Статья:

Технические способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Садрисламова К.А., Гафиатуллина О.А. Технические способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/62025 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Технические способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет

Садрисламова Камилла Азатовна
студент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Гафиатуллина Ольга Айратовна
канд. филос. наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Как показывает практика, в настоящее время существует высокий риск несанкционированного размещения копий мультимедийных файлов с изменением их названий на различных сайтах всемирной сети. Для того, чтобы доказать первоочередность своего авторства, правообладателям необходимо самим найти все существующие копии. Для предотвращения таких ситуаций бурно развиваются технические средства защиты интеллектуальной собственности. Без основательной поддержки авторы не получат средств, а потребители в свою очередь останутся без продукта, так как объективно невозможно конкурировать с теми, кто бесплатно пользуется чужим трудом и при этом не расходует средства на исследования, разработку, рекламирование своего продукта.

В общем случае, к технической защите прибегают в момент размещения произведения в сети Интернет. Таким образом, техническая защита является первичным средством охраны данного объекта авторского права. Инициатива использования такой защиты может исходить как от автора произведения, так и от провайдера, с которым заключается договор о предоставлении услуги размещения произведения в сети Интернет. Выделяют следующие виды технической защиты объектов интеллектуальной собственности: 1. Технические средства, способствующие ограничению и отслеживанию незаконного применения произведений в сети Интернет. 2.  Технологии, предоставляющие ограничение копирования либо налагающие другие ограничения, например, ограничение срока, в течение которого предоставляется возможность просмотра или воспроизведение защищаемого произведения. 3. Программные или программно-аппаратные средства, которые содействуют усложнению при создании копий, либо позволяющие отслеживать их создание [9, с. 843].

Рассмотрим подробнее техническую сторону защиты авторских прав. Авторское право защищает и тем самым стимулирует создание различных произведений искусства и творчества, помогая авторам извлекать прибыль от продуктов своего труда. Помимо простого признания авторства, охрана авторских прав включает в себя технические средства для защиты результатов интеллектуальной деятельности (англ. DRM – digital rights management). Данные технологии должны обеспечить контроль над распространением копий, а также защитить от неразрешенного доступа защищённые файлы. Способами защиты прав, в частности авторских и смежных, стоит считать материально-правовые меры, которые предусмотрены действующим законодательством. Часть IV ГК РФ также содержит положения о технических средствах защиты: ст. 1299 ГК РФ – применительно к авторским правам, ст. 1309 ГК РФ – применительно к смежным.

Защищая интересы каждой из сторон, стоит закрепить на законодательном уровне обязанность провайдеров и владельцев крупных сайтов использовать программы фильтрации и ограничения содержательного наполнения информационных ресурсов, которые бы позволили не допускать размещение объектов, охраняемых авторским или смежным правом. Тем более что существуют прецеденты в отечественной судебной практике. Так, например, осенью 2015 г. арбитражный суд первой инстанции впервые вынес решение по делу № А56- 79327/20142 , которым обязал владельца социальной сети использовать на сайте эффективные программы, позволяющие предотвращать размещение на этом сайте фонограмм правообладателей без их согласия. Там же речь шла об обязании организаций, предоставляющих Интернет-улуги, использовать технологию цифрового отпечатка [8, с. 236].

Базы данных, содержащие цифровые отпечатки пальцев особенно чувствительны к актам злоумышленников с целью нарушения их целостности. Технология цифрового отпечатка является одним из технических средств защиты авторских прав и представляет собой краткое описание основных характеристик файла. Это описание позволяет идентифицировать загружаемое в Интернет произведение, создать у владельца ресурса реестр цифровых отпечатков тех произведений, которые охраняются авторским правом или смежными правами, и блокировать загрузку на ресурс такого контента, который не может быть использован без согласия правообладателя. К примеру, успешно функционируют такие технологии, как Content ID, Audible Magic. Разрабатываются методы по обеспечению информационной безопасности, основанные на алгоритмах использования цифрового водяного знака, которые успешно обнаруживают преднамеренные искажения в цифровом отпечатке пальцев, при этом вносимые искажения практически незаметны [5, с. 19].

