О понятии «девиантность» и «девиантное поведение»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
О понятии «девиантность» и «девиантное поведение»
ABOUT THE CONCEPT OF "DEVIANCE" AND "DEVIANT BEHAVIOR»
Natalia Popova
student Kuban State University, Russia, Krasnodar
Аннотация. Девиантное поведение, присущее несовершеннолетним, в сознании многих вызывает ассоциацию с негативным поведением.
Abstract. Deviant behavior inherent in minors, in the minds of many is associated with negative behavior.
Ключевые слова. Девиантное поведение; несовершеннолетние; девиантность.
Keywords. Deviant behavior; minors; deviance.
В обыденном сознании девиантное поведение понимается с отрицательной точки зрения, при этом остается без внимания – положительная форма такого поведения. Рассмотрим понятие для понимания явления в среде несовершеннолетних тех, кому чаще присуще девиантное поведение.
Девиантное или отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение) поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. [1; 8]
В научной литературе можно встретить термин «девиантное поведение», которое связывают с подростковым возрастом и с несовершеннолетними, имеющими различные отклонения: в поведении, в интеллектуальном, физическом, психическом развитии.
По мнению В.Г. Казанской, «одним из самых своеобразных проявлений психологического барьера подростков, является аффект неадекватности, который может выполнять две функции – положительную и отрицательную». Положительная состоит в том, что приводит подростка к осмыслению своих трудностей, поэтому она стимулирует развитие. Отрицательная возникает тогда, когда трудности не преодолеваются, остаются, поэтому подросток совершает одни и те же ошибки, которые ничему его не учат. [2; 87]
Девиантное поведение – это поведение, которое нарушает социальные нормы определенного общества. Выражается вовне в поступках (действии или бездействии), поведении отдельных индивидов и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в социуме принятых обществом норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.
Как отрицательные, так и положительные девиации могут приводить к девиантности не только саму личность (подростка), но и его ближайшее окружение – его семью. Ребёнок, воспитывающийся в неблагополучной семье с большей вероятностью склонен к отрицательному поведению и впоследствии может совершать противоправные деяния. В последнем случае семья тоже может стать девиантной.
В подтверждение того, что понимание данной терминологии достаточно важно, предлагаем ознакомиться с результатами анкетирования учеников 8 класса одной из школ г. Краснодара. В опросе участвовали подростки в возрасте 13-15 лет 26 человек. Ученикам была предложена анкета, с вопросами закрытого, открытого и смешанного типов.
69 % опрошенных респондентов занимаются видами внеучебной деятельности: рисованием, музыкой, танцами, акробатикой, вышиванием; также интересуются иностранными языками, компьютерным программированием, увлекаются чтением книг, фотоискусством, пишут стихи, но при этом, все увлечены компьютерными играми в той или иной степени. Большинство опрошенных – 61 %, также занимаются разными видами спорта: плаванием, футболом, боксом, баскетболом, катаются на лыжах, коньках, роликах, на велосипеде, посещают фитнес-центры.
Таким образом, большая часть испытуемых включены в различные виды активной деятельности, многие из них предпочитают просмотр сериалов, фильмов, проводят время за компьютерными играми.
Понятие «девиантность» 92,3 % обозначают данную категорию как «характеристику поведения человека, отклоняющегося от общепринятых стандартов», остальные же 7,6 % интерпретируют понятие либо как «преступное поведение», либо как «индивидуальность определённого человека, которая не принимается обществом».
На вопрос «кого можно считать девиантом», 57,7 % респондентов ответили, что «это индивид, отличающийся от общества своими личностными характеристиками», а 46,15 % - «это человек, который совершает поступки, не одобряемые обществом». Выходит, что под девиантом испытуемые в равных частях понимают человека и с положительными, и с отрицательными характеристиками, не обращая внимание на, что это личность, которая может обладать как позитивными, так и негативными чертами.
96,2 % опрошенных подростков понимают, какими характеристиками обладают девиант. Данный результат противоречит данным, полученным выше, что свидетельствует о том, что ученики путаются в трактовке этого понятия.
На вопрос, кто является делинквентом, чуть больше половины из опрошенных, а именно 53,84 % ответили верно, 34,6 % считают, что это человек, который поступает в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, 3,8 % ответили, что это человек, который обладает отличными от других людей способностями, 7,7 % воздержались от ответа, в силу того, что не знакомы с этим термином. Таким образом, опрошенные подростки имеют представление о данном понятии. 76,92 % опрошенных – различают понятия «девиантность» и «делинквентность», 15,38 % – не понимают разницу между этими двумя терминами, оставшиеся 7,7 % иначе изложили верный ответ.
73 % определили проявление периодической или постоянной агрессии как недопустимое поведение, 11,5 % – как допустимое поведение, а 15,4 % – считают, что агрессия может выступать в качестве и положительной и отрицательной черты характера, то есть может быть проявлением отклоняющегося поведения, а может быть средством самозащиты. Вопрос о том, является ли кража денег преступлением, большинство из опрошенных – 84,6 % ответили утвердительно, а 19,2 % высказались, что кража небольшой суммы не является преступлением; также было мнение, что «это просто нужда человека, а не злодеяние». Можно сделать вывод, что большинство подростков понимают, что такое преступление, но некоторые, проявляя сочувствие к лицам, совершившим преступления, оправдывают эти действия.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что из общего числа опрошенных подростков, многие верно понимают термин «девиантность», но часть респондентов не видят разницы между девиантностью и преступлением, неверно трактуя данные понятия. При этом большинство учеников задействованы вне учёбы, пытаются сформулировать своё собственное мнение. Многие из них имеют понятие о том, какое место занимает семья в формировании личности человека и его поведении.
Проведенное исследование показало, как важно понимание термина «девиантность» для подростков, поскольку оно формирует «правильное» поведение ребёнка. В зависимости от социальной среды, семьи и ближайшего окружения, ребенок понимает, какое поведение, отклоняющееся от норм и правил, заложенных в обществе, то у него может возникнуть отрицательная девиация, поскольку он просто не будет иметь представления о допустимом и верном поведении.