Статья:

Социально-психологические особенности мотивации и самооценки работников образования

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Ганина К.В., Зайцев Д.В. Социально-психологические особенности мотивации и самооценки работников образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-психологические особенности мотивации и самооценки работников образования

Ганина Кристина Валерьевна
магистрант кафедры «Психология и прикладная социология» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., РФ, г. Саратов
Зайцев Дмитрий Викторович
д-р социол. наук, проф. кафедры «Психология и прикладная социология», Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., РФ, г. Саратов

 

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION AND SELF-ESTEEM OF EDUCATION WORKERS

 

Christina Ganina

Master student of the department "Psychology and Applied Sociology" of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Russia, Saratov

Dmitry Zaitsev

Doctor of Social Sciences, professor of the department "Psychology and Applied Sociology" of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Russia, Saratov

 

Аннотация. В данной статье представлен теоретический и практический анализ связи самооценки и мотивации в профессиональной деятельности в контексте образования. Показывается взаимосвязь мотивационной сферы личности и успешности её профессиональной деятельности. Анализируется специфика формирования самооценки личности.

Abstract. This article presents a theoretical and practical analysis of the relationship between self-esteem and motivation in professional activities in the context of education. The relationship between the motivational sphere of personality and the success of its professional activity is shown. Specifics of personality self-assessment formation are analyzed.

 

Ключевые слова: мотивация, самооценка, профессиональная деятельность, педагогика, работники образования, профессия, образование, самосознание.

Keywords: motivation, self-esteem, professional activity, pedagogy, education workers, profession, education, self-awareness.

 

За последние десять лет мотивация профессиональной деятельности работников образования претерпела существенные изменения. Регресс, искажение или выпадение существующих и необходимых для профессии качеств у работника образования, формирование новых отрицательных качеств и деформаций, прекращение научно-педагогической деятельности являются частным случаем профессионального развития человека. Большая часть педагогов вынуждена подрабатывать из-за финансовых трудностей, и это, в свою очередь, откладывается на качестве их профессионального труда, возможностях самообразования, пополнения знаний. А потом, в итоге, возникают факторы, которые препятствуют самореализации работников образования: системы в работе нет, в профессии неудовлетворенность, неадекватная самооценка, безответственное отношение к работе.

Таким образом, исследование мотивации профессиональной деятельности работников образования является актуальной научной задачей, для решения которой необходима дальнейшая проработка ее теоретических и прикладных аспектов.

Во все времена к личности работника образования предъявлялись высокие требования, поскольку он занят воспитанием молодого поколения. Считается, что педагог имеет активную позицию в жизни, обладать высоким уровнем развития качеств для профессии, культурой, широкой эрудицией, качествами нравственности. Ключевую роль играет личность преподавателя, и она определяет сущность педагогической деятельности и общения. Именно поэтому личность является центральным фактором в труде работника образования. Характеристикам личности педагога уделяется внимание во многих исследованиях.

Маркова А.К. [1], считает, что структура личности педагога состоит из: мотивации личности, свойства личности и ее интегральных характеристик, которые определяют уникальность личности работника образования. В работах Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна даётся анализ самооценки вместе с проблемой развития и формирования самосознания. Развитие самооценки также нашло свое отражение в трудах Л.И. Божович,  B.C. Мерлин, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафина. Данная проблема была глубоко проанализирована В.Н. Мясищевым и А.В. Петровским. Психологический базис этого феномена изучен, раскрыты функции самооценки в структуре целости личности, показаны виды самооценки с точки зрения ее адекватности [1].

Психологи говорят о важнейшей роли самооценки в процессе образования личности и ее деятельности. Самооценка − это есть компонент самосознания, она вбирает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Представления о себе (субъективный образ своего Я) возникают у личности под влиянием оценок окружающих людей при соотнесении мотивов, целей и результатов действий с идеалами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе.

Особенно значимой является проблема корреляции самосознания и самооценки педагога, обусловленной опытом жизни, мировоззрением, который определяет нормы оценки, внутренними сформировавшимися особенностями личности. Самооценка тождественна с самосознанием, поэтому целесообразно проанализировать мнения исследователей по вопросу возникновения самосознания, стадии его развития и его составляющие части, потому что без освещения этого вопроса описание самооценки, который является его компонентом, было бы неполным.

Профессор психологии Орлов Ю. М. [2], отмечает, что самосознание личности в профессиональной деятельности является и базисным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Для деятельности работника образования проблема самосознания в своей профессии имеет особенную актуальность, потому что результаты деятельности работника образования проявляются, в первую очередь, в результате деятельности его учеников, и склонности педагога на анализ и оценку своей деятельности и ее результатов. Преподаватель оценивает свои важные качества для профессии, которые определённо связаны с эффективностью воздействия педагога. Также, самосознание в профессии является регулятором личности профессионального саморазвития и самовоспитания педагога.

