Статья:

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кирш С.Ю. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154424 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Кирш Сюзанна Юрьевна
магистрант, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Каргина Анастасия Евгеньевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP ABILITIES

 

Suzanna Kirsh

Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Anastasia Kargina

Academic Supervisor, PhD, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В статье представлено содержание и сущность эмоционального интеллекта младших школьников; обоснована необходимость развития эмоционального интеллекта младших школьников как необходимого условия формирования лидерских способностей; проведено экспериментальное исследование коммуникативных и организаторских склонностей младших школьников.

Abstract. The article presents the content and essence of the emotional intelligence of younger schoolchildren; the necessity of developing the emotional intelligence of younger schoolchildren as a necessary condition for the formation of leadership abilities is substantiated; an experimental study of the communicative and organizational inclinations of younger schoolchildren is conducted.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младшие школьники, лидерские способности, организаторские и коммуникативные склонности.

Keywords: emotional intelligence, primary school students, leadership abilities, organizational and communicative inclinations.

 

Возраст младшего школьника можно рассматривать в разрезе возникновения векторных направлений взрослой жизни. Для этого возраста значимой особенностью является возникновение и развитие ответственности за свою жизнь. Э. Эриксон в своих исследованиях особое внимание отводит исследованию различных аспектов поведения младших школьников: проявление интереса к риску и экспериментам; большая зависимость от влияния сверстников; стремление к независимости [7].

На основании проведенного исследования Э. Эриксон пришел к выводу о том, что именно данные аспекты поведения позволяют младшим школьникам приобретать опыт и крайне необходимые навыки для формирования и развития своей личности [7].

В трудах Э. Эриксона векторное направление имеет представление о том, что формирование и развитие у младших школьников чувства идентичности основанного на реальности является основой формирования эмоционального интеллекта [7].

И.А. Зимняя в своих исследованиях указывает на то, что младший школьник начинает сталкивается с различными вызовами и задачами на своем пути формирования идентичности. Он начинает задавать вопросы самому себе: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?». Младший школьник начинает осознавать свои мысли, чувства и желания, а также учится анализировать свои поступки и принимать решения на основе собственных ценностей. Он начинает понимать себя как индивидуальность, обладающую своими уникальными чертами, талантами и потенциалом [1].

По мнению Э. Эриксона идентичность включает два вектора развития:

– система представлений о себе, тех или иных качествах, целях, интересах, убеждениях;

– адекватная самооценка представлений о себе, самоуважение или оценка того, что человек думает о себе. В данном аспекте Э. Эриксон проводит границу между общей самооценкой (как младший школьник воспринимает себя в целом) и частной самооценкой (как младший школьник воспринимает свое умение выстраивать эффективную коммуникацию с другими людьми) [7].

Младший школьник находится на рубеже подросткового и взрослого возраста, где эмоциональное понимание своей личности и места в обществе является особенно актуальным. В этом контексте EQ играет важную роль, помогая подросткам повторно исследовать себя, определить свои интересы, ценности и амбиции, а также осознать свои сильные и слабые стороны [7].

Различные аспект изучения эмоционального интеллекта представляют особую ценность, как в прикладном характере, так и в фундаментальном. Нами было выявлено, что большинство современных исследований посвящено изучению эмоционального интеллекта взрослых людей, а к вопросу эмоционального интеллекта младших школьников лишь частичное обращение.

В.С. Собкин отмечает, что важнейшим компонентом эмоционального интеллекта является умение узнавать эмоции и управлять ими, что зависит от той или иной степени осознания [6]. У младших школьников части мозга находятся в стадии активного развития и способность к осознанию сформирована не в полной мере. Часть мозга, которая контролирует разум и логику находится в постоянном развитии, именно по этой причине младшие школьники часто бывают легкомысленными, эмоциональными [6]. Им не хватает эмоционального интеллекта. Они не могут осознавать те или иные эмоции, управлять ими [6].

Ю.Р. Николаева отмечает, что эмоциональный интеллект играет одну из ключевых ролей в эффективном обучении. Именно по этой причине очень важно формирование таких ключевых компонентов, как уверенность в себе, самоконтроль, умение общаться и сотрудничать [3].

В.С. Мерлин, Л.В. Рагулина полагают, что указанные качества являются важнейшими аспектами эмоционального интеллекта младших школьников. Только в том случае, если младший школьник имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, обладает самосознанием и внутренней мотивацией, он будет успешным, как в учебе, так и в жизни [2,5].

К.К. Платонов считает, что эмоциональное состояние и эмоциональный интеллект оказывают значительное влияние на образовательный опыт и успех младших школьников. Поэтому, при разработке образовательных программ следует уделять должное внимание укреплению эмоционального здоровья и развитию эмоционального интеллекта [4].

В аспекте нашего исследования следует отметить, что достаточно часто интеллектуально развитые младшие школьники не умеют устанавливать эффективную коммуникацию. То есть они практически не компетентны, как в эмоциональном плане, так и в социальном плане. Формирование и развитие эмоционального интеллекта у этих младших школьников поможет им стать успешными в различных видах деятельности.

Одним из критериев успешности, как показателя высокого уровня эмоционального интеллекта является развитие лидерских способностей младших школьников. Таким образом, можно говорить о том, что развитие высокого уровня эмоционального интеллекта непременно является важным условием формирования лидерских способностей младших школьников.

Принято выделять следующие лидерские способности младших школьников: энергичность, коммуникативность, уверенность, дружелюбие.

В аспекте исследования нашей темы нами был организован эксперимент на выявление лидерских качеств младших школьников. В исследовании приняло участие 27 младших школьников по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.

Процентное соотношение полученных результатов представлено на диаграмме 1 «Уровень коммуникативных и организаторских склонностей младших школьников по методике В.В. Синявского, В.А. Федорошина». На диаграмме видно, что 6 школьников имеют очень высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (22 %); 4 школьника имеют высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (15 %); 9 школьникам присущ средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей (33 %); 5 школьников имеют уровень коммуникативных и организаторских способностей ниже среднего (19 %); 3 школьника имеют низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (11 %).

 

Рисунок 1. Выраженность уровня коммуникативных и организаторских склонностей

 

Таким образом, мы делаем вывод о том, в исследуемой группе преобладает средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей младших школьников.

На основе проведенного исследования нами установлено, что коммуникативные и организаторские способности являются важнейшим элементом эмоционального интеллекта, поэтому развитие эмоционального интеллекта является непременным условием развития организаторских способностей младших школьников.

 

Список литературы:
1. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: материалы участников съезда. Т.1.–М.: Российское психологическое общество, 2012.
2. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования: уч. пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1989. – 79 с.
3. Николаева, Ю.Р. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности руководства и лидерства / Ю.Р. Николаева // В сборнике: Социально-экономические проблемы инновационного развития материалы III Международной научно-практической конференции. Воронежский институт кооп. (фил.); редколлегия: С. В. Семененко. Воронеж. – 2012. – С. 218-20.
4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов – М: Наука, 1986. – 254 с.
5. Рагулина, Л.В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности // Молодой ученый. – 2018. –№1–2. Т. 2. –С.290–292.
6. Собкин В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа) / В. С. Собкин, Т. А. Лыкова // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2 (18). – С.56-65.
7. Эриксон, Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.