Статья:

Международный компонент в деятельности вузов России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сотникова А.В. Международный компонент в деятельности вузов России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61345 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международный компонент в деятельности вузов России

Сотникова Анастасия Викторовна
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Рынок образовательных услуг в России сформировался за довольно небольшой период времени, и рыночные отношения в сфере образования только начинают приобретать цивилизованные формы, что определяет специфику интернационализации российского образования. В связи с чем, представляется целесообразным рассмотреть потенциал рынка образовательных услуг Российской Федерации и такие характеристики его развития, как [3, с. 210]:

1. Объем государственных расходов на образование.

Одной из тенденций развития мирового рынка образовательных услуг является диверсификация источников финансирования производителей/провайдеров образовательных услуг. В связи с этим наблюдается тенденция колебаний государственного финансирования сферы образования. Статистические данные свидетельствуют о том, что Россия инвестирует в образование нестабильно с тенденцией к сокращению статьи расходов государственного бюджета на образование, тем не менее, прогноз на 2020 год положительный относительно значительного сокращения расходов в 2019 году [4, с. 8].

2. Емкость российского рынка онлайн образования.

Российские производители/провайдеры образовательных услуг активно формируют предложение на мировых площадках онлайн-образования, а потребители образовательных услуг, что в свою очередь, увеличивает объемы потребления. Статистических данных подтверждают, что рост рынка онлайн-образования в России составляет 20-30% в год. В большей мере, рост связан с тем, что традиционные формы предоставления образовательных услуг- постепенно переходят в онлайн, но и это достаточно длительный процесс [1, с. 68].

3. Численность иностранных потребителей образовательных услуг в РФ.

Обучение иностранных потребителей - один из показателей степени интеграции нашей страны на мировом рынке образовательных услуг. В этом направлении просматривается положительная динамика, которая представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Текущие показатели и прогноз численности иностранных потребителей образовательных услуг в РФ [2, с. 23]

 

Согласно статистическим данным складывается позитивный прогноз относительно численности иностранных потребителей образовательных услуг в Российской Федерации, а также по данным отчета о глобальной конкурентоспособности в России отмечаются тенденции расширения рынка образовательных услуг и экспорта соответственно.

4. Контингент иностранных студентов по происхождению. Данный показатель дает возможность частично отследить миграционные потоки потребителей образовательных услуг, выявить главных экспортеров и импортеров на мировом образовательном рынке, сформировать стратегию продвижения экспорта образовательных услуг России[5, с. 30]. Собранные статистические данные, представленные на рисунке 2, отражают процентное соотношение потребителей образовательных услуг по происхождению.

 

Рисунок 2. Распределение по происхождению потребителей образовательных услуг в РФ [6, с. 47]

 

Как видно из рисунка 2 большая часть иностранных потребителей приезжает из стран бывшего СССР, далее следуют страны Азии, Африки и Ближнего Востока.

Таким образом, рассмотрев концепцию системы рынка образовательных услуг РФ, особенности и принципы функционирования, базовые показатели масштаба (потенциала) рынка образовательных услуг РФ в рамках современных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, можно сделать следующие выводы:

  • несмотря на неоднозначность и возможные угрозы коммерциализации образовательных услуг, сегодня все развитые страны уделяют большое внимание развитию экспорта образовательных услуг;
  • приоритетным направлением развития рынка образовательных услуг РФ выступает рост экспорта образовательных услуг российских вузов.

 

Список литературы:
1. Абабкова М. А. Аспекты формирования продуктовой стратегии образовательной организации в международном образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии - 2018 - № 1 (3). 
2. Балыхин М. В. Перспективы рынка международных образовательных услуг// Высшее образование сегодня - 2017. - № 4. 
3. Голдобина М. Конкурентоспособность высших учебных заведений на мировом рынке образовательных услуг //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития - 2018 - № 17. 
4. Зверев Н. В. Программно-целевые ориентиры развития экспорта образовательных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность- 2018 - № 17.
5. Краснова Г. С. Новые тенденции в экспорте международного образования // Университетское управление: практика и анализ - 2018 - № 2 (96). 
6. Тимофеева Г. Н. Рынок образовательных услуг вузов: анализ предложения и спроса // Экономический анализ: теория и практика - 2018 - № 27 (378).