Становление преподавателя как деятельностного субъекта, тесно связано с развитием самосознания и профессиональной самооценки. Для осуществления разных видов активности субъекта, а также его профессиональной деятельности, значительная роль принадлежит самосознанию. Человек как субъект в процессе практической деятельности характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, он преобразует социальный мир, а также и самого себя. Когда человек изменяет мир, он ещё больше и глубже понимает и его, и самого себя как субъекта.

Не случайно, С.Л.Рубинштейн [3] подчеркивает, что проблема изучения личности в психологии заканчивается углублением осознания самого себя. Углубление знания о самом себе проходит много ступеней: от начинающего незнания в отношении своей личности до всё более глубокого самопознания, которое объединяется потом с другой определённой и даже иногда резко изменчивой самооценкой. В другой работе Рубинштейн [4] также говорил о триадной структуре самосознания, которая включает:

1)      переживаемое отношение к себе,

2)      отношение к другому человеку и

3)      воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

Самосознание относится к субъекту целостности и служит ему для организации его личной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его коммуникации с ними.

Психолог И.И. Чеснокова [5] обратила взор на самосознание как на довольно сложный процесс в психологии, который развернут во времени. Смысл самосознания преподавателя заключается в восприятии личностью различных «образов» в процессе преподавания своей личности в ситуациях взаимодействия с обучаемыми, воспринимающими его как учителя. Объединение своих различных образов в единое образование целости – в представление, а затем в понятие о личном «Я», выступающее как один из примеров личностного развития для студентов. Самопознание крепко связано с различными человеческими переживаниями, они в будущем объединяются в эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Поэтому эмоциональное отношение преподавателя к своему предмету и своим студентам – обязательное условие для преподавания. Результаты данного обобщения-познания себя и эмоционально-ценностного отношения сохраняются в соответствующей этим результатам самооценке, и она превращается в регулятор не только своего личностного поведения, но и поведения студентов. Структурное самосознание личности представляет собой взаимодополняющее соединение триады подструктур:

1)      когнитивной (Я − понимание),

2)      аффективной (Я − отношение),

3)      поведенческой (Я − поведение) [6].

Подструктура когнитива вбирает осознание себя в системе деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его развития личности. Постепенно, в базисе представления о себе в частных ситуациях, на базисе оценочного отношения коллег возникает стабильная Я-концепция, которая придаёт ему чувство уверенности или неуверенности в профессии.

В аффективно-оценочном отношении к себе разделяют оценку своих возможностей «сейчас» (актуальная самооценка), вчерашних «в прошлом» (ретроспективная самооценка) и достижений в будущем (потенциальная или идеальная самооценка), также есть мнение того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка).

У самосознания существуют свои главные функции: развитие и совершенствование своей собственной личности в связи с социально – нравственными идеалами нашего общества и осознанное применение психических закономерностей своей личности для более успешного преобразования природы и общества.

Самосознание личности преподавателя многообразно по своему составу. Рефлексия преподавателя как образованного человека, доцента или профессора, это не просто психологический механизм познания своей личности, но и одновременно определение новых возможных путей воздействия на студентов и коллег. В результате самоотражения появляется понятие о самом себе, или Я–концепция, то есть система в динамике представлений индивида о своей личности, которая возникает в процессе вхождения человека в разнообразные социальные общности, в группы, его активного участия в множественных видах деятельности.

Многими учёными анализируются различные аспекты в изучении «Я». Например, И.С. Кон [7] представляет такие аспекты проблемы «Я»:

1)      «Я» – идентичность (самость). Личность при изменениях окружающей среды оставляет сохранной некоторую идентичность, которая поддерживает личную структуру.

2) «Эго» – (субъективность). Здесь связана субъективность сознания, понятие наблюдателя или действующего лица, получившее название Я. Понимая данный аспект, внимание исследователей направляется на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения.

3) «Образ Я». В данной проблеме авторы проводят анализ некоторых процессов и механизмов познания своей личности, степени адекватности самооценок, компонентов структуры Я-образов и динамики их изменения, роли и значения самосознания в общем балансе психической деятельности.

Профессор Р.Мейли [8] представляет триаду в изучении «Я»:

1) Центрация большинства психических функций и явлений. Личность ощущает себя субъектом своей деятельности, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает своё равенство и неразрывность с тем, чем она была раньше.

2) Совокупность объектов, которые определяют «содержание Я» или его поле.

3) «Защитные механизмы». Под ними, в самом широком смысле, понимается общность небиологических побуждений, и они направлены на защиту и укрепление чувства своей силы и ценности.

Специфика преподавательской деятельности состоит в том, что субъектность выражена в ней в наиболее явном виде. А «Образ Я» достраивает до конца идентичность и субъективность личности и одновременно даёт корректировку её поведению» [9].

