Статья:

Художественный текстиль в России в конце XIX– начала XX вв.: традиции проектирования, современность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Маткина А.С. Художественный текстиль в России в конце XIX– начала XX вв.: традиции проектирования, современность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/63996 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественный текстиль в России в конце XIX– начала XX вв.: традиции проектирования, современность

Маткина Алена Сергеевна
студент, Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск

 

ART TEXTILE IN RUSSIA AT THE END OF XIX– THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. : DESIGN TRADITIONS, MODERNITY

 

Alena Matkina

Student, Chelyabinsk state institute of culture, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессионального проектирования художественного печатного текстиля в России в конце XIX– начала XX вв. Бурное развитие текстильной промышленности приходится на советский период. Работы отечественных художников, дизайнеров оказываются  конкурентоспособными на иностранных рынках благодаря способности изображать различные рисунки на ткани.

Abstract. The article discusses the features of professional design of artistic printed textiles in Russia in the late XIX – early XX centuries. The rapid development of the textile industry occurred in the Soviet period. The works of domestic artists, designers are competitive in foreign markets especially thanks to the ability to depict various patterns on the fabric.

 

Ключевые слова: проектирование, традиции проектирования, дизайн, художественный текстиль, рисунок на ткани.

Keywords: design, design traditions, design, art textiles, drawing on fabric.

 

Художественный текстиль – один из видов декоративно-прикладного искусства, связанный с художественной обработкой нити, волокна. Художественный текстиль включает произведения, созданные в различных  техниках, имеющих множество разновидностей и отличающихся многообразием приёмов исполнения. «Со времен появления рисунка на ткани, он считается главной составляющей художественной деятельности. Рисунок связан с общими идеями, направляющими развитие художественной деятельности» [2, c. 7]. Актуальным для практики и теории декоративно-прикладного искусства, дизайна является изучение, систематизация традиций проектирования в художественном текстиле России, их преломление, бытование в современной художественной культуре.

Дизайн ткани  объединял в текстильном рисунке как традицию, так и тенденции определенного времени. «Золотой век» русского текстиля охватывает  начало XIX –  XX вв. Этот период  считается временем бурного развития текстильной промышленности. К концу XIX в. в России было сосредоточено около 40% рабочих, занимающихся текстильным делом. Массовый текстиль «ситцевой России» регулярно получал первые премии на Всемирных выставках за качество товара и образцово организованное производство. В этот период появляются такие понятия, как дизайн, дизайн текстиля. Художники выполняли рисунки на заказ, рисовальщики переделывали, упрощали, адаптировали сложные композиции орнаменталистов, графиков к возможностям конкретного производства [2, с. 18‒19]. Благодаря художникам-дизайнерам появлялись новые орнаментально украшенные ткани. Роль художника в обществе, как проектировщика новых идей, становилась более значимой. Благодаря развитию технического проектирования в текстильной промышленности появилась возможность получать новые виды ткани, создавать орнаменты различной сложности.

В 30-х гг. XIX в. крупнейшей в Москве и лучшей по качеству текстильной продукции была ситценабивная мануфактура. В книге об истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры говорилось, что изделия мануфактуры есть неподражаемое ничему иноземному, что это всё собственное своё [4, с. 54]. Ткани шлафрочные, кашемировые, цвета, диссейны (рисунки), набивка полубархата – собственное изобретение отечественных специалистов. На Прохоровской мануфактуре создавали свои рисунки только рисовальщики из  местной ремесленной школы.

В начале XIX в. в селе Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию художественного промышленного оформления тканей. В конце XIX – начале XX вв. набивные ткани изготовлялись на фабриках, широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки исполнялись в разнообразной цветовой гамме. В качестве красителей использовали растительные и минеральные краски. Великолепные ивановские и костромские набойки приобрели всемирную известность.

В советский довоенный период производство художественного текстиля обогатилось принципиально новыми творческими концепциями, имевшими и до сегодняшнего дня большие потенциальные возможности формообразования. Все, что было создано новым в этот период создавалось в стенах одного из ведущих центров формирования стиля XX в. – ВХУТЕМАС. По содержательным особенностям в развитии текстиля в советском периоде выделяются три этапа: деятельность конструктивистов, бойцов агитационного текстиля и сторонников традиций народного искусства.

