Статья:

Особенности правового положения осуществления деятельности консульскими учреждениями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чередниченко Е.А. Особенности правового положения осуществления деятельности консульскими учреждениями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63496 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности правового положения осуществления деятельности консульскими учреждениями

Чередниченко Елизавета Александровна
магистрант Северо-Западного Института Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

PECULIARITIES OF LEGAL STATUS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITIES OF CONSULAR INSTITUTIONS

 

Elizabeth Cherednichenko

Undergraduate, Northwest Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового положения консульских учреждений  по обеспечении безопасности российских граждан, защите прав и законных интересов, оказанию содействия и помощи в стране пребывания.

Abstract. The article deals with the legal status of consular offices to ensure the security of Russian citizens, protection of rights and legitimate interests, assistance and assistance in the host country.

 

Ключевые слова: консульские учреждения, граждане РФ, особенности, правовое поле, права, защита, законодательство, государство пребывания.

Keywords: consular institutions, and citizens of the Russian Federation, particularly, the legal framework, rights protection, the laws of the state of stay.

 

В силу изменений в политической обстановке на международной арене, сложностей дипломатических отношений в связи с введенными в отношении РФ санкций представляется наиболее актуальным рассматриваемым вопросам об оказании помощи гражданам РФ дипломатических представительств и консульскими учреждениями и определение их правовой помощи.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ[1] человек обладает правами и свободами как высшими ценностями, соблюдение  и защита которых выступает обязанностью государства. На международной арене данная норма находит свое воплощение в Конвенции внешней политики гласящей, что «Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы защитить права и законные интересы российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и действующих двухсторонних соглашений, рассматривая многомиллионную русскую диаспору – Русский мир – в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры» [2].

Таким образом, в случаях нарушения конституционных прав граждан РФ, находящихся за пределами территории РФ и соотечественников применяются нормы международного права в рамках международных договоров и нормы российского права в части их не противоречащих международному законодательству. При возникновении нарушений прав и свобод российских граждан, они вправе обратиться за дипломатической защитой в государственные организации РФ, которые осуществляют свою деятельность на основе нормативных правовых актов, основными из которых являются  Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. [3], Каракасская  конвенция о консульских функциях от 18.06.1911 [4], Гаванская конвенция о консульских чиновниках от 20.02.1928[5], Европейская  конвенция о консульских функциях от 11.12.1967 [6], Консульский Устав [7].

Согласно  Венской Конвенции  о консульских сношениях 1963г. имеется исчерпывающий перечень функций консульских учреждений, которыми они должны руководствоваться при выполнении своих функций, а именно:

- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

- содействие развитию дружественных отношений между ними;

- выяснение всеми законными путями  условий и событий в торговой,  экономической и научной жизни  государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам.

На основе Венской конвенции и в рамках осуществления  деятельности консульские учреждения РФ по защите за границей прав и интересов РФ, российских граждан и юридических лиц должны опираться на нормы международного права по данному вопросу, руководствоваться Консульским уставом и Положениями о Консульском учреждении РФ и иными нормативными правовыми актами.

 Основными задачами и функциями  консульского учреждения согласно указанному Положению[8] относят:

  • Защиту в государстве пребывания интересов РФ, российских граждан и юридических лиц;
  • Оказание помощи  и содействия российским гражданам и юридическим лицам;
  • Осуществление в установленном законе порядке в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования  документов, функции в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
  • Представительство или обеспечение надлежащего представительства российских граждан в судебных и иных учреждениях указанного государства с соблюдением его законодательства, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществлять защиту своих прав и интересов;
  • Осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов России, воздушных  судов, зарегистрированных или учтенных в России, и их экипажей, оказание помощи такими судами и кораблями и их экипажами;
  • Осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой  помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением  законодательства государства пребывания;
  • Содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского  округа.

Таким образом, в рамках максимального  обеспечения эффективных мер по обеспечению безопасности российских граждан, защите прав и интересов, оказанию им содействия и помощи в стране пребывания консульские должностные лица оказывают защиту и покровительство в лице консульских учреждений РФ следующими категориями:

  • Граждане РФ, которые проживают на территории иностранного государства;
  • Граждане РФ, направленные в командировки, в т.ч. и долгосрочные;
  • Граждане РФ, которые совершают поездку частного, туристического и иного характера;
  • Граждане РФ, выехавшие на ПМЖ, не сменившие свою государственную принадлежность;
  • Граждане РФ, выехавшие временно за границу в рамках исполнения  трудовых обязанностей, по заключенным гражданско-правовым договорам, на учебу, лечение, санаторно-курортное лечение и пр.

Указанные  категории граждан РФ вправе обратиться в консульские учреждения, если нарушены их законных  интересы в стране пребывания в части:

  • Информирования граждан РФ о законах, правилах и обычаях  страны пребывания и особенностях правового положения;
  • Принимать меры по выявлению обстоятельств  в случае ареста либо задержания граждан РФ и защите их нарушенных прав;
  • В случае нахождения гражданина РФ под арестом или следствием консул в рамках правового поля и при обращении заинтересованных лиц либо самим  гражданином РФ за помощью обязан требовать разрешения на посещения гражданина,  следить о строгом  соблюдении процессуальных норм;
  • Обращения с запросами к надлежащим официальным органам с жалобами и претензиями граждан;
  • Содействовать в предоставления в распоряжение гражданина РФ поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика;
  • Представления гражданам РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания;
  • Принимать меры по розыску пропавших  без вести граждан в пределах консульского округа граждан РФ;
  • Принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности граждан РФ при стихийных бедствиях, возникновении чрезвычайных ситуаций и эвакуации из страны пребывания;
  • Оказывать содействие гражданам  РФ в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, выборах в соответствии со ст.32 Конституции РФ;
  • Оформлять свидетельство на въезд (возвращение) в РФ гражданам РФ, утратившим свой паспорт;
  • Выдавать по заявлениям гражданам необходимые им документы для предоставления в местные официальные органы, легализовать  иностранные документы для ввоза и использования их в РФ;
  • Нотариального удостоверения документов;
  • Осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния и выдавать соответствующие свидетельства;
  • В случаях болезни гражданина РФ оказывать помощь по его госпитализации, а после выздоровления оказывать содействие после выздоровления  оказывать содействия его возвращению в РФ;
  • В случае смерти (гибели) гражданина РФ оформить необходимые документы и принимать надлежащие меры по отправке его тела на Родину;
  • Информировать о смерти (гибели) родных и близких гражданина РФ;
  • При возникновении страховых случаев оказывать помощь;
  • В случаях возникновения эпидемиологических и санитарных мероприятий информировать граждан РФ о возникшей обстановке в пределах консульского округа.

На основании изложенного очевидно, что консульские учреждения наделены большим правовым полем оказания помощи гражданам РФ в случаях возникновения различных ситуаций в области защиты прав и интересов своих граждан. 

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2016, N 49, ст. 6886.
3. Венская конвенция о консульских сношениях 1963г.// Сб. междунар. договоров СССР.- М.:1991, вып. XLV.- с.124-147
4. Каракасская  конвенция о консульских функциях от 18.06.1911 // https://www.kdmid.ru/
5. Гаванская конвенция о консульских чиновниках от 20.02.1928// https://www.kdmid.ru/
6. Европейская  конвенция о консульских функциях от 11.12.1967// https://www.kdmid.ru/
7. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Консульский устав Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 12.07.2010, N 28, ст. 3554.
8. Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 09.11.1998, N 45, ст. 5509.