Статья:

Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: история

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Штырова М.В., Миронова Е.А. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: история // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62392 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: история

Штырова Мария Владимировна
магистрант, Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва
Миронова Елена Анатольевна
канд. юрид. наук, доцент, Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические и практические основы полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.

Abstract. This article discusses the theoretical and practical foundations of powers of prosecutors at the stage of criminal proceedings, taking into account the analysis of law enforcement practice.

 

Ключевые слова: прокурор, уголовное дело, законодательство, уголовный кодекс.

Keywords: crime, prosecutor, legislation, criminal code.

 

В процессе написания данной работы, нами определено, что отношения личности и государства, а также гражданского общества являются важной и неотъемлемой частью жизни нашего общества, так как данный факт оказывает огромное влияние на моральный облик общества, мировоззрение человека. Полагаем, что определенные успехи в решении задач по защите прав гражданина в обществе, в последние десятилетия широко исследуются известными учеными-правоведами, ими же объясняются причины порождения данного явления, как массового, изучается эффективность исследований, основанных на комплексном изучении правовых норм законодательства, широком привлечении, в первую очередь, научных методов, вспомогательных юридических дисциплин.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с правовыми нормами УПК РФ, полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

Правовыми нормами Уголовно-процессуального закона на органы дознания возлагаются следующие полномочия, а именно: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; а также, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В соответствии с правовыми нормами ч. 1 ст. 41 УПК РФ, полномочия органа. Обратим внимание на факт того, что, дознание возлагается на дознавателя начальником органа дознания.

При этом, предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение, непосредственно, прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования; а также, установленного правовыми нормами закона, порядка разрешения заявлений и сообщений, о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях; далее, законности проведения предварительного расследования; а также, законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Существуют также пределы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно, правовым нормам п. 31 ст. 5 УПК РФ, могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако, они не вправе принимать окончательные решения, так как, согласно правовым нормам ч. 6 ст. 37 УПК РФ, полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках правовых норм УПК РФ и Закона о прокуратуре, непосредственно, касается исключительно процессуальных аспектов, при этом, вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. [12]

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) в первую очередь, проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) далее, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений правовых норм уголовного законодательства;

3) непосредственно, требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений правовых норм федерального законодательства;

4) также, давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) наконец, разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ии допущено нарушение требований правовых норм УПК РФ;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, с соблюдением правил подследственности, предусмотренных, правовыми нормами ст. 151 УПК РФ, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном, правовыми нормами УПК РФ [12];

11) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК. [12]

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и так далее. Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения [12].

Постановление. В случаях, предусмотренных, правовыми нормами УПК РФ, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора. Правовыми нормами УПК РФ, предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий, а именно: обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и так далее, которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения, а именно: наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и так далее. В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение. В соответствии с правовыми нормами ст. 115 УПК РФ, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

 

Cписок литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) 
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 13.07.2015)
4. Федеральный закон от 17.01.92 г № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 
5. Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации. Утверждено приказом Генерального прокурора Российской Феде-рации от 17 сентября 2007 г. N 144
6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.09.2007 N 144 (ред. от 22.04.2011) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления»
7. Приказ Генерального прокурора РФ от 24 ноября 2008 г. N 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» 
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 29.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"
9. Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны // Журнал российского права. - 2014. - № 7. 
10. Журнал Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал Выпуск № 2 / 2014
11. Загидуллин Р. И. Участие прокуроров в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления // Законность. — 2015. — № 6. — С. 13. 
12. Сухарев А.Я. Российский Прокурорский надзор. М. Изд-во Норма-Ифра.М.2015г.