Статья:

Актуальные проблемы государственного регулирования естественных монополий в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Володченко А.В. Актуальные проблемы государственного регулирования естественных монополий в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62633 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы государственного регулирования естественных монополий в России

Володченко Александр Вячеславович
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье проанализированы специфические особенности естественных монополистических образований в Российской Федерации. Исследованы основные проблемы государственного регулирования естественных монополий. Предложены пути и направления совершенствования механизма государственного регулирования естественных монополий в России.

 

Ключевые слова: естественные монополии, государственное регулирование, проблемы, государственная монополия, тарифообразование.

 

Введение. Современное состояние отечественной экономики напрямую зависит прежде всего от уровня и динамики ее монополизации. Унаследовав от коммунистической командно-административной системы управления экономикой целые предприятия-гиганты и целые отрасли, современная власть трансформировала их в естественные монополии. В их числе – отрасли электроэнергетики, железнодорожного транспорта, нефтегазовые предприятия, почта, телефонное и телеграфное сообщение. Однако долгое время система государственного регулирования естественных монополий не была сформирована и предусматривала только воздействие на процессы ценообразования, качество продукции и объемы ее производства, а также в некоторых случаях – влияние на отдельные стороны хозяйственно-экономической деятельности таких отраслей.

Из-за бюджетообразующего и тарифообразующего характера естественные монополии являются одним из ключевых по значимости сегментов экономики [1]. При этом уровень цен и тарифов на продукцию естественных монополий непосредственно влияет на инфляцию и уровень цен, поэтому вопросы государственного регулирования естественных монополий являются необычайно значимыми и актуальными.

Основная часть. Современный отечественный монополизм характеризуется прежде всего массовыми инерционными процессами, которые присущи даже наиболее успешным естественным монополиям. Во многом они определяются теми ошибками и недочетами, которые были допущены государственной властью и самими монополиями в предыдущие периоды их реформирования. Сегодня уже многие понимают, что отсутствие глобальной трансформации экономических основ естественных монополий, когда была проведена только «косметическая» смена бывших министерств и ведомств в холдинги и концерны, не привели к серьезным положительным изменениям в отечественной экономике, как все ожидали. Приватизация, проводимая как формальное расгосударствление и либерализация экономической жизни России, не привела к трансформации мотивации хозяйствования субъектов рынка или изменению их поведенческой стратегии.

Отметим, что главной специфической особенностью развития отечественных естественных монополий является тот факт, что они формировались и развивались в принципиально иных условиях и среде, чем в развитых странах. Российские монополистические объединения создавались не посредством концентрации и централизации капитала и производства, а путем перераспределения государственной собственности через приватизацию прямым указанием власти. Поэтому отечественные естественные монополии стоит рассматривать прежде всего как результат деятельности государственной власти, многие члены которого стремились соблюсти интересы отдельных близких к ним клановых, олигархических и мафиозных структур [2, 61].

Исходя из вышеуказанного, можно выделить и еще один специфический признак отечественных монополистических структур – их неэкономический характер, поскольку преимущественное большинство из них функционирует в виде неформальных альянсов, закрытых клановых групп, состоящих из представителей законного и теневого бизнеса, политики и часто преступности. При этом на законодательном уровне закреплялись нормы о сохранении всей полноты власти в руках вышеуказанных кругов.

Однако все же необходимо отметить и позитивную роль естественных монополий в обеспечении стабильности отечественной экономики, ее конкурентоспособности на зарубежных рынках, при этом обоснованно являясь основными жизнеобеспечивающими сферами экономический отношений в России. Также отечественные монополии выполняют и важную функцию поддержки социальной сферы, поскольку в вопросах тарифообразования они в первую очередь ориентируются на возможности населения по оплате их услуг. Кроме того, в отдельных случаях тяжелого кризиса власти могут и самостоятельно снизить существующие тарифы для населения, чтобы максимально сгладить возможные негативные последствия кризисных ситуаций.

