Государственная стратегия экономического развития регионов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Государственная стратегия экономического развития регионов
Главная цель как экономической политики на региональном уровне, так и региональной политики в целом – сохранение единого целостного федеративного государства. Вся суть экономической политики регионов заключается в рационализации взаимодействия центра с субъектами федерации для более результативной работы в сфере экономики как государства, так и регионов.
Государственная стратегия развития регионов разрабатывается на федеральном уровне и в силу особенностей субъектов не может быть их обобщением. Главными целями стратегии являются: сохранение единого экономического пространства, развитие специализации регионов, поддержка отдельных субъектов, помощь увеличении основных экономических показателей и другое, улучшение рыков субъектов и общенациональных рынков торговли и промышленности.
Государство может осуществлять подобные стратегии путём разработки государственных экономических программ, программы развития приграничных территорий, создание профильных министерств и комитетов по развитию проблемных субъектов федерации.
Важно понимать и то, что при интеграции региона в экономическом пространстве Российской Федерации, он не должен терять своей хозяйственной самостоятельности. Проблема социального неравенства регионов тоже должна решаться на федеральном уровне. В России для этого оказывается помощь отстающим регионам, используется фонд регионального развития.
Это необходимые условия для повышения благосостояния населения всех регионов. Государству также необходимо использовать инструменты стимулирования экономической активности всех субъектов. Деятельность федерального центра и субъектов федерации в экономической сфере должна быть в первую очередь направлена на координацию интересов обеих сторон взаимодействия.
При разработке концепции федерального регулирования экономического развития регионов Правительство России вынуждено сталкиваться с рядом сдерживающих факторов. Первым из них является то, что государство не вправе прямо влиять на рыночную экономику. Поэтому приоритетное право воздействия на экономическое развитие регионов дано частным организациям.
Вторым сдерживающим фактором служит уже имеющееся в России правовое поле. Существующее экономическое законодательство невозможно изменить полностью – государство может делать там лишь незначительные изменения. По этой причине концепция федерального регулирования экономического развития регионов обязана быть в рамках действующего правого поля.
Необходимо выделить два главных компонента экономической политики на региональном уровне. Первый – полная ликвидация разрыва в экономическом плане между регионами невозможно, поэтому сокращать его необходимо только чтобы преодолеть критические моменты. Второй фактор основывается на изначальных различиях таких как территориальное положение, климат или наличие определённых природных ресурсов. Больше всего вкладывать надо в развитие тех регионов, которые обладают самым высоким потенциалом. Однако это правило применимо только к тем субъектам, в которых этот потенциал реализован в меньшей степени. То есть в наиболее благополучные регионы не требуется такого масштабного вливания средств, так как это только увеличит существующую разницу между различными субъектами.
В каждый компонент экономической политики на региональном уровне должны быть интегрированы определённые наборы инструментов реализации. Также нужного прогресса невозможно будет достичь без правильного подхода к определению объектов экономической политики. Тут следует отталкиваться от таких факторов как территориальное деление субъектов, их позиции среди других по определённым параметра, выявление типов регионов в зависимости от их уровня экономического развития. При определении объекта экономической политики необходимо помнить и о национальном факторе, так как его пренебрежение может стать импульсом социального недовольства.