Статья:

Переживание трудной жизненной ситуации как фактор формирования девиантного поведения при акцентуациях характера у подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кочкин В.Е., Николаев Е.В. Переживание трудной жизненной ситуации как фактор формирования девиантного поведения при акцентуациях характера у подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61960 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Переживание трудной жизненной ситуации как фактор формирования девиантного поведения при акцентуациях характера у подростков

Кочкин Виталий Егорович
студент, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Николаев Егор Васильевич
канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К.Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. В статье рассматривается девиантное поведение подростков как реакция на трудную жизненную ситуацию, переживание которой усиливается при акцентуациях характера. Также авторами статьи рассмотрены методы работы с подростками, переживающих трудную жизненную ситуацию.

 

Ключевые слова: Акцентуации характера, девиантное поведение, трудная жизненная ситуация, переживание, экспертный метод.

 

Подростковый возраст является кризисным периодом развития человека. В рамках данного возраста появляются обстоятельства, осложняющие процесс социализации, одной из таких особенностей подросткового возраста является завершение становления характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом периоде чаще всего дают о себе знать акцентуации и как правило в обычных ситуациях проявление тех или иных акцентуаций не заметно окружающим, но под влиянием стрессов, трудностей, которых достаточно в подростковом периоде, лица с акцентуациями могут стать девиантными.

Акцентуации характера проявляются не постоянно, а только в местах наименьшего сопротивления к воздействиям среды [3;5]. Этим самым местом наименьшего сопротивления может выступать трудная жизненная ситуация.  По мнению Осуховой Н.Г., трудные жизненные ситуации характеризуются дисгармонией жизни человека, когда он не может решить ту или иную проблему, возникшую перед ним, с помощью привычных схем поведения [5;7]. В силу недостатка жизненного опыта и психологических ресурсов, подросток не может адаптироваться к жизненной ситуации и вынужден искать новые способы взаимодействия с ней [1;26]. В качестве условий для возникновения трудной жизненной ситуации можно отметить: семья (ссоры с родителями, конфликты между родителями, пьянство родителей), школа (неуспеваемость, конфликты с учителями, противоречия между родителями и учителями), фрустрация (неприятные внутренние переживания). Девиантное поведение в контексте трудной жизненной ситуации можно рассматривать, как “защитно-компенсаторное” образование, по отношению к воздействиям среды, как результат бегства от трудной жизненной ситуации, при котором в зависимости от акцентуации у подростков начинает проявляться девиантное поведение, например, подростки с гипертимным типом акцентуации могут начать искать смысл в состояниях измененного сознания, бродяжничать, с дистимным и циклотимным типом поведения может приобретать суицидальную направленность, с возбудимым типом могут проявлять агрессивное поведение, вступать в разные группировки и т.д.-”защита” выступает как псевдопреодоление ситуации, и сама становится источником новых переживаний подростка. То есть травматический характер трудной жизненной ситуации, зависит от его значения для субъекта, т.е. “личностного смысла” который обретает особое значение при акцентуациях характера. В основе девиантного поведения лежат защитные автоматизмы, индивидуальный стиль переживания, характеризуемые как часто повторяемые и постепенно формируемые устойчивые способы помощи себе при конфликтной ситуации. Индивидуальный стиль переживания приводит к субъективному ощущению ослабления конфликтов [2;412-416].

Переживание трудной жизненной ситуации, в свою очередь, характеризуется определенными изменениями в структуре личности человека, его перестройке внутреннего мира и может деформировать психические структуры и процессы, находит отражение на познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере. Предупреждение девиаций зависит от правильного подхода к пониманию индивидуального стиля переживания.

Для диагностики акцентуаций характера обычно используют методику Леонгарда-Шмишека или методику А.Е. Личко, а для выявления склонностей к девиантному поведения используют тест А.Н. Орла. Но следует понимать, что использование стандартизированных методик заметно сужают и упрощают понимание трудной жизненной ситуации и не уделяют должного внимания важному его компоненту-переживанию, восприятию подростком ситуации и другие субъективные компоненты, таких как возрастные особенности. Например, фиксированный набор диагностических свойств, для определенного периода развития, не гарантирует, того, что человек находится именно на данном этапе и какой набор свойств от него ожидать. Поэтому необходимо стандартизированные методики дополнять качественными.

Экспертные методы являются эффективными в руках опытных специалистов и достаточно популярными средствами, обладающие большими возможностями для получения информации о трудных жизненных ситуациях конкретного человека и позволяют глубоко в неё  проникнуть [6;11].

В ходе диагностики необходимо определить степени важности той или иной проблемы и проранжировать порядок их решения. Метод Паттерн, позволяет проделать данную работу [4;159].

Известно, что формирование личностного смысла ситуации происходит в процессе восприятия, в ходе которого явления объективного мира переходят в субъективный. Личностный смысл может не всегда осознаваться подростком и с целью его выявления можно использовать проективные методики. Например, методика “Моя трудная жизненная ситуация”, имеет следующую инструкцию: “Нарисуйте пожалуйста, свою трудную жизненную ситуацию”, благодаря которой можно изучить содержание ситуации: потребности, мотивы, личностные смыслы, особенности эмоциональных реакций и специфику переживания субъекта.

В зависимости от причин обуславливающих трудную жизненную ситуацию, можно также использовать другие проективные методики, такие как: “Семейная социограмма”, “Семейный рисунок”, “Методика неоконченных предложений”, “Я и группа”, “Рисунок школы” и др.

Если по их результатам сам психолог, проведший эти методы, уже с учётом акцентуации характера, склонности к определенным типам девиации и спецификой переживания трудной жизненной ситуации оказывает психологическую помощь, коррекцию, профилактику, то они приобретают наибольшую эффективность [6;11]. Важно понимать, что правильное использование экспертных методов открывает перед работой широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Таким образом, подросток имея ту или иную акцентуацию характера, становится чувствительным к определенным воздействиям среды.  Этим самым воздействием выступает трудная жизненная ситуация, переживание которой может привести его к дезинтеграции и формированию девиантного поведения, как формы компенсации и защиты, при работе с которой нужно дополнять стандартизированные методы - нестандартизированными, что значительно повышает эффективность технологической процедуры.

 

Список литературы:
1. Воронкин А.Н. Взаимосвязь уровня психологического здоровья и личностных характеристик у людей в трудной жизненной ситуации. - СПб., 2016. – С. 26.
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004. - 412-416 с.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград: Речь, 2009 г. – С. 5.
4. Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Изда­тельский Дом «Деловая литература». - 2007. -159 с.
5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Издательский центр “Академия”. – 2012.  – С. 7.
6. Шмелева А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - М., Р-на-Дону: “Феникс”. - 1996. – С. 11.