К сожалению, сегодня до сих пор окончательно не сформирована единая государственная политика по регулированию деятельности российских как государственных, так и естественных монополий. Все основные программные документы развития экономики России, ориентированные на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в центре всего ставят постоянное сокращение нерыночного сектора экономики. Это связано, как утверждаю ученые, с многими отрицательными последствиями деятельности естественных монополий – неэффективном распределении сырьевых ресурсов, практически полным отсутствием мотивации и стимулы для экономии средств и ресурсов, слабом привлечении инвестиций, особенно зарубежных, медленном и неэффективном внедрении новых технологий и проч. [3, 83]

Также нужно заметить, что политика деконцентрации, проводимая государством в конце 90-х – в начале 2000 гг., создала негативные предпосылки развития естественных монополий в России, поскольку были разрушены многие системообразующие для отечественной экономики промышленные предприятия и даже целые отрасли. Деконцентрация, имея целью создать и регулировать конкуренцию на рынке, привела только к возникновению новых форм и разновидностей монополий. Поэтому сегодня вектор государственной экономической политики сместился в сторону структуризации функционирования государственных и естественных монополий, улучшения их деятельности и повышении потенциальных возможностей монополистов, что должно в значительной мере повысить их конкурентоспособность на мировом и отечественном рынках.

Все вышеуказанное привело к тому, что сегодня естественные монополии столкнулись с целым рядом серьезных проблем, от решения которых в конечном итоге будет зависеть не только их дальнейшая эффективность и развитие, но и уровень всей отечественной экономики [3, 85].

Итак, основными проблемами регулирования деятельности естественных монополий в России сегодня стоит выделить:

1. Отсутствие комплексного и системного государственного регулирования.

Сегодня процесс регулирования деятельности естественных монополий распределен между субъектами регулирования, то есть самими естественными монополиями, региональной властью и федеральным центром. На практике реализует государственную политику в сфере тарифов ФСТ – Федеральная служба по тарифам, которая рассчитывает предельные коридоры тарифов, а также предлагает методики их расчета для пользования в отдельных регионах страны. Однако также центральные власти часто используют директивные методы регулирования тарифов, чтобы решить отдельные кратковременные задачи – например, это делается для снижения тарифной нагрузки или же стимулирования деятельности конкретных субъектов рынка. Эти шаги, вроде бы понятные и позитивные для экономики в целом вместе с тем не составляют целостную систему инвестиционного планирования, как и устойчивую систему мониторинга и оценки эффективности функционирования отечественных естественных монополий.

Итогом всего вышеуказанного является низкая эффективность инвестиций, которые впоследствии становятся дополнительной финансовой нагрузкой на конечных потребителей, а инвесторы и сами монополии не могут в таких условиях выстроить эффективные стратегии своего развития и обоюдовыгодного сотрудничества, переложив все бремя ответственности за конечные результаты регулирования на федеральный центр [3, 86].

2. Отсутствие четких видов и форм ответственности государственной власти за результаты регулирования деятельности естественных монополий.

Сегодня существует достаточно много сфер, где или пересекаются зоны ответственности, или нечетко прописаны критерии эффективности государственных органов (ФАС, ФСТ, отраслевых министерств и ведомств, региональных властей и т.д.), регулирующих деятельность естественных монополий в России. среди них стоит назвать:

- проведение финансового контроля за расходами с инвестиций естественных монополий;

- обеспечение доступности и высокого качества производимых монопольных услуг, свободного доступа к их инфраструктуре и реализации общепринятых поведенческих правил для всех участников рынка;

- поддержание и развитие конкурентной борьбы среди монополий и других участников рынка;

- регулирование динамики открытия и закрытия рынков естественных монополий  с выделением отдельных конкурентных сегментов;

- координация и мониторинг развития отраслей экономики, где функционируют естественные монополии.

Вместе с тем необходимо отметить, что уже довольно давно наметился конфликт задач внутри отраслевых министерств и ведомств, которые колеблются между увеличением капитализации естественных монополий и защитой интересов потребителей их услуг, а также поддержанием здоровой конкуренции [4, 31].

3. Отсутствие согласованности с развитием регионов.

