Статья:

Особенности психологической диагностики детей с шизофренией

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ахмедова А.М., Гаджиева Д.П. Особенности психологической диагностики детей с шизофренией // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61407 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологической диагностики детей с шизофренией

Ахмедова Асият Магомедтагировна
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
канд. психол., доцент Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала

 

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF CHILDREN WITH SCHIZOPHRENIA

 

Asiyat Akhmedova

graduate student of Dagestan state Pedagogical University, Russia, Makhachkala

Jamil Hajiyeva

candidate of psychological Sciences, associate Professor of defectology Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. Предмет. Шизофрения-одна из самых насущных проблем современной психиатрии и патопсихологии. Шизофрения может начаться в любом возрасте, но самое уязвимое-это молодой возраст (20-25 лет), это болезнь той части населения, которая наиболее трудоспособна.  В наше время шизофрения быстро распространяется среди населения-это важная тема не только в научном, но и в практическом плане. Стаатистика и исследования показывают, что распространение этого заболевания во всех странах сходно и составляет 3% всего населения.

Нет огромной разницы в распространенности этого заболевания у мужчин и женщин. Шизофрения составляет 40% от общего числа инвалидов из-за психического заболевания.

Цель исследования: определить патопсихологический симптомокомплекс детской шизофрении.

Теоретические задачи исследования:

1. Изучение симптомов, этиологии и патогенеза шизофрении.

2. Рассмотрение клинических симптомов основных форм шизофрении.

3. Изучение особенностей развития шизофрении в детском и подростковом возрасте.

4. Проанализировать процедуру диагностического обследования больных шизофренией.

Эмпирические задачи исследования:

1. Разработать и апробировать комплекс методик, позволяющих проводить дифференциальную патопсихологическую диагностику у детей с шизофренией в подростковом возрасте.

2. Сравните показатели выполнения психических операций у нормотипичных детей  и детей с шизофренией.

3. Изучить особенности нарушений операционально-смысловой сферы у детей с шизофренией.

Вывод. В современном мире проблема диагностики детской шизофрении остается насущной. Обосновывается актуаальность изучения детской шизофрении на современном этапе развития детской психиатрии. Изложены наиболее распространенные взгляды на проблему шизофрении отечественных и зарубежных психиатров, имеюющих дело с детьми и подросттками. Подчеркиивается важность изучения особенностей дизонтогенеза при шизофрении у детей и подростков.

Abstract. Object Schizophrenia is one of the most urgent problems of modern psychiatry and pathopsychology. Schizophrenia can begin at any age, but the most vulnerable is the young age (20-25 years), it is a disease of the part of the population that is most able-bodied.  In modern times, schizophrenia is rapidly spreading among the population – this is an important issue not only in scientific but also in practical terms. Statistics and research indicate that the prevalence of the disease is similar in all countries and accounts for 1-2% of the total population.

There is no huge difference in the prevalence of this disease among men and women. Schizophrenia gives a 39.9 per cent of the total number of persons with disabilities due to mental illness. Purpose of research: to determine the pathopsychological symptom complex of children's schizophrenia.

Theoretical objectives of the study:

1.Study of symptoms, etiology and pathogenesis of schizophrenia.

2. Consideration of clinical symptoms of the main forms of schizophrenia.

3. The study of the features of schizophrenia in childhood and adolescence.

4. To analyze the procedure of diagnostic examination of patients with schizophrenia.

The empirical objectives of the study:

1. To develop and test a set of techniques that allow differential pathopsychological diagnosis in children with schizophrenia in adolescence.

2. Compare the performance of mental operations in healthy children and children with schizophrenia.

3. To study the features of violations of the operational and semantic sphere of children with schizophrenia.

Conclusion. In the modern world, the problem of diagnosing childhood schizophrenia remains urgent. The article substantiates the relevance of the study of child schizophrenia at the present stage of development of child psychiatry. The most common views on the problem of child schizophrenia of domestic and foreign psychiatrists working with children and adolescents are given. The importance of studying the features of dysontogenesis in schizophrenia of childhood and adolescence is emphasized.

 

Ключевые слова: шизофрения, симптоматика, патогенез,  операциональная и смысловая сферы.

Keywords: schizophrenia, symptoms, pathogenesis, operational and semantic spheres.

 

В настоящее время проблема детской шизофрении, которая является относительно распространенным среди детей патологий (0,1-0,175%) психическое расстройство является одним из наиболее важных и сложных задач современной психиатрии. Это во многом связано с тем, что в настоящее время нет единой точки зрения на диагностику этого заболевания в детстве, как по возрасту, так и по клиническим критериям, несмотря на наличие современных  диагностических инструментов. Особенно остро спорным этой проблемы с учетом ожиданий, связанных с выпуском новой международной классификации психических и поведенческих расстройств — МКБ 11-го пересмотра. Диагностика детской шизофрении сложна до конца нерешенных проблем детской психиатрии. Это во многом связано с различиями взглядов на понятие "детская шизофрения", его аналогичное устройство, шизофреническая идентичность процесса детей и взрослых, диагностика надежности клинических симптомов, помощь факторов и физиологические основы психопатологии шизофрении. Интерес к проблеме детской шизофрении также не ослабляется из - за высокого уровня инвалидности больных детей и подростков, возникающих при этом заболевании, а также с особенностями когнитивных расстройств в детской шизофрении, в качестве одного из основных при шизофрении в целом [4].

Развитие заболевания без соответствующего лечения, особенно его выраженных форм, приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, резкому нарушению поведения, особенно при обострении делирия, галлюцинаций и других продуктивных расстройств. Современные взгляды на причины возникновения шизофрении основаны на модели предрасположенности и стресса, в которой подчеркивается роль взаимодействия предрасположенности, стресса и защитных факторов в процессе развития. К факторам предрасположенности относятся: генетический риск, поражение центральной нервной системы, отсутствие условий, необходимых для обучения, патологические формы семейных отношений.

Течение болезни может быть непрерывным, периодическим, приступообразным, смешанные. Начальные стадии шизофpении могут проявляться в том, что ребенoк имеет проблемы с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также начинает избегать контакта [2]. Развитие болезни может быть? Вслед за периодами улучшения могут появиться тяжелые рецидивы, характеризующие мышление, когда ребенок начинает пеpеходить от одной мысли к другой без какой-либо лoгической связи [3]. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. Наиболее распространенным симптомом, наблюдаемым у детей с шизофренией, является слуховая галлюцинация, которая наблюдается примерно в 80% случаев при возникновении заболевания до 11 лет [4].

Лекаpства могут помочь справиться с психотическими симптомами у детей с шизофренией, но также широко признана необходимость психосоциального лечения, включая обучение социальным навыкам, работу с семьей и размещение пациентов в специальных школах. Результаты современных исследований показывают, что многие люди с диагнозом "шизофрения" могут жить продуктивной и полноценной жизнью. Независимо от того, есть ли психотические симптоmы или нет, люди обычно способны жить с этими симптомами насыщенной жизни, работать, связывать отношения, реализовывать в разных областях.

 

Список литературы:
1. Керре, Н. О. Детская шизофрения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 1. — С. 374—377.
2. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 
4. Пилявская О. И. Детская шизофрения // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области — 2016. — № 2 (13). — С. 99—102.