Статья:

Качественное образование как одна из Целей устойчивого развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Семерикова П.В. Качественное образование как одна из Целей устойчивого развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63240 (дата обращения: 25.02.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Качественное образование как одна из Целей устойчивого развития

Семерикова Полина Валерьевна
студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

В сентябре 2015 года на Саммите Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, повестка которого звучала следующим образом: «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», был принят план действий, включающий в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач, направленных на содействие обеспечению благополучия и процветания людей и планеты.

Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех стало четвертой целью устойчивого развития. Очевидно, что получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития [1].

Многочисленные исследования доказывают, что люди с более высоким уровнем квалификации, как правило, получают более высокооплачиваемую работу, получают лучший доступ к здравоохранению, имеют более активную гражданскую позицию. Это говорит о том, что образование может выступать в качестве мощного «двигателя» для развития более сплоченного и равного общества.

Вышеуказанная цель устойчивого развития конкретизируется с помощью десяти задач, в числе которых обеспечение того, чтобы все дети завершали получение бесплатного, равноправного и качественного начального и среднего образования, чтобы все дети имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения, обеспечение равного доступа к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, увеличение числа людей, обладающих навыками, необходимыми для получения достойной работы, ликвидация неравенства и дискриминации в сфере образования, обеспечение свободной от насилия и эффективной среды обучения, увеличение числа квалифицированных учителей и так далее.

Следует отметить, что Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года также ставит образование в центр реализации многих других целей устойчивого развития, в том числе третьей цели «Хорошее здоровье и благополучие», пятой цели «Гендерное равенство», восьмой цели «Достойная работа и экономический рост», двенадцатой цели «Ответственное потребление и производство» и тринадцатой цели «Борьба с изменением климата». Концепция образования в контексте этих целей опирается на базовые ценности и практики образования и обучения на протяжении всей жизни. Так, ЮНЕСКО в руководящих указаниях о том, как интерпретировать образование в Повестке дня на период до 2030 года, определены три основополагающих принципа: образование является основным правом человека, образование является общественным благом, гендерное равенство неразрывно связано с правом на образование для всех.

Значимость обучения как неотъемлемой части развития отмечается не впервые. «Образование для всех» и Цели развития тысячелетия (ЦРТ) заложили основу для Целей устойчивого развития в области образования и обратили внимание на необходимость обучения на протяжении всей жизни при решении социальных и экологических проблем. И если Организация Объединенных Наций в ЦРТ в качестве второй цели предусматривала обеспечение всеобщего начального образования [2], то в ЦУР ООН определяет образование в качестве конкретной цели, расширяя фокус от школьного обучения до обучения на протяжении всей жизни [3, с. 400].

Необходимость поддержки обучения для каждого в течение всей жизни обусловливается глобальными проблемами, с которыми мир столкнулся в новом тысячелетии: перемещение населения, неграмотность, экономическое неравенство, потребность в новых квалификациях и навыках. Приоритет непрерывного обучения подчеркивается признанием в ЦУР непрерывного обучения в качестве основной концепции политики в области образования.

Очевидно, что особое внимание в данном случае уделяется развивающимся странам, однако особая концентрация внимания на развивающихся странах приближает ЦУР к ЦРТ, что может стать проблемой: ЦУР могут иметь такой же частичный успех, что и ЦРТ. ЦУР отличаются тем, что они являются призывом к действию для всех стран, призывом улучшить систему образования в каждой отдельно взятой стране, вне зависимости от уровня развития ее экономики.

Зачастую акцент на доступе к образованию «затмевает» такую важнейшую характеристику образования, подчеркнутую ООН, как качественность. Усилия в этом направлении должны сопровождаться политикой, направленной на укрепление принципов качественного образования через наличие доступных учебных заведений и программ для всех категорий населения. В стремлении к качественному образованию основное внимание должно быть уделено повышению эффективности обучения и предоставлению учащимся возможностей для решения проблемы устойчивого развития в будущем для всех.

 

Список литературы:
1. Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 10.12.2019).
2. Цели развития тысячелетия. http://www.unrussia.ru/ru/millenium-development-goals (дата обращения: 10.12.2019). 
3. Benavot A. Education for people, prosperity and planet: Can we meet the sustainability challenges? Editorial, special issue. European Journal of Education, 52(4), 2017. P. 399–403.