Статья:

Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Новикова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60215 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте

Новикова Анастасия Алексеевна
магистрант Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день проблема подростковой агрессивности и враждебности является особенно актуальной. С точки зрения современных исследователей, агрессивность рассматривается как устойчивое свойство личности, выражающаяся в готовности к проявлению агрессии. Характерными особенностями подросткового возраста является стремление подростка к проявлению взрослости, развитие его самооценки, самосознания, возникновения интереса к собственной личности, к собственным возможностям и способностям. Отсутствие благоприятных условий для реализации потенциала личности подростка  может вести к возникновению искаженных форм самоутверждения, неблагоприятным реакциям, в том числе, к выбору агрессивной модели поведения. По мнению И.С. Кона, агрессивные формы поведения чаще проявляются в группах, где теряется уникальность каждого индивидуума, устраняется личная ответственность и происходит обезличивание [4]. По  А.Г Крючковой, О.П. Гнидину, существуют следующие признаки агрессии [1]: деструктивность поведения; нацеленность на использование окружающих в своих интересах; доминирование личных целей, причинение вреда окружающим людям; в основе проявления агрессии лежит намерение причинить вред кому-либо. Е.Н. Прохорова характеризует  агрессивное поведение как демонстрацию преимущества в силе [2]. Согласно И.В. Грюнбергу,  агрессивность является относительно стабильной готовностью к проявлению агрессивных действий в самых разнообразных ситуациях» [2]. В ряде исследований [3] говорится о преобладании агрессии физического характера у подростков в возрасте 10-11 лет, однако, с возрастом, к 14-15 годам, ведущей становится агрессия вербальная. При этом, динамика роста вербальной и физической агрессии в процессе взросления разнится: проявления агрессии вербального характера растет значительно быстрее, в то время, как проявления физической агрессии увеличиваются в незначительной степени.

Проявление различных форм агрессии обусловлено не только возрастными, но и половыми особенностями. Наиболее характерным для мальчиков является выражение прямой агрессии, Девочкам же свойственна склонность к вербальной агрессии в различных её формах. Данная тенденция является характерной для детей подросткового возраста различных этносов [5]. В возрасте от 11 до 12 лет ведущей формой проявления агрессии  как у девочек, так и у мальчиков, становится негативизм, характеризующийся как манера поведения, направленная, обычно, против человека, находящегося в авторитете, которая проявляется как активная борьба против сложившихся устоев, норм и правил. Для подростков мужского пола в возрасте 14-15 лет свойственно доминирование негативизма и вербальной агрессии, у девочек той же возрастной категории доминирующей является вербальная агрессия. Необходимо отметить, что, вне зависимости от возраста, любая форма проявления агрессии выражена больше у мальчиков, чем у девочек. Уровень выраженности враждебности подростков коррелирует с их самооценкой. Уровень агрессии тем выще, чем выше самооценка подростка  [5].

Важное значение для понимания проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте имеет анализ соответствия самооценки подростка с внешней оценкой, дающейся окружающими – например, преподавателями, одноклассниками. Отсутствие признания в окружающем социальном пространстве, рассматривается как фрустрирующая ситуция, затрагивая одну из базовых потребностей личности – в признании и уважении, что также может повлечь за собой проявление агрессии. Этому свидетельствуют исследования [6], согласно которым дети подросткового возраста с самооценкой, находящейся в конфликте с внешней оценкой социума, характеризуются более высокими показателями уровня агрессии. Также, такие подростки имеют более высокий уровень раздражительности, и обиды. В ряде исследований отображена различная степень привязанности к родителям у агрессивных и неагрессивных подростков. Идентификация с родителями у неагрессивных подростков выражена сильнее, чем у агрессивных. Необходимо отметить, что формирование неагрессивной линии поведения подростка зависит и от обучения формам неагрессивного поведения, подразумевающего умение разрешать возникшие конфликтные ситуации и противоречия конструктивным образом – наиболее выраженным различием между подростками с высоким и низкий уровнем агрессивности является  не предпочтение агрессивное линии поведения, а незнание конструктивных вариантов разрешения конфликтной ситуации.

Как свойство личности, агрессивность формируются, как правило, на раннем этапе социализации, в подростковом и детском возрасте. Подростковый возраст является переломной стадией развития человека, для которой характерна склонность к приобретению, закреплению различных форм поведения, следовательно, коррекционная работа с тенденциями к агрессивному поведению у подростков является особенно актуальной, требующей серьезного.

 

Список литературы: 
1. Гнидин О. П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред: Дис ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2008. — С. 40.
2. Грюнберг И.В. Теоретические основы проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта // Учёные записки Орловского гос. ун-та. — 2014. — № 1. — С. 434-437.
3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998
4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
6. Регуш Л. А. Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005.