Финансовая политика машиностроительного предприятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Финансовая политика машиностроительного предприятия
Аннотация. В статье рассматривается финансовая политика машиностроительного предприятия.
Ключевые слова: финансовая политика, финансовое состояние, аналитический баланс, абсолютная и текущая ликвидность.
Машиностроительные предприятия как хозяйствующие субъекты, располагающие собственными финансовыми ресурсами, вправе определять самостоятельную финансовую политику.
По мнению В.Я. Ушакова: «Под финансовой политикой машиностроительного предприятия понимается совокупность методов управления финансовыми ресурсами, которые направлены не только на их формирование, но и рациональное, эффективное использование» [1]. Основной целью при создании финансовой политики предприятия машиностроительной отрасли является разработка эффективной системы управления финансовыми активами.
В своей работе Седова Е.И., Красюкова И.В. отмечают : «к стратегическим задачам предприятия относятся оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия, максимизация выручки и прибыли, достижение не секретности экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)» [2]. Тактические финансовые задачи, вытекающие из стратегических задач, определяются индивидуально каждым предприятием. Финансовая политика машиностроительного предприятия определяется по направлениям: разработка учетной политики; разработка кредитной политики; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики; дивидендная политика; управление финансами [3].
Проведем анализ финансовой политики машиностроительного предприятия на примере ООО «Предприятие «Аэротех».
Структура управления и организация бухгалтерского учета на ООО «Предприятие «Аэротех» ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч. с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [4]. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация материальных ценностей и финансовых обязательств предприятия с периодичностью один раз в год. Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в 3 года.
Следует отметить, что базой для разработки финансовой политики машиностроительного предприятия является анализ его финансового состояния.
Под финансовым состоянием предприятия понимается экономическая категория, которая отражает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.
Таблица 1.
Расчет коэффициента абсолютной ликвидности
Название показателя |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
Абс. |
Отн. |
|||
Денежные средства и денежные эквиваленты, тыс. руб. |
50802 |
83427 |
32625 |
64,22 |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), тыс. руб. |
29562 |
14781 |
-14781 |
-50 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
902246 |
589800 |
-312446 |
-34,63 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,09 |
0,17 |
0,08 |
88,88 |
Как видно из таблицы 1, в 2017 г. Кабс. ликв. составил 0,09; в 2018 г. – 0,17. В 2018 г. заметно увеличение данного показателя на 0,08. Краткосрочные финансовые вложения уменьшились на 14781 тыс. руб., а краткосрочные обязательства уменьшились на 312446 тыс.руб , и как следствие, в 2018 г. платежеспособность предприятия увеличилась. Из вышесказанного можно сделать выводы:
- в 2017 г. предприятие было способно погасить лишь 9 % своих краткосрочных обязательств за счет высоколиквидных оборотных активов;
- в 2018 г. способность погасить краткосрочные обязательства за счет высоколиквидных оборотных активов увеличилась до 17%.
Таблица 2.
Расчет коэффициента текущей ликвидности ООО «Предприятие «Аэротех»
Название показателя |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
Абс. |
Отн. |
|||
Оборотные активы, тыс. руб. |
790833 |
690075 |
-100758 |
-12,74 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
902246 |
589800 |
-312446 |
-34,63 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,88 |
1,17 |
0,29 |
32,95 |
Таким образом, в 2017 г. коэффициент текущей ликвидности составил 0,88; а в 2018 г. – 1,17; т.е. в 2017 г. предприятие было способно погасить свои текущие обязательства за счет оборотных активов на 88%; в 2018 г. – на 117 %.
Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.
Таблица 3.
Расчет степени платежеспособности по текущим обязательствам ООО «Предприятие «Аэротех»
Название показателя |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
Абс. |
Отн. |
|||
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
902246 |
589800 |
-312446 |
-34,63 |
Среднемесячная выручка, тыс. руб. |
112985 |
119079 |
6094 |
5,39 |
Степень платежеспособности по текущим обязательствам |
7,98 |
4,95 |
-3,03 |
-37,97 |
Таким образом, степень платежеспособности по текущим обязательствам предприятия уменьшилась в 2018 г. на 3,03 и составила 4,95. В 2017 г. данный показатель равнялся 7,98.
Это означает, что в 2017 г. предприятие было в состоянии погасить свои краткосрочные обязательства за счет выручки за 8 месяцев, поскольку общий объем текущих пассивов превышает среднемесячную выручку почти в 8 раз.
А в 2018 г. отмечается резкое снижение данного показателя по сравнению с 2017 г. на 3,03, т.е. за счет значительного уменьшения текущих обязательств и одновременного увеличения выручки предприятия повысилась платежеспособность за счет выручки. Возможность покрытия текущих обязательств составила 5 месяцев.
Следует отметить, динамика уменьшения данного показателя является позитивной, поскольку повышение выручки и уменьшение обязательств представляет собой результат более эффективной деятельности предприятия. Анализ финансового состояния предприятия показывает, что у предприятия ООО «Предприятие «Аэротех» имеется достаточный уровень платежеспособности для погашения своих обязательств. Можно сделать вывод о том, платежеспособность за рассматриваемый период улучшается, так как имеет место быть улучшение финансового состояния.