Инструменты совершенствования управления бизнес-процессами организации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Инструменты совершенствования управления бизнес-процессами организации
Управление бизнес-процессами организации предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, в связи с чем, инструментами процессного управления являются подходы и методы их совершенствования.
Обобщая современные подходы к управлению выделим два основных направления совершенствования: [1;320c]
· поэтапный, не требующий значительных единовременных ресурсных вложений;
· единовременный, предполагающий кардинальную смену целевого ориентира.
Учитывая различие в необходимо ресурсном обеспечении для их исполнения, оба подхода объединяют направления их непосредственной реализации - выявление дублирования функций, узких мест, затратных центров, качества отдельных операций, отсутствующей информации, возможности автоматизации и управления качеством.
Однако, если поэтапный подход имеет цель совершенствования отдельных фрагментов организационной структуры и приведение ее к общеустановленному единому стандартизированному качеству, то кардинальный подход предполагает исследование и соответствующий анализ всего процесса хозяйственной деятельности в общей совокупности задействованных операционных механизмов.
Целевое достижение в данном случае осуществляется как правило унифицированной методологической и инструментальной базой, к которой относятся:
· методика быстрого анализа решения (FAST);
При использовании данного метода осуществляется анализ отдельно выбранного процесса для последующей выработки возможных перспективных вариантов его совершенствования.
Непосредственный анализ осуществляется группой специалистов в рамках совещательных встреч.
При этом, выработанное такой группой решение рассматривается руководством компании, которое принимает итоговое решение о внедрении выбранного метода совершенствования либо о необходимости дополнительной проработки вопроса.
Отметим также, что основой данного метода является личностное интуитивное восприятие проблематики экспертной группой.
Таким образом, к преимуществам методики быстрого анализа можно отнести низкие ресурсные издержки, ориентацию заказчика на ожидаемый результат, а также возможность корректировки направления развития анализируемого процесса со стороны наблюдателя – в данном случае руководства компании.
Учитывая обозначенную преимущественную сферу, недостаток выбранного метода заключается в его узкой локализации и субъективизме.
· бенчмаркинг;
Данный метод представляет собой сопоставление и сравнение анализируемой организационной структуры с выбранным шаблонным предприятием, отвечающим заданным эталонным значениям для последующего выявления существующих причин, влияющих отклонение от установленных индикативных характеристик.
В данном случае преимуществом метода является не только низкая ресурсозатратность на его реализацию, но и сравнительно низкие временные издержки.
При этом к недостаткам метода относится существенный шанс наличия в выбранном сравнительном предприятии невыявленной проблематики.
· перепроектирование процесса;
Данная методология как правило применима к достаточно успешным действующим бизнес-процессам, требующим незначительной корректировке в ближайшей перспективе, на основе специально разработанной для этих целей модели имитации.
Учитывая обозначенный функционал, методология перепроектирования применима в большинстве случаев осуществляемого совершенствования, а возможность ее осуществления в совокупности с прочими методами позволяет достичь максимально оптимальных результатов.
Таким образом, единственным недостатком перепроектирования является отсутствие фактической смены содержательной части процесса.
· инжиниринг процесса;
Метод инжининиринга бизнес-процессов относится к вновь созданным организационным структурам за счет своей сущности, отражающейся в названии и подразумевающей проектирование осуществляемой хозяйственной деятельности.
При использовании метода немаловажным является факт выбора перспективной модели управления, в зависимости от которой будет построен процесс, например, стрессное управление, либо функциональное.
· реинжиниринг процесса.
Данный метод является наиболее радикальным среди рассмотренных выше и предполагает соответствующий анализ и переработку рабочих процессов с целью оптимизации и автоматизации поставленных задач.
Концепция метода была впервые представлена в статье Harvard Business Review в конце Майкла Хаммера 1990 года и получила повышенное внимание несколько лет спустя, когда Хаммер и Джеймс Чампи опубликовали свой труд «Реинжиниринг корпорации».
Авторы выдвинули идею о необходимости радикальной перестройки и реорганизации предприятия для снижения издержек, и повышения качества обслуживания, и что информационные технологии являются ключевым фактором, способствующим этому радикальному изменению.
Хаммер и Чампи предложили семь принципов реинжиниринга для оптимизации рабочего процесса и, тем самым, для достижения значительных уровней улучшения качества, управления временем, скорости и прибыльности:
· организовывать вокруг результатов, а не задач.
· определить все процессы в организации и их приоритетность в порядке срочности реорганизации.
· включить работу по обработке информации в текущую деятельность, которая производит информацию.
· рассматривать географически распределенные ресурсы так, как будто они централизованы.
· связывать параллельные действия в рабочем процессе, без интегрирования их результатов.
· поместить точку принятия решения, где выполняется работа, и установить контроль над процессом.
· выделить информацию один раз и у источника.
Таким образом, представлены шесть основных постулатов, объединяющих подход к управлению, основанному на данных, который направлен на улучшение качества путем измерения количества дефектов в процессе и систематического устранения их до тех пор, пока показатель количества дефектов не будет как можно ближе к нулевой отметке.
Реализация метода предполагает соответствующую этапность:
· разработка эталона в соответствии с выбранными целевыми стратегическими ориентирами;
· анализ действующего процесса;
· разработка перспективного процесса и его последующее внедрение.