Региональная специфика проблемы многодетных семей в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Региональная специфика проблемы многодетных семей в России
REGIONAL SPECIFICS OF THE PROBLEM LARGE FAMILIES IN RUSSIA
Olga Unzhakova
master's student Chelyabinsk state University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В современных социально-демографических условиях развития российского общества особое внимание уделяется социальной политике государства в отношении многодетных семей с детьми. В статье рассмотрены проблемы поддержки многодетных семей в субъектах РФ.
Abstract. In modern socio-demographic conditions of Russian society, special attention is paid to the social policy of the state in relation to large families with children. The article deals with the problems of supporting large families in the subjects of the Russian Federation.
Ключевые слова: семья, многодетные семьи, государственная поддержка многодетных семей, региональная поддержка многодетных семей.
Keywords: family, large families, state support for large families, regional support for large families.
Понятие «семья» многозначно и имеет различные определения в разных науках. Семью как предмет исследуют такие науки, как психология, социология, история, демография. Социология семьи дает такое определение: социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [1] Она зависит от общества, политического строя, социально-экономических отношений. Семья является относительно самостоятельной ячейкой общества.
С точки зрения права, семья – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью. Семья – это важнейший социальный институт, который реагирует на изменения в обществе. Как и общество, семья создается, изменяется и развивается. Россия в соответствии с Конституцией РФ защищает семью, материнство, отцовство и детство.
Многодетные семьи, чаще всего оказываются малообеспеченными по сравнению с другими группами населения. По данным федеральной службы государственной статистики за 2017 год, 26 % детей в возрасте до 18 лет живут в семьях, уровень которых ниже прожиточного минимума. Так, например, за чертой бедности проживает 12,9 % населения страны по данным за 2018 год, это огромное количество человек, около 19 миллионов. [10] Большинство детей именно из многодетных семей живут в бедности (52,2%).
Риск бедности многодетных семей вследствие высокой иждивенческой нагрузки может смягчаться мерами социальной политики, осуществляемыми преимущественно через систему социальной защиты. В России существует единая система государственных пособий гражданам, у которых есть дети. Государство гарантирует материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [7] устанавливает меры поддержки многодетных семей. При этом понятие «многодетная семья» определяется субъектами федерации с учетом национальных и культурных особенностей региона.
Субъекты РФ при определении многодетности семьи имеет лишь одну общую составляющую – это количество детей (три и более), в остальных же признаках многодетных семей наблюдаются существенные различия. Например, возраст старшего ребенка в одних регионах не должен превышать 16 лет, в других регионах – 23 года, в случаях, если ребенок получает образование по очной форме обучения. Граждане считают несправедливым такое различие в регионах и не понимают его обоснованность. [2]
Кроме возраста детей, различные субъекты РФ определяют дополнительные характеристики. В одних регионах для получения статуса многодетной семьи необходимо определенную часть времени проживать на территории субъекта РФ, в других субъектах РФ родители должны быть оба гражданами России, а в некоторых – дети должны быть от одной матери.
Отдельным вопросом стоит получение удостоверения многодетной семьи. Для того чтобы пользоваться льготами, предоставленными многодетным семьям, необходимо зарегистрировать семью в качестве многодетной в органе социальной защиты населения по месту жительства. В некоторых регионах удостоверения выдают — для этого есть регламенты и постановления. В некоторых такой документ не предусмотрен, а право на льготы подтверждается другими документами — например, справкой о составе семьи.
Тем не менее, многие сталкиваются с рядом проблем при получении такого удостоверения. К примеру, если родители зарегистрированы в разных регионах России, то льготы и привилегии предоставляться не будут. А также они не смогут получить удостоверение и статус многодетной семьи. В этом случае они должны либо официально расторгнуть брак, либо прописаться в одном месте. [3]
Проанализировав определение многодетных семей в различных субъектах РФ, можно сделать вывод о том, что в большинстве регионов статус многодетных семей определяется по старшему ребенку, что, безусловно, является несправедливым явлением. Однако, в некоторых регионах, предельный возраст определяется младшим ребенком. [6]
Причиной существования такой проблемы можно считать то, что в разных регионах страны действуют разные условия для получения социальной поддержки. Сам Президент России упоминает, что «людей мало интересует бюрократическая волокита, им важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь». [8]
Перспективы реформирования государственной поддержки именно многодетных семей находят отражения, прежде всего, в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. По его словам, необходимо снизить налоговую нагрузку, возлагаемую на многодетные семьи. «Дополнительно освободить от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребёнка». [8]
Стоит отметить положительную динамику в работе налоговых органов. С 2019 года налоговые льготы для многодетных семей предоставляются в беззаявительной порядке. [9] Безусловно, такой подход к системе взаимодействия между гражданами и государством является важным шагом на пути к преодолению долгих бюрократических процедур.
В качестве новой инициативы со стороны государства можно отметить заявление Ирины Яровой. Вице-спикер Государственной Думы предложила «в дополнение к общей программе материнского капитала (предлагаем) подумать и разработать критерии предоставления семейного капитала семьям со стабильным зарегистрированным браком, имеющим четырех и более детей». [11]
Для качественного проведения и реформирования государственной социальной политики в отношении семей с детьми, стоит обратиться к общественному мнению. Согласно опросу, проведенному Общественной палатой России, более 35% многодетных российских семей не получают положенные им льготы. Многие россияне просто не знают о социальной поддержке, предусмотренной для них законодательством. Согласно опубликованным данным, самыми «неизвестными» льготами оказались налоговые послабления на транспорт и землю, путевки в оздоровительные лагеря и подарки для детей из многодетных семей. [5]
Наиболее востребованными мерами поддержки семей, по мнению опрошенных, являются бесплатное питание в школах (70%), первоочередной прием в детские сады (65%), льготы по оплате услуг ЖКХ (63%), компенсация за дошкольное образование (57%) и социальные выплаты на приобретение школьной и спортивной формы (49%). [4]
Изучив проблему государственной поддержки многодетных семей, можно сказать, что существует комплексная нормативно-правовая база, обеспечивающая государственную поддержку многодетных семей. Однако этого недостаточно, было бы целесообразно создать один федеральный закон, который бы определял понятие многодетной семьи в Российской Федерации.
Во-первых, появление такого федерального закона говорило бы о важности для общества и государства многодетных семей в России. Это, безусловно, сможет повысить статус многодетных семей, а, значит, побудить население рожать троих и более детей. Кроме того, единый федеральный закон объединял бы все типы семей и меры поддержки для каждой из них, что будет способствовать более качественному информированию населения о полагающихся льготах, пособиях и других видах государственной поддержки.
Во-вторых, на федеральном уровне необходимо закрепить единое определение семьи и определение многодетных семей для всех субъектов РФ, что позволит сформировать единую систему государственных гарантии, направленных на поддержку многодетных семей в регионе.