Реальная профессиональная концепция личности − это есть осознание себя как профессионала, представление личности о себе, о том, какая она на самом деле. Идеальная Я-концепция олицетворяет профессиональные желания и надежды, это есть представление личности о себе в соответствии с её желаниями, т.е. какой бы она хотела быть. Данные профессиональные Я-концепции не только не совпадают, но и во множестве случаев непременно отличаются, и их несовпадение является источником самосовершенствования личности в профессии и ее стремления к развитию.

Авторы считают, что Я–концепция, будучи содержательной стороной самосознания, представляет нам, что самооценка – это есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей; «самооценка – это есть результат… своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное» [10].

Самооценку рассматривают и как самоотношение, вместе с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т. д. Так И.С. Кон [11] высказывается о самоуважении, понимая его как итоговое измерение «Я», которое выражает меру принятия или непринятия индивидом самого себя. А.Н.Леонтьев предлагает рассмотреть самооценку как «чувство» и стабильное эмоциональное отношение, которое имеет «выраженный характер предмета, который является результатом специфического обобщения эмоций» [12].

Самооценка преподавателя представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый является ведущим для преподавателя и показывает человеческие познания о себе, второй – его отношение к себе в мере удовлетворённости собой.

Для самооценивания эти компоненты действуют в крепком единстве: в чистом виде они не могут быть представлены. Знания и умения, которые субъект приобрёл в социальном контексте, непременно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых формируется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Базис когнитивного компонента самооценки − это сравнение себя с окружающими, сопоставление своих качеств с выработанными идеалами, фиксация возможной рассогласованности этих величин. У человеческой самооценки существуют определённые критерии: 1) уровень – высокая, средняя, низкая; 2) соотношение с жизненной успешностью – адекватная и неадекватная; 3) особенность строения – конфликтная и бесконфликтная. По характеру хронологической отнесённости выявляются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Также у самооценки преподавателя можно выделить следующие функции: 1) прогностическая функция (она регулирует активность человеческой личности в начале деятельности); 2) корректирующая (она контролирует и осуществляет необходимые для личности подстройки); 3) ретроспективная (она необходима субъекту при завершении его деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами).

Результат самооценки − это констатация определённых личностных качеств, или результат сопоставления этих качеств с неким идеалом, либо результат эмоционально-чувственного отношения.

Таким образом, человеческая самооценка личности преподавателя – это есть компонент самосознания, у неё имеется рефлексивная природа, и она вбирает в себя конкретные элементы: образ «Я − реального», «Я − идеального», сопоставление этих образов и отношение к получившемуся результату сопоставления. Самооценка человека выполняет регулирующую функцию; она представляет нам отношение человеческой личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Аспект личности профессиональной самооценки представлен в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно равна. Рассогласование самооценки влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности человека.

У профессиональной самооценки можно различать самооценку результата, которая связана с оценкой уже достигнутого и отражает степень удовлетворенности своими достижениями и самооценку потенциала, связанную с оценкой собственных профессиональных возможностей и отражает веру в себя и уверенность в своих силах.

Проведенный анализ дает нам основание говорить, что низкая самооценка результата деятельности преподавателя в сочетании с высокой самооценкой потенциала – это фактор профессионального развития личности, который находится в базе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом, в том числе и в педагогической деятельности.

 Для изучения мотивации профессиональной деятельности и самооценки работников образования мы использовали «Методику изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. Реана)», «Методику диагностику самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан», «Методику личностного дифференциала», методику «Мотивация успеха и боязнь неудач МУН» и методику «Мотивы педагогической профессии (Т.Н. Сильченкова)». Во время нашего исследования мы пришли к выводу, что учителя мотивированы и обладают адекватной самооценкой, принимают себя, среди них мало людей с заниженной самооценкой. Именно поэтому наша гипотеза не подтвердилась.

 

Список литературы:

  1. Маркова А.К. Психология труда учителей. – М., 1993. – с. 41-56.
  2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. − М.: Просвещение, 1991.
  3. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии.  − С-Пб.: Питер, 2006.
  4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. − М.,1973. − 416 с.
  5. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе  // Принцип развития в психологии. − М., 1978. − C. 26-27.
  6. Митина Л.М.. Формирование  профессионального  самосознания   учителя // Вопросы психологии. − № 3. − 1990. − C. 58-64.
  7. Кон И. С.  Категория "Я" в психологии //  Психол.   журнал.  1981. −  T. 2. − № 3. − C. 25-38.
  8. Мейли Р. Различные аспекты Я // Экспериментальная  психология / Под  ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. − М., 1975. − Вып.V. − C.132-141.
  9. Козиев В.Н. Психологический  анализ  профессионального  самосознания  // Дис.  канд. психол. наук.  Л., 1980.
  10.  Петровский А.В. Введение в психологию.  − М., 1995. − 410 c.
  11.  Кон И.С. Открытие Я. − М.: Политиздат , 1978. − 367 с.
  12.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. − М., 1975. − 304 c.