Статья:

Анализ области психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гоношилина С.В. Анализ области психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63491 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ области психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Гоношилина Светлана Владимировна
магистрант, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (КГУ им. К.Э. Циолковского), Институт Социальных Отношений, РФ, г. Калуга

 

ANALYSIS OF THE AREA OF PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

 

Svetlana Gonoshilina

Undergraduate, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky (KSU named after K. E. Tsiolkovsky) Institute of Social Relations, Russia, Kaluga

 

Аннотация. В настоящее время в условиях современного общества наблюдается рост числа детей-инвалидов, что делает актуальным поиск новейших технологий и совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. В данной статье приводится анализ сферы психолого-медико-педагогических комиссий сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Abstract. Currently, there is an increase in the number of children with disabilities in modern society, which makes it urgent to search for new technologies and improve the activities of psychological, medical and pedagogical commissions. This article provides an analysis of the scope of psychological, medical and pedagogical support services for children with disabilities (HIA).

 

Ключевые слова: детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), дизонтогенез, особые образовательные потребности, социальные технологии.

Keywords: children with disabilities, psychological-medical-pedagogical Commission (PMPC), dysontogenesis, special educational needs, social technology.

 

Проблематику повышения эффективности работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) муниципального образования предлагаем рассмотреть на основе анализа процесса ППМС-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в  Калужской области.

Установление диагноза ребенку с ОВЗ является стартовой площадкой сопровождения, началом комплекса мер ППМС-помощи в решении проблемы развития психики. В данной ситуации имеет огромное значение комплексность, то есть учет каждого аспекта диагностики развития: медицинского, психологического, педагогического, социального, и всесторонность, которая предполагает включение в работу с ребенком большого количества специалистов, способных эффективно решить поставленные задачи и имеющих профессиональные компетенции в этой сфере [6].

Во время анализа деятельности ПМПК Калужской области в течении длительного времени было выявлено, что некоторые специалисты, привлекаемые в работе ПМПК, очень часто считают, что после постановки верного диагноза, коррекционная работа завершена, и не понимают, что это только начало коррекции.

Если вспомнить работы в сфере аномального детства Л. С. Выготского, являющиеся базой для эффективной разработки проблем дефектологии, то там четко указано – конечная цель воспитания детей с ОВЗ – их социальная адаптация в обществе, достижение полноценного социального уровня [1].

Согласно проведенным исследованиям установлено, что не менее 80 % специалистов, работающих в области ППМС помощи, ориентируются на проведение диагностических исследований, чем на проектирование, по полученным сведениям, программ коррекции проблемы.

Методы коррекции, выражающиеся в программах, направленных на определенную область аномального развития ребенка, воздействуя на него и  окружающую его социальную среду, оказались специалистами плохо знакомыми с практическим опытом работы с такими детьми, однако информированность работников, которых привлекали к деятельности в ПМПК и оказывающих ППМС-помощь, о методиках диагностики оказалась на высоком уровне.

Считаем необходимым указать на проблему методологического рассогласования диагностических исследований, осуществляемых психологами, педагогами, медиками и социальными педагогами. Во время создания ПМПК очень часто не удается добиться истинной комплексности, преодолеть неготовность специалистов к конструктивному взаимодействию из-за их амбиций и нежелания принять иную точку зрения.

Чтобы процесс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья был успешным, важно выявить его особенности на раннем этапе онтогенеза, для последующей эффективной коррекции развития. Своевременная диагностика отклонений в развитии, или даже подозрение на наличие отклонений, дает возможность определить потенциал развития ребенка, то есть прогнозировать факторы, которые позволят найти самые лучшие методы коррекционной помощи ребенку с ОВЗ.

Исследования, применяемые специалистами при работе в ПМПК диагностических инструментов дает возможность сказать о том, что есть ориентирование на констатацию негативного фона проблемы, а не ее решения. Этот подход предоставляет крайне мало информации о последующем направлении коррекционной работы и ее деятельностной эффективности.

Изучение вопросов улучшения эффективности процесса ППМС-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность определить ряд основных сфер психолого-педагогического сопровождения.

Стоит отметить, что в деятельности ПМПК пока крайне редко используют на практике наблюдение, анализ содержания продуктов учебной деятельности и результатов наблюдения за коммуникацией детей в дошкольных  и школьных образовательных организациях. В то же время отмечается интерес к специально созданным методам.

В процессе изучения деятельности ребенка (решение задач, рисунки, живопись, проектные работы), анализирование продуктов работы детей дает возможность специалисту сделать выводы о том, как развито воображение ребенка, насколько сформированы зрительные представления, мелкая моторика, навыки учебной деятельности. Кроме этого, специалисты могут узнать, как ребенок относится к окружающему миру, как у него развиты умственные, сенсорные и моторные навыки, как он относится к своему дефекту и его социализация в обществе.

Чтобы сделать правильную оценку достижений ребенка, следует обладать специальным знаниями о развитии навыков в учебной деятельности, знать стандартные затруднения в усвоении программ дошкольного и школьного образования (ДО и СО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) для различных групп отстающих в учебе детей и методы, позволяющие выявить причины затруднений на всех этапах учебной деятельности [3].

В настоящий момент развитие и продвижение современных технологий реабилитации и проблематика социальной защиты детей, у которых отмечены ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и особые образовательные потребности стали приоритетными в подавляющем большинстве государств. После того как Российская Федерация присоединилась в 1990 году к Конвенции о правах ребенка, на уровне федеральных министерств и ведомств были приняты важнейшие программные документы, законы и подзаконные акты [7].

Компетентные исследователи занимающиеся вопросами социальной защиты, медицинской отрасли, образования и культуры из различных регионах Российской Федерации и других государств указывают на то, что с каждым годом растет количество детей-инвалидов. В связи с этим изучение и обобщение опыта коррекционной деятельности дает импульс к разработке современных технологий и методик психолого-педагогической медицинской и социальной помощи (ППМС-помощь) детям с различными формами дизонтогенеза.

На сегодняшний день в данном виде деятельности ставится важнейшая задача достижения новаторских технологий, которые позволят внедрить нововведения в работу психолого-педагогической комиссий (ПМПК), входящую в состав системы сопровождения детей с ОВЗ, реализуемой в работе служб и сотрудников, в частности центров ППМС-помощи семье и ребенку [4].

Министерство образований и науки Российской Федерации отстаивают интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, выдвигая категоричные постулаты о том, чтобы не допустить прекращения деятельности центров ППМС или их преобразование. Функционирования таких центров с учетом рекомендуемого норматива должен составлять – один центр ППМС-помощи на пять тысяч детей, проживающих в муниципальном округе. Указанный норматив для большинства регионов и муниципальных округов является недостижимым из-за целого ряда обстоятельств.  Одним из важнейших компонентов коррекционной деятельности является качество диагностики развития (онтогненза) детей. От точности постановки диагноза (через работу ПМПК) в полной мере будет зависеть успех системы ППМС-помощи детям, у которых отмечены ограниченные возможности здоровья [5].

Таким образом, исследования проблематики вопросов ППМС-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и работы ПМПК приобретают еще большую актуальность в настоящее время, когда вся система образования находится в процессе изменения и преобразования.    

 

Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – т. 5. – М.: Педагогика, 1983.
2. Гаврилова Н.В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ. //Профессиональное образование. Столица № 1, 2013, с. 42-43
3. Катков И. П., Кузнецова В. В. Основные направления развития медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. // НИИ им. Н. А. Семашко. – М., 1992.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 10 февраля 2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
6. Рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (по состоянию на 05 декабря 2019 года).