикой социологического исследования. А это еще раз подтверждает тезис о том, что социологическое исследование является основой бенчмаркинга, занимает ключевую позицию в его структуре.

Методами бенчмаркинга в разрезе социологических исследований прежде всего являются опрос (анкетирование, интервьюирование), экспертная оценка, социологическое наблюдение, контент-анализ,

Одна из практических методик исследования качества высшего образования, которая может рассматриваться в качестве основы для бенчмаркинга, базируется на выявлении отношения к существующему уровню высшего образования в конкретной организации, его восприятие разными социальными группами, заинтересованными в повышении качества образовательных услуг.

И.В. Налетова в своей работе «Образовательные услуги регионального университета: соотношение восприятия преподавателей, студентов и работодателей» называет «как минимум четыре социальные группы, которые заинтересованы в объективной оценке качества образования и его соответствии уровню развития общества. Прежде всего, это государство, которое посредством повышения качества образования стремится повысить конкурентоспособность экономики и страны в целом. Вторая группа – работодатели, заинтересованные в получении на предприятия и фирмы высококвалифицированных работников, не нуждающихся, хотя бы в первое время после получения образования, в повышении его уровня, качества, переквалификации. Третья группа – университеты (менеджмент и преподаватели), которые не просто формируют качество высшего образования, но и посредством него закладывают основы привлекательности бренда и имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг. Наконец, в качестве современного образования заинтересованы студенты, которые, несмотря на то, что в нашем обществе пока не утвердилась концепция «человеческого капитала», стремятся после окончания вуза получить не просто работу по специальности, а высокооплачиваемую работу» [4. c. 265].

При высокой заинтересованности указанных социальных групп в комплексных сравнительных исследованиях уровня удовлетворения качеством высшего образования, их количество далеко от оптимального.

В 2007-2008 учебном году в рамках дисциплин специализации «социология образования» и студенческого инновационного проекта было проведено исследование «Качество образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина: студенты, преподаватели, работодатели» под руководством И.В. Налетовой, было проведено социологическое исследование, основной целью которого было получение обоснованных и надежных эмпирических данных о восприятии качества образования, предоставляемого Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина.

Исследование было направлено на выявление следующих позиций:

1. Выявление мнения респондентов об основных проблемах, существующих в отечественном высшем образовании.

2. Определение особенностей восприятия качества предлагаемого образования ТГУ им. Г.Р. Державина разными социальными группами.

3. Выявление оценки возможности трудоустройства студентов нашего университета на региональном рынке труда.

4. Уточнение задач взаимодействия между студентами, преподавателями и работодателями.

5. Выявление барьеров, препятствующих плодотворному сотрудничеству университета и регионального рынка труда.

6. Сравнение представлений работодателей и университета об эффективных формах взаимодействия [4. C. 266].

Метод исследования - анкетный опрос. Генеральную совокупность - студенты и профессорско-преподавательский состав Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также работодатели города Тамбова.

Полученные результаты позволили сделать ряд выводов, принципиально важных для бенчмаркинга регионального высшего образования. К ним, с нашей точки зрения, в первую очередь относятся выводы о необходимости поиска выхода из ситуации неудовлетворенности работодателей качеством регионального высшего образования; преодоления кризисных элементов в системе высшего образования; расхождения в ожиданиях студентов, преподавателей, работодателей, касающихся качества; профессионализма кадров.

Критериями для бенчмаркинга регионального высшего образования могут быть следующие:

  1. Уровень знаний при поступлении в вуз (средний балл ЕГЭ)
  1. Уровень востребованности образовательных услуг вуза     .
  2. Численность студентов.
  3. Численность студентов по источникам финансирования.
  4. Структура численности студентов.
  5. Соотношение числа поступивших и окончивших вуз.
  6. Уровень удовлетворённости реализуемыми вузом образовательных услуг.
  7. Соотношение ожиданий студентов с фактическим уровнем реализуемыми вузом образовательных услуг.
  8. Уровень востребованности выпускников.
  9. Связь основной работы с полученной в вузе специальностью.
  10. Динамика числа образовательных организаций, реализующих программы высшего образования.
  11. Условия реализации образовательной деятельности.
  12. Состояние инфраструктуры вуза.
  13. Обеспеченность образовательной деятельности современным оборудованием.
  14. Обеспеченность образовательной деятельности современными информационными ресурсами.
  15. Количество научных исследований.
  16. Актуальность научных исследований.
  17. Качество научных исследований.
  18. Практическая значимость научных исследований.
  19. Количество научных исследований, результаты которых внедрены в практику.
  20. Удельный вес студентов, участвующих в научных исследований.
  21. Востребованность научных исследований.
  22. Участие в международных исследований.
  23. Численность аспирантов.
  24. Удельный вес лиц, защитивших диссертации в общем выпуске из аспирантуры.
  25. Качественный состав профессорско-преподавательского состава.
  26. Квалификация работников.
  27. Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава.
  28. Средняя заработная плата работников вуза и другие.

Ряд критериев может быть продолжен в зависимости от избранного направления сравнения, например, образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, участие в международных исследованиях, финансово-экономическая деятельность, трудоустройство выпускников и т.д.

Методологическим стратегиями получения необходимой информации могут стать количественная стратегия, традиционная для отечественной социологии образования, используемая для исследования большой социальной общности, либо качественная, применяемая в рамках микросоциологических исследований [5, с. 39-44].

Источниками информации в бенчмаркинге регионального высшего образования могут стать: социальные группы обучаемых и обучающих, родители, широкие слои населения, руководители системы высшего образования, эксперты, статистические данные, собираемые в масштабах региона, страны, данные международных исследований.

Итак, социологическое исследование в силу особенностей его методологии, методики, самой логики проведения занимает ведущее место в структуре бенчмаркинга, так как обеспечивает последний обоснованной, надежной актуальной информацией, необходимой для принятия стратегических решений, обеспечивающих эффективность и качество совершенствования и развития регионального высшего образования.

 

Список литературы:
1. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006.  С. 44-48. 
2. Горшков А.С. О применении социологических исследований в практике управления региональной системой высшего образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-sotsiologicheskih-issledovaniy-v-praktike-upravleniya-regionalnoy-sistemoy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения 17.06.2018). 
3. Баяндин Н.И. Пять этапов бенчмаркинга: как их использовать для улучшения показателей вашей компании. [Электронный ресурс]. 2015. Дата обновления: 04.07.2015.  URL: http://www.elitarium.ru/ehtapy-benchmarkinga-konkurentnaya-razvedka-firma-proekt-pokazatel-rabota-informaciya-metod-izmerenie-ocenka-otrasl-lider-sravnenie/ (Дата обращения 28.04.2018)   
4. Налетова И.В. Образовательные услуги регионального университета: соотношение восприятия преподавателей, студентов и работодателей // Аналитика культурологии. 2008. № 12. С. 265-267 
5. Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2013.