Несогласованность на федеральном уровне негативно сказывается и на региональном уровне регулирования деятельности естественных монополий, из-за чего регионы лишены стимулов для создания и реализации долгосрочных стратегий своего развития. Поэтому появляются и несогласованность в инвестиционном и тарифном регулировании, отсутствие координированных действий в процессе развития естественных монополий и т.д.

Как результат всех озвученных проблем – сегодня существующий механизм государственного регулирования естественных монополий в России не способен динамично адаптироваться к текущим изменениям как на макроэкономическом, так и на иных уровнях развития экономики. Неэффективная обратная связь от смежных рынков не может привести к изменениям или хотя бы некоторой корректировке такой политики. Как доказательства озвученных проблем можно назвать и увеличение количества  судебных споров, обращения граждан по произволу монополий, а также результаты проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий. В таких условиях необходимость вмешательства Правительства РФ с применением «ручного» режима регулирования деятельности естественных монополий ни у кого уже не вызывает удивления [2, 64].

Возможные пути совершенствования государственного регулирования

Прежде чем искать конкретные пути выхода из сложившейся ситуации, необходимо понять, что деятельность естественных монополий нельзя рассматривать в отрыве от глобализационных процессов в мировой экономике, а также усиления глобальной конкуренции между наиболее значимыми транснациональными корпорациями. Транснациональные корпорации, являясь по сути основными субъектами аккумуляции доходов глобальной экономики, определяют сегодня и функционирование национальных рынков, которые без ТНК обречены на снижение влияния и роли на международном уровне. Одной из таких ТНК, имеющей большой вес и влияние в Европе и Азии, является ОАО «Газпром». Вместе с РАО «ЕЭС России» и МПС «Газпром» во многом определяет экономическую политику государства за рубежом. При должном уровне государственного регулирования вышеуказанные монополии способны вывести отечественную экономику на уровень лучших мировых стандартов, причем аналогов им подобных в мире нет.

Поэтому для государства эффективное функционирование естественных монополий должно стать ключевым направлением экономической политики. Государственное регулирование деятельности естественных монополий обязано строиться на базе прогнозируемых оценок потребностей рынка в услугах монополий как на отечественных, так и на мировых рынках. При этом многие экономические эксперты предостерегают власти от дробления естественных монополий, а также сохранении баланса между интересами общества и самими монополистами. Созданные ранее органы регулирования естественных монополий обязаны не только проводить контроль и мониторинг среды их деятельности, но и способствовать повышению качества производимых монополистами товаров и услуг, уменьшению издержек и затрат, улучшению качества обслуживания [3, 87].

Заключение. Таким образом, в современной Российской Федерации одним из наиболее важных и актуальных вопросов экономической и социальной жизни является совершенствование государственной политики в сфере деятельности естественных монополий. Естественные монополии способны при должно уровне государственного регулирования значительно модернизировать отечественное народное хозяйство, поднять уровень экономики страны и улучшить, что еще более актуально, жизненный уровень простых граждан. Для этого необходимо решить ряд проблем, а именно:

- отсутствие комплексного и системного государственного регулирования деятельности естественных монополий;

- отсутствие четких видов и форм ответственности государственной власти за результаты регулирования;

- отсутствие согласованности с развитием регионов в процессе государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Для решения озвученных проблем необходимо оптимизировать отечественное законодательство в сфере деятельности естественных монополий, повысить внимание к вопросам прогнозируемых оценок потребностей рынка в услугах монополий как на отечественных, так и на мировых рынка, усилить поддержку естественных монополий на всех уровнях государственной власти с целью привлечения новых инвестиций и т.д.

 

Список литературы:
1. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий: указ Президента Российской Федерации № 426 от 28 апреля 1997 г/ [Электронный ресурс]: режим доступа - http://base.garant.ru/10200911/
2. Жучков А.Ю. Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы № 10 (056), 2013. С. 60-64
3. Радюкова Я.Ю. Проблемы и направления государственного регулирования деятельности монополистических образований в современной России // Социально-экономические явления и процессы. № 2 (018), 2010. С. 83-87
4. Шмырова Н. В., Абросимова О. Ю. Естественные монополии: проблемы развития // Российское предпринимательство. 2010. № 3 (1). С. 31.