Следующим техническим средством защиты авторских и смежных прав выступает цифровой водяной знак с информацией о правообладателе. Одним из видов является невидимый водяной знак, который внедряется в данные файла произведения, становясь недоступным для выявления пользователями, не знакомым с ее форматом. Для нанесения такого знака необходимо специальное программное обеспечение, которое наносит скрытую кодировку, устойчивую к различным манипуляциям вроде копирования, сжатия или изменения формата. При этом применяется сжатие с потерями, при котором распакованные данные имеют отличия от исходных, но уровень отличия не является значительным для дальнейшего применения [4, с. 98].

Самым элементарным техническим средством является автоматическая ссылка на первоисточник с указанием на авторство произведения. Оно имеет очевидный недостаток: данное средство достаточно легко обойти. Однако оно лишний раз напоминает о том, что права на используемое произведение принадлежат конкретному лицу и стоит предварительно получить разрешение, если это превышает допустимый объем использования без согласия правообладателя.

Идентифицировать себя как правообладатель и закрепить за собой авторство на произведение авторам может помочь Web-депозитария авторских прав. Он представляет собой электронный архив объектов интеллектуальной собственности, с помощью которого можно осуществить подтверждение факта и времени размещения произведения [1, с. 107].

Для разных видов объектов защиты используются разные технологии. Для правообладателей звуков и музыкальных произведений борьба началась с появлением аудио-CD. В наше время самым актуальным способом защиты и монетизации аудиофайлов являются стриминговые сервисы, такие как Google Play Music, Яндекс.Музыка, Spotify, Pandora и многие другие. Данный вид распространения музыки является логическим продолжением технологий DRM защиты, применяемых ранее. Принцип работы этих сервисов прост: пользователю предлагается либо приобрести  доступ к музыкальной библиотеке в специальном приложении, либо слушать музыку в своем аккаунте через браузер с ограничениями и рекламой. Данный подход является одним из самых успешных, так как устраивает и правообладателей и потребителей [6, с. 233]. Для защиты видеофайлов и фильмов производители DVD используют региональную защиту дисков. Данная технология состоит в нанесении специальной маркировки на дисках в зависимости от региона их распространения [7, с. 168].

Таким образом, в современной обстановке беспрепятственного размещения и распространения информации проблема защиты авторских прав стоит как никогда остро. В интересах правообладателей интеллектуальной собственности обезопасить ее от хищения и неправомерного распространения. В этом помогают не только правовые механизмы защиты авторских прав, но и реально действующие средства технической защиты. 

 

Список литературы:
1. Борисова С.Н. Методы защиты мультимедийных файлов от несанкционированного копирования и распространения в сети Интернет // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. -2015. - № 3(25). 
2. Гафиатуллина О.А. Конвергентные технологии и эволюция обратных связей в сложных самоорганизующихся системах // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 3(130). 
3. Гафиатуллина О.А. Эволюция обратных связей в самоорганизующихся системах: [Текст]: Монография / О.А. Гафиатуллина. – Уфа: Издательство БГПУ, 2019. 
4. Завадская Т.В., Крахмаль М.В. Исследование методов цифровой стеганографии для маркировки изображений цифровыми водяными знаками //Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2019. - № 1(4).
5. Коржик В.И., Жувикин А.Г., Леутин Е.И. Реализация защиты целостности баз данных цифровых отпечатков пальцев при помощи использования цифровых водяных знаков // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2018. № 4-1.
6. Птушко А.С. Аудиостриминг как новый вид музыкального интерент-вещания (на примере стриминг-сервиса SoundCloud) // Медиасреда. – 2017. - № 12.
7. Черный А.В. Технологии охраны результатов интеллектуальной деятельности //Технологии XXI века в юриспруденции: материалы всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет». – 2019. 
8. Шаимова Ж.А. К вопросу о технических средствах защиты авторских прав // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: материалы всероссийской научно-практической конференции. Омская юридическая академия. – 2019.
9. Яушева Р.У., Слепнев Е.Л. Самозащита авторского права // Аллея науки. – 2018.  - № 10(26).