СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В данной статье обосновано содержание и рассмотрены методы трудового воспитания школьников с умственной отсталостью. Авторами статьи подчеркивается, что содержание трудового воспитания должно включать: формирование навыков труда; развитие трудовой активности; социализацию через труд. А в качестве основных методов работы по трудовому воспитанию могут быть использованы: постановка и организация трудовой деятельности; постепенное увеличение сложности заданий; позитивное подкрепление и поощрение; индивидуальный подход.
Ключевые слова: трудовое воспитание, школьник, умственная отсталость, метод, содержание работы.
Постановка проблемы. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Несмотря на негативные проявления умственной отсталости, целенаправленная педагогическая и психологическая работа с детьми с умственной отсталостью позволяет добиться их социализации и реабилитации. Долгое время в коррекционной педагогике главенствовало мнение о необходимости направлять усилия в сторону максимально возможного совершенствования учебной деятельности школьников с умственной отсталостью и подготовки к овладению конкретной профессией [3].
Трудовая подготовка умственно отсталых школьников направлена на обеспечение формирования у них определенного уровня знаний и практических умений, необходимых для трудовой адаптации, в зависимости от интеллектуальных возможностей каждого из них.
Сегодня актуализируется вопрос о необходимости определения таких задач специальной школы для умственно отсталых детей, которые будут направлены на их трудовую адаптацию в современных социально-экономических условиях.
Особенности трудового воспитания освещены в трудах Б.В. Белявского, А.М. Гукасовой, Г.М. Дульнева, А.Р. Малер, Е.И. Мишаревой, Е.А. Михайлова, Е.А. Михайловой, В.И. Романиной, Н.К. Радиной, В.А. Шинкаренко, и других.
Цель статьи: обосновать содержание и методы трудового воспитания школьников с умственной отсталостью.
Основное изложение материала. Трудовое воспитание младших школьников осуществляется в беседах, рассказах, при чтении и обсуждении статей из книг, журналов и газет, во время наблюдений, демонстраций картин, диафильмов и кинофильмов учащихся вооружают знаниями, разъясняют им нормы и правила поведения, формируют у них понятия, развивают чувства, учат умениям оценивать поступки и применять знания на практике.
С помощью разнообразных упражнений, заданий, поручений у детей формируют трудовые умения, привычки поведения и отношения к труду. Используются также методы стимулирования общественно полезной деятельности - соревнование и поощрение [6].
Все методы трудового воспитания и обучения в практике воспитательной работы применяются комплексно, в единстве. Разъяснение и приучение, убеждение и упражнение, поступок и оценка, слово и дело едины и неделимы в процессе формирования сознания и привычек поведения школьников.
Непосредственное восприятие окружающей действительности имеет большое значение в трудовом и нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Наблюдения обогащают детей новыми впечатлениями, пробуждают у них любознательность, пытливость, воображение, способствуют развитию творческих способностей [1].
Общими условиями, определяющими эффективность формирования трудовых умений и навыков, являются: положительное отношение учащихся к организуемой деятельности, интерес к труду и занятиям; стремление самих учащихся приобрести то или иное умение, осознание необходимости и целесообразности выполняемых действий; рациональная система упражнений, их последовательное усложнение; повторение и закрепление приобретенных умений в разных видах труда, условиях и ситуациях; обучение рациональным приемам выполнения упражнений; контроль и самоконтроль, оценка и самооценка [4].
Упражнения, разработанные для трудового воспитания, направлены на организацию конкретных ежедневных задач, создание благоприятной обстановки или использование ситуаций, которые естественным образом возникают во время различных видов деятельности. Цель состоит в том, чтобы привить детям правильные трудовые привычки и чувство ответственности.
Ключевые условия для содействия развитию трудовых привычек включают: организация общественно полезной работы в рамках группы; последовательное соблюдение ожиданий в отношении детей; поощрение действий, продиктованных позитивными мотивами, воспитание в ребенке искреннего желания совершать добрые поступки и выполнять необходимые задания; обучение детей важности правильного подхода к работе и выполнения своих обязанностей; защита детей от негативного влияния и примеров; проведение коллективных оценок действий и поведения детей, отражающих их отношение к работе и обязанности.
Создавая среду, соответствующую этим условиям, педагоги могут эффективно прививать детям строгую трудовую этику и чувство ответственности в период их становления [6].
Упражнение в трудовом воспитании используется в единстве с приучением и требованием. Детей приучают к товарищеской взаимопомощи, ответственности, честности, организованности, бережливости, исполнительности, аккуратности, культуре труда, учат самоконтролю за своими действиями и поступками, правильному распределению времени и сил и т.д. [5].
Выполнение социальных и трудовых заданий играет решающую роль в воспитании детей, прививая ответственность, трудовую этику и развивая организаторские навыки. Эти задания имеют социально полезную направленность, привлекая детей своей важностью и необходимостью командной работы.
Задания могут различаться по продолжительности и объему, быть постоянными или краткосрочными, индивидуальными или коллективными. Постоянные задания могут включать в себя такие обязанности, как быть руководителем группы, членом группы, санитаром, бизнес-менеджером, флористом, библиотекарем или разведчиком по делам, среди прочих.
Постоянные поручения в младших классах, сменяемы, их выполняют все или почти все дети. В I классе поручения сменяются ежемесячно, во II и III классах - в течение каждой учебной четверти. Такая сменяемость поручений дает возможность каждому ребенку за три года обучения побывать в роли ответственного за разные участки работы и многому научиться [2].
