Статья:

Проблема дезадаптации подростков в условиях школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова А.А. Проблема дезадаптации подростков в условиях школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60167 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема дезадаптации подростков в условиях школы

Новикова Анастасия Алексеевна
магистрант Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, РФ, г. Москва

 

Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и, первоначально,  главным образом использовалось в биологии, но уже давно вышло за ее пределы. В настоящее время оно широко используется в медицине, физиологии, психологии, социологии и педагогике. Анализ научной литературы показывает, что понятие «адаптация» является многоаспектным и рассматривается различными исследователями по-разному. Так, ряд ученых рассматривает адаптацию как результат приспособления. А.К.Гришаков, Т.М.Титаренко, В.П.Казмиренко, Ф.Г.Хайруллин. Бихевиористы (Г.Айзенк, Р.Хенки) рассматривают адаптацию, с одной стороны, как состояние, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены, находятся в гармонии; а с другой, процесс, посредством которого этот гармоничное состояние достигается. В.Г.Гамов [3] двояко понимает адаптацию: как процесс, и, в то же время, как результат активного приспособления к совокупностям условий среды, обусловленный целями, ценностными ориентациями личности, возможностями их достижения в данной социальной среде, адекватностью восприятия себя, своих социальных связей, ситуации в целом. Процесс адаптации – это, прежде всего, активность самого субъекта деятельности, в нашем случае подростка, которая предусматривает самостоятельную постановку задач и поиск путей для их решения. Этот процесс требует анализа своих действий и поступков, характерных особенностей взаимодействия с другими субъектами и новой средой. Т.В.Алексеева [1] рассматривает адаптацию как процесс приспособления личностных качеств и формирование новых личностных социально и профессионально значимых качеств, обеспечивающих реализацию личностного потенциала.

С.А.Ворожбит [1] обозначил факторы успешной адаптации: развитый интеллект; наличие положительного социального статуса; развитое внимание; пол (мужчины адаптируются лучше, чем женщины); уровень развития умственных способностей.

Наряду с понятием  адаптации закономерным будет обозначение и термина дезадаптация. В психолого-педагогическом аспекте, дезадаптация – процесс, не ведущий личность к состоянию адаптированности при благоприятных условиях, иными словами – ведущий человека к дезадаптированности. Для данного состояния характерно отсутствие положительных психологических особенностей, которые присущи процессу успешного взаимодействия человека с  окружающим миром и достижения состояния адаптированности [2]. Некоторые психологи и педагоги считают, что дезадаптацию подростков в условиях школы следует рассматривать как более широкое явление —социальную дезадаптацию. Иными словами, это не только невозможность соответствовать не только требованиям, предъявляемым общеобразовательным учреждением, но и отсутствие адекватного взаимодействия подростка с людьми окружающим миром в условиях, предъявляемых конкретному подростку той микросоциальной средой, в которой он существует [7]. Проявляется дезадаптация личности подростка, в первую очередь, в неспособности адаптироваться к собственным, индивидуальным притязаниям, потребностям. Это обсусловлено невозможностью соответствия тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляются к ребенку как егосоциальной средой, так и собственной социальной ролью подростка[6]. Характерным признаком дезадаптации личности подростка является переживание им длительных внутренних, внешних конфликтов, без возможности разрешения личностных проблем адаптационного характера с помощью нахождения психических механизмов и необходимых форм поведения.

Являясь многогранным явлением, дезадаптированность может проявляться с разной интенсивностью, в различных вариантах, может вызваться разнообразными причинами. Сущностью явления дезадаптации является внутренняя или внешняя дегармонизация личности подростка (с собой, социумом), проявляющаяся в его деятельности, а также во взаимоотношениях с окружающими и поведении [5]. Дезадаптация затрагивает основные виды человеческой жизнедеятельности, среди них: коммуникативная, познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная [9]. В основе социальной дезадаптации подростка, как правило, лежит его эмоциональная неустойчивость, слабая мотивация, а также определенные поведенческие реакции, проявляющиеся в низком уровне самоконтроля, наличии реакций ухода от конфликта [8]. К эмоционально-волевым характеристикам такого ребенка подросткового возраста можно отнести недостаточную эмоциональную зрелость, слабость эмоционального, волевого контроля, несдержанность, высокий уровень напряженности. Зачастую, неадекватность поведения подростков оказывается напрямую связана с их нахождением в состоянии дезадаптации. Актуальность проблемы дезадаптации заключается в возникновении затруднений в организации образовательного процесса в практической деятельности педагогов. [10]. Часто, вводимые требования к образовательному процессу превосходят возможности детей подросткового возраста, для которых характерно изменение состояния эмоциональной сферы, что ведет к возникновению стрессовой реакции организма подростка. Наиболее характерными формами проявлениями дезадаптации подростков в условиях школы являются дисциплинарные нарушения и проблемы в учебе. При этом, необходимо отметить, что данные явления не имеют ничего общего с неуспеваемостью, не говорят о низком интеллектуальном уровне подростка, проблемах с развитием социальных навыков. Необходимо также учитывать факторы, на которых основана дезадаптация подростка: индивидуальные факторы (здоровья – наличие тяжелых, хронических заболеваний); психолого-педагогические факторы (упущения школьного, семейного воспитания, заключающиеся в отсутствии индивидуального подхода к подростку, неадекватности воспитательных мер, предпринимаемых педагогом, оскорбительном отношении педагога, занижении оценок; тяжелый эмоциональный климат в семье и т.д.); социально-психологические факторы (заключающиеся в неблагоприятных взаимоотношениях подростка с его окружением ); личностные факторы, подразумевающие избирательное отношение личности к предпочитаемым им среде общения, нормам, ценностям окружения, к  влиянию общественности, семьи, школы, в собственной способности саморегуляции своего поведения [4]. Говоря о проблеме дезадаптации детей подросткового возраста в условиях школы, следует учитывать разновидности дезадаптации личности: устойчивая ситуативная дезадаптация (подросток не находит средств, путей адаптации в конкретных социальных ситуациях); временная дезадаптация (устраняется с помощью адекватных адаптивных, социальных  действий); общая устойчивая дезадаптация (проявляется в возникновении психических комплексов [2]. Таким образом, исследование причин возникновения дезадаптации у подростков имеет принципиальное значение для успешного выявления особенности адаптации каждого подростка и дальнейшей разработатки необходимых рекомендаций в целях успешного преодоления всевозможных проявлений состояния дезадаптации.  

 

Список литературы: 
1. Ворожбит С.А. Влияние особенностей интеллекта на процесс успешной адаптации студентов // Проблемы общей и педагогической психологии. - 2006. - Т. 8. - Вып. 7.
2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоцианальные и стрессовые растройства у детей и подростков.- М., 1995. — С.8–11. 
3. Гамов В. Психологические особенности адаптации студентов // Проблемы общей и педагогической психологии. - Т. 6. - Вып. 8. - 2004. 10. Гармаш Л., Коцур Н. Пути оптимизации интеллектуального потенциала студентов-первокурсников при адаптации к учебному процессу в вузе // Актуальные проблемы психологии. Психология обучения. Медицинская психология. - Т.
4. Глозман Ж. М., Самойлова В. М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 2. 
5. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М., 1993. 
6. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. — 2002. — № 8. — С.99–104. 
7. Иовчук Н. М., Северный А. А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление.- М., 1995. 
8. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. — 2002. — № 1. 
9. Семенюк М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. — М. — Воронеж, 1996. 
10. Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.