Статья:

Системы поддержки принятия решений в бизнес-процессах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Радыков М.А., Боровский А.С. Системы поддержки принятия решений в бизнес-процессах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60438 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Системы поддержки принятия решений в бизнес-процессах

Радыков Матвей Анатольевич
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург
Боровский Александр Сергеевич
д-р. техн. наук, доцент кафедры управления и информатики в технических системах, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург

 

Целью работы любого современного предприятия является получение прибыли путем выпуска продукции или оказания услуг. Деятельность таких предприятий включает в себя следующие процессы:

- анализ рынка потребителей товаров или услуг;

- разработка концепции товара или услуги;

- снабжение предприятия необходимыми ресурсами;

- производство товаров или предоставление услуги;

- финансовый учет.

Все эти процессы состоят из совокупности взаимозависимых и взаимосвязанных функций, на вход которых поступают ресурсы, а на выходе создается продукт. Для производства товара или услуги используется технология, с помощью которой происходит преобразование полученных ресурсов.

Актуальность исследования обоснована использованием средств вычислительной техники для сокращения трудовых и временных затрат на принятие решений в управлении бизнес-процессами.

По результатам деятельности предприятия происходит оценка по разным критериям. 

Выбор этих критериев зависит от типа предприятия, организационной структуры. К таким критериям могут относиться прибыль, уровень издержек, производительность труда. В итоге, каждое предприятие вырабатывает собственные методы оценки результатов деятельности, в основе которых лежат показатели эффективности и которые опираются на документы бухгалтерской отчетности.

Существуют несколько основных подходов к определению эффективности предприятия:

- эффективность достижения целей компании;

- эффективность как способность получать максимальную выгоду;

- эффективность как показатель удовлетворения потребителей.

Для всех этих подходов общим признаком эффективность является способность предприятия достигать свою цель, а именно удовлетворение потребителей, оптимальное соотношение затрат на производство. Реализация поставленных целей – основная цель деятельности предприятия. Если в установленные сроки цель не была достигнута, то деятельность предприятия не является эффективной.

Наличие понятия эффективность ставит предприятию задачу по улучшению своих показателей, так как эффективность напрямую связаны с конечными финансовыми результатами деятельности, монетизацией, которая и является основной целью руководства.

Термин «управление бизнес-процессами» стал активно использоваться в научной литературе в середине 90-x годов, данный термин обозначает управление набором операций, которые, вместе создают результат, имеющий ценность для потребителя.

Главная задача управления бизнес-процессами – это быстрое и адекватное перестроение взаимосвязанных рабочих процессов в зависимости от быстро изменяющихся параметров внешней и внутренней среды, будь то изменение поставок, расчетов с клиентами, расширение или изменение рынка сбыта [1].

Для эффективного управления бизнес-процессами используются системы поддержки принятия решений.

Система поддержки принятия решений – это компьютерная система, которая производит сбор и анализ большого количества информации, влияющей на процесс принятия организационных решений в бизнесе и предпринимательстве. Такие системы позволяют руководителям получать полезную информацию из источников данных, анализировать ее, а также сформировать модели для существующих бизнес-процессов решения определенных задач. С помощью СППР можно проследить за всеми доступными информационными потоками, получить сравнительный анализ расходов и доходов предприятия, спрогнозировать доход и стратегию для дальнейшего развития предприятия со всеми альтернативными вариантами.

Первым этапом работы такой системы является сбор и дальнейшая обработка полученных данных, а именно данных о выполнении процесса и ограничений. Полученные данные пополняют базу знаний и базу данных, в которых содержатся рекомендации и экспертные мнения. Также в базе данных хранится информация о выполненных и проанализированных бизнес-процессах.

Следующим этапом СППР при управлении бизнесом является оценка фактической эффективности деятельности, в соответствии с содержимым базы знаний и базы данных, сохраненных ранее. Полученная оценка является сложносоставной, трудоёмкой и требующей непосредственного участия экономистов и бухгалтеров (если используются основанные на бухгалтерской отчетности данные).

Данная система поддержки принятия решений использует описанную выше модель оценки эффективности деятельности, ее задача сводится к оценке себестоимости продукта, длительности производства и используемых ресурсов.

Следующий этап – моделирование полученных показателей на основе предыдущих бизнес-процессов с помощью алгоритма управления бизнес-процессами. На заключительном этапе система формирует отчет о проведенном анализе модели предприятия и представляет набор рекомендаций по изменения последующих бизнес-процессов.

В современных условиях сложность задач, решаемых во время управления предприятием растет, что определяет потребность в наличии современной информационной систем. Рынок программных продуктов предоставляет множество коммерческих продуктов для бизнес-моделирования. Такие системы можно разделить на следующие типы [2]:

- системы управления техническими объектами или процессами;

- системы планирования и анализа деятельности предприятия.

Системы первого типа характеризуются следующими свойствами – высокий уровень автоматизации, наличие функции контроля над текущим состояниям объекта анализа, наличие обратной связи, малым временем реакции на событие. Такие системы предназначены для контроля и управления сложным технологическим оборудованием, датчиками, механизмами.

Системы второго уровня предназначены для выполнения задач, в которых не обязательно присутствие человека для принятия различных решений (тактических или оперативных).

Основная задача этих систем заключается в подготовке данных и заданий для автоматического исполнения задач системами первого уровня.

Таким образом, системы поддержки принятия решений в бизнес-процессах позволяют добиться сокращения временных и трудовых затрат на выработку решений по основным проблемам, возникающим в бизнес-процессах, а также позволяет выводить гибкие статистические данные удобные для анализа и планирования.

 

Список литературы:
1 Аксенов К. А. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / К. А. Аксенов, Н. В. Гончарова ; под науч. ред. Л. Г. Доросинского. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 103 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07640-0.
2 Карелин В.П. Методы и средства информационно-аналитической поддержки принятия решений в организационных системах. [Электронный ресурс] / В.П. Карелин – Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=13000951 – (дата обращения: 02.10.2019).