Соревнование играет решающую роль в стимулировании активности и интереса детей к их труду. Оно добавляет увлекательный элемент в работу, воспитывая чувство творческого соревнования и принося радость и энтузиазм детям. Применение соревнования в трудовом воспитании младших школьников обширно и разнообразно.
Дети участвуют в различных видах конкурсов, направленных на повышение эффективности их работы. Это могут быть задания на территории школы, общественные работы по благоустройству школьных помещений, уход за школьным имуществом, а также приобретение и демонстрация навыков как в классе, так и на практике. Конкурсы могут варьироваться от дизайнерских заданий до викторин, прививающих детям чувство мастерства и компетентности.
Младшие школьники активно участвуют в общешкольных соревнованиях, которые способствуют поддержанию чистоты в классе, эффективному выполнению служебных обязанностей и активному участию в школьных мероприятиях. Организация таких соревнований обычно включает три ключевых этапа: подготовку, проведение соревнований и оценку и признание результатов [1].
Интегрируя соревнование в систему образования, преподаватели могут эффективно воспитывать дух здорового соперничества, творчества и командной работы среди учащихся. Такой подход не только улучшает процесс обучения, но и развивает такие важные жизненные навыки, как сотрудничество, трудолюбие и умение решать проблемы.
В целом, конкурсы служат ценным инструментом в формировании образовательного пути детей, учат их важности усердия, креативности и совершенства в своих начинаниях.
На детей младшего школьного возраста очень сильное влияние оказывают поощрение, оценка их поведения и результатов деятельности. Одобрение, похвала учителя, награда, признание достижений товарищами по совместной работе способны не только стимулировать детей на положительные поступки, но и за короткое время изменять у них мотивы поведения, отношение к труду и своим обязанностям. Доказано, что отрицательные эмоции - подавленность, неуверенность, боязнь плохой оценки, осуждение товарищей - угнетают детей, парализуют их активность, делают неинтересной даже содержательную работу. Поэтому учителя чаще должны обращаться к положительным эмоциям, опираться на них при организации всей деятельности младших школьников [2].
Во внеурочное время учащиеся участвуют в беседах с различными целями, такими как ознакомление с новыми знаниями, этические и политические дискуссии, анализ произведений искусства и многое другое. Содержание этих бесед разнообразно, они подчеркивают важность социальной работы, дают представление о различных профессиях и трудовых практиках, а также прививают отношение к работе и поведению.
Во вступительных беседах преподаватели задают учащимся вопросы, позволяющие контекстуализировать новые знания и подчеркнуть их значимость для практического применения. Вопросы для решения проблем побуждают учащихся критически задуматься о том, как эффективно применять полученные знания в реальных сценариях.
Темы, вопросы и задания, задаваемые в ходе этих бесед, призваны пробудить у детей интерес, любознательность и мотивацию к поиску решений. Беседы представляют собой оживленные дискуссии, вовлекающие детский коллектив в изучение волнующих вопросов.
Слова обладают огромной силой воздействия на юные умы, пробуждая эмоции, вдохновляя на позитивные действия и развивая креативность. Использование красочных повествований, произведений искусства, историй и интерактивных элементов, таких как игры и инсценировки, усиливает образовательное воздействие этих бесед.
Используя примеры из реальной жизни, художественные выражения и интерактивные элементы, преподаватели создают динамичную среду обучения, которая поощряет активное участие, критическое мышление и целостное понимание различных предметов [4].
Трудовое воспитание школьников с умственной отсталостью требует применения специальных методов и приемов, которые учитывают их индивидуальные особенности и помогают развивать трудовые навыки и умения. Вот некоторые из них:
1. Вовлечение детей c умственной отсталостью в веселые и развивающие игры, имитирующие рабочие задания, помогает им понять важность работы. Ролевые игры с учителем по различным профессиям могут пробудить интерес и мотивацию к развитию трудовых навыков.
2. Поскольку дети с умственной отсталостью лучше усваивают последовательные действия, учителям следует давать четкие и сжатые инструкции, разбивая сложные задания на более мелкие этапы. Такой подход помогает в выполнении заданий и улучшает их понимание.
3. Использование наглядных пособий, таких как диаграммы, фотографии и иллюстрации, может помочь учащимся в понимании инструкций и процедур. Визуальные подсказки поддерживают их зрительное восприятие и память, облегчая выполнение заданий.
4. Поощрение сотрудничества в парах или небольших группах помогает учащимся с умственной отсталостью улучшить свои коммуникативные и социальные навыки. Взаимодействие со сверстниками способствует обучению за счет обмена опытом и понимания точек зрения друг друга.
5. Подбор заданий с постепенным повышением уровня сложности бросает вызов учащимся и способствует развитию навыков. Задания должны обеспечивать баланс, будучи стимулирующими, но в то же время достижимыми для каждого учащегося, способствуя вовлеченности и росту.
6. Признание усилий учащихся похвалой, вознаграждениями и положительным подкреплением играет ключевую роль в создании позитивной учебной среды. Признание достижений повышает их уверенность и мотивацию в процессе обучения.
Внедряя эти специализированные методы и приемчики, педагоги могут эффективно способствовать трудовому воспитанию и развитию навыков школьников с умственной отсталостью, уважая их уникальные возможности и индивидуальность [6].
Выводы. Таким образом, труд в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка школьников с умственной отсталостью к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику. Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При привитии трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием – навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией.