Статья:

О понятии «девиантность» и «девиантное поведение»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Попова Н.Т. О понятии «девиантность» и «девиантное поведение» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60719 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О понятии «девиантность» и «девиантное поведение»

Попова Наталья Тимофеевна
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

ABOUT THE CONCEPT OF "DEVIANCE" AND "DEVIANT BEHAVIOR»

 

Natalia Popova

student Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Девиантное поведение, присущее несовершеннолетним, в сознании многих вызывает ассоциацию с негативным поведением.

Abstract. Deviant behavior inherent in minors, in the minds of many is associated with negative behavior.

 

Ключевые слова. Девиантное поведение; несовершеннолетние; девиантность.

Keywords. Deviant behavior; minors; deviance.

 

В обыденном сознании девиантное поведение понимается с отрицательной точки зрения, при этом остается без внимания – положительная форма такого поведения. Рассмотрим понятие для понимания явления в среде несовершеннолетних тех, кому чаще присуще девиантное поведение.

Девиантное или отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение) поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. [1; 8]

В научной литературе можно встретить термин «девиантное поведение», которое связывают с подростковым возрастом и с несовершеннолетними, имеющими различные отклонения: в поведении, в интеллектуальном, физическом, психическом развитии.

По мнению В.Г. Казанской, «одним из самых своеобразных проявлений психологического барьера подростков, является аффект неадекватности, который может выполнять две функции – положительную и отрицательную». Положительная состоит в том, что приводит подростка к осмыслению своих трудностей, поэтому она стимулирует развитие. Отрицательная возникает тогда, когда трудности не преодолеваются, остаются, поэтому подросток совершает одни и те же ошибки, которые ничему его не учат. [2; 87]

Девиантное поведение – это поведение, которое нарушает социальные нормы определенного общества. Выражается вовне в поступках (действии или бездействии), поведении отдельных индивидов и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в социуме принятых обществом норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.

Как отрицательные, так и положительные девиации могут приводить к девиантности не только саму личность (подростка), но и его ближайшее окружение – его семью. Ребёнок, воспитывающийся в неблагополучной семье с большей вероятностью склонен к отрицательному поведению и впоследствии может совершать противоправные деяния. В последнем случае семья тоже может стать девиантной.

В подтверждение того, что понимание данной терминологии достаточно важно, предлагаем ознакомиться с результатами анкетирования учеников 8 класса одной из школ г. Краснодара. В опросе участвовали подростки в возрасте 13-15 лет 26 человек. Ученикам была предложена анкета, с вопросами закрытого, открытого и смешанного типов.

69 % опрошенных респондентов занимаются видами внеучебной деятельности: рисованием, музыкой, танцами, акробатикой, вышиванием; также интересуются иностранными языками, компьютерным программированием, увлекаются чтением книг, фотоискусством, пишут стихи, но при этом, все увлечены компьютерными играми в той или иной степени. Большинство опрошенных – 61 %, также занимаются разными видами спорта: плаванием, футболом, боксом, баскетболом, катаются на лыжах, коньках, роликах, на велосипеде, посещают фитнес-центры.

Таким образом, большая часть испытуемых включены в различные виды активной деятельности, многие из них предпочитают просмотр сериалов, фильмов, проводят время за компьютерными играми.

Понятие «девиантность» 92,3 % обозначают данную категорию как «характеристику поведения человека, отклоняющегося от общепринятых стандартов», остальные же 7,6 % интерпретируют понятие либо как «преступное поведение», либо как «индивидуальность определённого человека, которая не принимается обществом».

На вопрос «кого можно считать девиантом», 57,7 % респондентов ответили, что «это индивид, отличающийся от общества своими личностными характеристиками», а 46,15 % - «это человек, который совершает поступки, не одобряемые обществом». Выходит, что под девиантом испытуемые в равных частях понимают человека и с положительными, и с отрицательными характеристиками, не обращая внимание на, что это личность, которая может обладать как позитивными, так и негативными чертами.

96,2 % опрошенных подростков понимают, какими характеристиками обладают девиант. Данный результат противоречит данным, полученным выше, что свидетельствует о том, что ученики путаются в трактовке этого понятия.

На вопрос, кто является делинквентом, чуть больше половины из опрошенных, а именно 53,84 % ответили верно, 34,6 % считают, что это человек, который поступает в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, 3,8 % ответили, что это человек, который обладает отличными от других людей способностями, 7,7 % воздержались от ответа, в силу того, что не знакомы с этим термином. Таким образом, опрошенные подростки имеют представление о данном понятии. 76,92 % опрошенных – различают понятия «девиантность» и «делинквентность», 15,38 % – не понимают разницу между этими двумя терминами, оставшиеся 7,7 % иначе изложили верный ответ.

73 % определили проявление периодической или постоянной агрессии как недопустимое поведение, 11,5 % – как допустимое поведение, а 15,4 % – считают, что агрессия может выступать в качестве и положительной и отрицательной черты характера, то есть может быть проявлением отклоняющегося поведения, а может быть средством самозащиты. Вопрос о том, является ли кража денег преступлением, большинство из опрошенных – 84,6 % ответили утвердительно, а 19,2 % высказались, что кража небольшой суммы не является преступлением; также было мнение, что «это просто нужда человека, а не злодеяние». Можно сделать вывод, что большинство подростков понимают, что такое преступление, но некоторые, проявляя сочувствие к лицам, совершившим преступления, оправдывают эти действия.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что из общего числа опрошенных подростков, многие верно понимают термин «девиантность», но часть респондентов не видят разницы между девиантностью и преступлением, неверно трактуя данные понятия. При этом большинство учеников задействованы вне учёбы, пытаются сформулировать своё собственное мнение. Многие из них имеют понятие о том, какое место занимает семья в  формировании личности человека и его поведении.

Проведенное исследование показало, как важно понимание термина «девиантность» для подростков, поскольку оно формирует «правильное» поведение ребёнка. В зависимости от социальной среды, семьи и ближайшего окружения, ребенок понимает, какое поведение, отклоняющееся от норм и правил, заложенных в обществе, то у него может возникнуть отрицательная девиация, поскольку он просто не будет иметь представления о допустимом и верном поведении.

 

Список литературы:
1. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с. С. 8.
2. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. - СПб: Питер, 2008. - 283 с.: ил. - (Серия «Вне серии»). С. 87.