Статья:

Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста 4 – 5 лет при общем недоразвитии речи в разных моделях общения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Егорова М.В. Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста 4 – 5 лет при общем недоразвитии речи в разных моделях общения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60691 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста 4 – 5 лет при общем недоразвитии речи в разных моделях общения

Егорова Марина Викторовна
магистрант Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева, учитель–логопед МБДОУ № 46, РФ, г. Красноярск

 

Formation of phrasal speech in children of preschool age 4-5 years with General underdevelopment of speech in different models of communication

 

Marina Egorova

master's student of the III course of the Department of correctional pedagogy of Krasnoyarsk state Pedagogical University. V.P. Astafyeva, teacher-speech therapist MBDOU № 46, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения. В различных моделях общения дети активно используют диалогическую форму речи. Фразовая речь выступает предпосылкой к развитию и формированию диалогической речи – основной формы речевого общения. В статье представлены различные взгляды и научные подходы по изучению развития фразовой речи в разных моделях общения.

Abstract. The development of the child is particularly successful in collective activities, primarily in the game, which stimulates the development of communication. In various models of communication, children actively use the Dialogic form of speech. Phrasal speech is a prerequisite for the development and formation of Dialogic speech – the main form of speech communication. The article presents different views and scientific approaches to the study of the development of phrasal speech in different models of communication.

 

Ключевые слова: фразовая речь; общее недоразвитие речи; модели общения.

Keywords: phrasal speech; General underdevelopment of speech; communication models.

 

Среди многих теоретически и методически значимых проблем особое место занимает формирование грамматически правильной речи фразовой речи. Овладев законами построения разного вида фраз, дошкольник способен благополучно контактировать и узнавать реальность. Для того чтобы у детей возникла и верно формировалась фразовая речь, требуется речевая среда и необходимость воспользоваться информацией как главным методом общения с родными людьми и ровесниками [1, с. 22].

Эта проблема в равной степени значима для развития фразовой речи ребенка при норме речевого развития и ребенка, речь которого развивается и формируется в условиях дизонтогенеза речевого развития. Именно поэтому проблема проявления речевых нарушений у детей с речевым дизонтогенезом до настоящего времени остается в центре психолого-педагогических и коррекционно-педагогических научных исследований.

Организация и использование педагогических условий для формирования у детей фразовой речи в различных моделях общения способствует обогащению их лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств.

Одни исследователи под фразой понимают смысловой отрезок речи, который имеет относительную самостоятельность (Т.А. Ладыженская, А. С. Герасимова, Н. А. Одинокова и т.д.). Другие ученые отмечают, что у детей развитие фразовой речи происходит по мере развития мышления, деятельности и общения ребенка (Л.М.Чудинова, Л. В. Ковригина и т.д.). Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев говорят о том, что фразовая речь является предпосылкой к формированию диалогической речи [5, с.56].

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии детей. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая способствует развитию общения между детьми, а, следовательно, и речи [4]. В различных моделях общения дети активно используют диалогическую форму речи. Под различными моделями общения мы подразумеваем различную игровую деятельность дошкольников.

Ряд исследователей выделяют основной причиной нарушенного развития диалогической речи - несформированность языковых средств у детей с общим недоразвитием речи. Бедный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, словоизменения и словообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей [3, с.69].

В настоящий момент существует множество коррекционных методик для детей общим недоразвитием речи, основной задачей которых является формирование самостоятельной фразовой речи детей (например, программа Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, методика Л.Н.Ефименковой и др.).

Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают поэтапно формировать у детей первичные навыки разговорной речи следующим образом:

1 этап – построение однословных предложений и предложений их аморфных слов-корней.

2 этап – построение двухсловных предложений с использованием простейших грамматических форм слова.

3 этап – расширение объема предложений. Построение первых сложных предложений [5, с.44].

Л.Н.Ефименкова выделяет три этапа коррекционной работы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. На каждом этапе ведется работа по расширению словаря и формированию фразовой речи. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи [2, с.85].

С целью изучения особенностей сформированности фразовой речи у детей при общем недоразвитии речи в различных моделях общения нами была разработана схема констатирующего эксперимента.

В эксперименте принимали участие две группы детей: экспериментальная и контрольная по 10 человек в каждой. Контрольную группу составили дети с нормой речевого развития. Экспериментальную  –  дети с общим недоразвитием речи.

При проведении констатирующего эксперимента использовались подходы к организации игровой деятельности, предложенные Н.Я. Михайленко [2, с. 96], подходы к оцениванию диалогического общения и фразовой речи, предложенные А.Г.Арушановой, А.С.Завгородней[5, с. 112].

Фразовая речь детей оценивалась по следующим критериям:

1. лексико-грамматическое оформление фразовой речи

2. применение фразовой речи в процессе общения

Исходя из критериев, выделены параметры, предложенные А.Г.Арушановой, А.С.Завгородней, и балльная оценка, предложенная А.С. Завгородней, направленны на выявление уровня лексико-грамматического оформления фразовой речи:

  • Количество слов во фразе;
  • Навык управления;
  • Навык согласования;
  • Использование частей речи;
  • Лексическое оформление.

А.Г.Арушановой были определены следующие параметры для анализа уровня сформированности применения фразовой речи в процессе общения детей экспериментальной группы:

  • диалогические отношения;
  • средства общения;
  • коммуникативно-семантический тип высказывания.

При проведении эксперимента были определены модели общения:

  • свободная парная сюжетно-ролевая игра
  • свободная коллективная сюжетно-ролевая игра.

Констатирующий эксперимент включал 2 серии:

1. выявление особенностей фразовой речи в свободной парной сюжетно-ролевой игре

2. выявление особенностей фразовой речи в свободной коллективной сюжетно-ролевой игре

Длительность каждой серии – 15 минут.

Анализируя речевые высказывания детей в различных моделях общения в процессе свободной сюжетно-ролевой игровой деятельности (парная и коллективная сюжетно-ролевая игра), роль исследователя заключалась в том, что он следил за детьми со стороны и вмешивался в их деятельность только в случае острой необходимости или по просьбе самих детей. Детям предоставлялась возможность самостоятельно выбирать игрушки, партнеров, сюжеты игр.

Экспериментатор подробно протоколировал высказывания каждого ребенка в разных моделях общения: свободная парная сюжетно-ролевая игра и свободная коллективная сюжетно-ролевая игра.

Итак, развитие фразовой речи в разных моделях общения требует сформированности других сторон речи и диалогического общения у детей. Реализация каждой из рассмотренных методик по развитию фразовой речи у детей дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня речевого развития детей, помогая обеспечить детям полноценное речевое общение.

 
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова – 2 изд., перераб. –М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
3. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 311с.
4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. — М.: Сфера, 1994. — 96 с.
5. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение , 1989. – 203 с.