Статья:

Финансовая политика машиностроительного предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Калмыков Д.А. Финансовая политика машиностроительного предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60074 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовая политика машиностроительного предприятия

Калмыков Дмитрий Алексеевич
магистрант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В статье рассматривается финансовая политика машиностроительного предприятия.

 

Ключевые слова: финансовая политика, финансовое состояние, аналитический баланс, абсолютная и текущая ликвидность.

 

Машиностроительные предприятия как хозяйствующие субъекты, располагающие собственными финансовыми ресурсами, вправе определять самостоятельную финансовую политику.

По мнению В.Я. Ушакова: «Под финансовой политикой машиностроительного предприятия понимается совокупность методов управления финансовыми ресурсами, которые направлены не только на их формирование, но и рациональное, эффективное использование» [1]. Основной целью при создании финансовой политики предприятия машиностроительной отрасли является разработка эффективной системы управления финансовыми активами.

В своей работе Седова Е.И., Красюкова И.В. отмечают : «к стратегическим задачам предприятия относятся оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия, максимизация выручки и прибыли, достижение не секретности экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)» [2]. Тактические финансовые задачи, вытекающие из стратегических задач, определяются индивидуально каждым предприятием.  Финансовая политика машиностроительного предприятия определяется по направлениям: разработка учетной политики; разработка кредитной политики; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики; дивидендная политика; управление финансами [3].

Проведем анализ финансовой политики машиностроительного предприятия на примере ООО «Предприятие «Аэротех».

Структура управления и организация бухгалтерского учета на ООО «Предприятие «Аэротех» ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч. с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [4]. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяй­ственных операций несет руководитель организации. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.  

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация материальных ценностей и финансовых обязательств предприятия с периодичностью один раз в год. Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в 3 года.

Следует отметить, что базой для разработки финансовой политики машиностроительного предприятия является анализ его финансового состояния.

Под финансовым состоянием предприятия понимается экономическая категория, которая отражает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Таблица 1.

Расчет коэффициента абсолютной ликвидности

Название показателя

2017 г.

2018 г.

Отклонение

Абс.

Отн.

Денежные средства и денежные эквиваленты, тыс. руб.

50802

83427

32625

64,22

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), тыс. руб.

29562

14781

-14781

-50

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

902246

589800

-312446

-34,63

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,09

0,17

0,08

88,88

 

Как видно из таблицы 1, в 2017 г. Кабс. ликв. составил 0,09; в 2018 г. – 0,17. В 2018 г. заметно увеличение данного показателя на 0,08. Краткосрочные финансовые вложения уменьшились на 14781 тыс. руб., а краткосрочные обязательства уменьшились на 312446 тыс.руб , и как следствие, в 2018 г. платежеспособность предприятия увеличилась.  Из вышесказанного можно сделать выводы:  

- в 2017 г. предприятие было способно погасить лишь 9 % своих краткосрочных обязательств за счет высоколиквидных оборотных активов;

- в 2018 г. способность погасить краткосрочные обязательства за счет высоколиквидных оборотных активов увеличилась до 17%.

Таблица 2.

Расчет коэффициента текущей ликвидности ООО «Предприятие «Аэротех»

Название показателя

2017 г.

2018 г.

Отклонение

Абс.

Отн.

Оборотные активы, тыс. руб.

790833

690075

-100758

-12,74

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

902246

589800

-312446

-34,63

Коэффициент текущей ликвидности

0,88

1,17

0,29

32,95

 

Таким образом, в 2017 г. коэффициент текущей ликвидности составил 0,88; а в 2018 г. – 1,17; т.е. в 2017 г. предприятие было способно погасить свои текущие обязательства за счет оборотных активов на 88%; в 2018 г. – на 117 %.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.

Таблица 3.

Расчет степени платежеспособности по текущим обязательствам ООО «Предприятие «Аэротех»

Название показателя

2017 г.

2018 г.

Отклонение

Абс.

Отн.

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

902246

589800

-312446

-34,63

Среднемесячная выручка, тыс. руб.

112985

119079

6094

5,39

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

7,98

4,95

-3,03

-37,97

 

Таким образом, степень платежеспособности по текущим обязательствам предприятия уменьшилась в 2018 г. на 3,03 и составила 4,95. В 2017 г. данный показатель равнялся 7,98.

Это означает, что в 2017 г. предприятие было в состоянии погасить свои краткосрочные обязательства за счет выручки за 8 месяцев, поскольку общий объем текущих пассивов превышает среднемесячную выручку почти в 8 раз.

А в 2018 г. отмечается резкое снижение данного показателя по сравнению с 2017 г. на 3,03, т.е. за счет значительного уменьшения текущих обязательств и одновременного увеличения выручки предприятия повысилась платежеспособность за счет выручки. Возможность покрытия текущих обязательств составила 5 месяцев.

Следует отметить, динамика уменьшения данного показателя является позитивной, поскольку повышение выручки и уменьшение обязательств представляет собой результат более эффективной деятельности предприятия. Анализ финансового состояния предприятия показывает, что у предприятия ООО «Предприятие «Аэротех» имеется достаточный уровень платежеспособности для погашения своих обязательств. Можно сделать вывод о том, платежеспособность за рассматриваемый период улучшается, так как имеет место быть улучшение финансового состояния.

 

Список литературы:
1. Финансовая политика предприятия: учебное пособие / В.Я. Ушаков. – М.: Издательство Московского университета им. С.Ю. Витте, 2015. - 242 с.
2. Седова Е.И., Красюкова И.В. Анализ и оценка финансового состояния предприятий машиностроительной промышленности // Вестник университета. – 2015. - № 7. – с. 194-197
3. Бородин А.И., Катков Е.В., Сорочайкин А.Н. Механизмы финансирования устойчивого развития промышленных предприятий // Основы экономики, управления и права. – 2014. - № 1 (13). – с. 46-53
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (Дата обращения: 20.09.2019)