К деятельности конструктивистов можно отнести А.Родченко, В. Степанова, Л. Попова. Конструктивистами стали художники, которые стремились передать в своих работах идеи «структуры», «построения», «конструкции».  Данный стиль характеризует себя строгостью, лаконичностью форм, геометризмом.

 

Рисунок 1. Принты для тканей В.Степановой. 1920-е гг.

 

Агитационный текстиль (агиттекстиль) – это ткани с рисунками на агитационную тематику, выпускавшиеся советской лёгкой промышленностью во второй половине 20-х –начале 30-х годов XX века. Агитационный текстиль  был призван формировать новое сознание советской общественности. Ткани использовались как для пошива одежды и аксессуаров (например, платков), так и для изготовления плакатов и панно. В композициях агитационного текстиля наиболее ярко проявились изображения серпа и молота, силуэтов заводов и буденовок, самолетов, тракторов и танков. Расцвет агитационной ситцевой ткани пришёлся на конец 1920-х – начало 1930-х гг. Со временем агитационные ткани выходят из производства.

 

Рисунок 2. Ситец. В.И.Маслов. Иваново‑Вознесенская мануфактура. 1929-1932 гг.

Рисунок 3. «Утро новой жизни». П.Г. Леонов. Иваново‑Вознесенская мануфактура. 1930 г.

 

В 30-е годы происходят существенные перемены в советском искусстве, что связано с завершением  формирования социалистической идеологии. В отношении художественного текстиля был принят  указ «О недопустимости выработки рядом предприятий тканей с плохими и неуместными рисунками». Важной задачей в художественном текстиле становится новое,  идеологическое понимание традиции. Сформировалась централизованная структура воздействия государства на проектирование текстильного рисунка в стране.

В послевоенный период идет постепенное преодоление декоративности, создание на практике текстильного орнамента, с использованием современных методов дизайнерской работы; продолжается поиск текстильного орнамента. В 50-е 60-е гг. XX в. текстиль производится для массового потребления, мастера текстильщики сотрудничают с архитекторами, проектировщикам интерьеров и мебели. Известные советские модельеры взаимодействуют с комбинатами, производящими текстильную продукцию. С 1964 г. издается ежемесячный журнал «Техническая эстетика». Техническая эстетика изучает принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Журнал освещал вопросы теории, истории и современной практики отечественного и зарубежного художественного текстиля, художественного конструирования, эргономики и др. В 1987 г. значимым событием  для дизайнеров стало создание Союза дизайнеров СССР. Организация считалась единым объединением художников-проектировщиков разного профиля.

В конце XX– начале XXI вв. свой вклад в дизайнерско-проектную деятельность привнесло появление современных методов проектирования тканей с помощью ЭВМ. В 1962 г. был создан Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики  (ВНИИТЭ). Создание ВНИИТЭ послужило началом системного развития промышленного дизайна в стране и определило роль института как главной проектной и исследовательской организации в области промышленного проектирования.

Как видим, художественный текстиль в Древней Руси, возникнув в XIV в. из набоечного ремесла, к началу XX в. превращается в мощную художественную текстильную промышленность России [4, с. 9]. Проектирование текстильного печатного рисунка – одна из основных, динамично развивающихся частей российского художественного текстиля, имеющая длительную историю, теорию и методику.  Массовый русский печатный текстиль конца XIX–начала XX вв. – вершина в развитии дореволюционных методов художественного проектирования текстиля, результат огромной работы над теорией и практикой орнамента в XIX веке. Применение автоматизированных методов создания художественного текстиля в России позволяет использовать лучшие достижения как дореволюционного, так и советского опыта. Развитие и проектирование художественного текстиля в России является неотъемлемой частью отечественной художественной культуры. Текстильный дизайн продолжает активно совершенствоваться, впитывая в себя достижения родственных сфер современного графического дизайна.

 

Список литературы:
1. Бесчастнов, Н. П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка : учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов, Т. А. Журавлева. – Москва : МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. – 294 с. 
2. Емельянович, И. И. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации) / И. И. Емельянович, Н. П. Бесчастнов. – Москва : Легпромбытиздат, 1990. – 224 с. 
3. Ивойлова, Л. В. Художественный текстиль : учеб. Пособие / Л. В. Ивойлова.- Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. – 119 с.
4. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799-1915 : Историко-статистический очерк. – Москва, 1916. – 473 с.