Статья:

Практика осуществления закупочной деятельности в Российской Федерации в период с 2017 по 2019 годы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Плискин К.В. Практика осуществления закупочной деятельности в Российской Федерации в период с 2017 по 2019 годы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64102 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практика осуществления закупочной деятельности в Российской Федерации в период с 2017 по 2019 годы

Плискин Кирилл Владимирович
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Волгоградский институт управления, РФ, г. Волгоград

 

PROCUREMENT PRACTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERIOD FROM 2017 TO 2019

 

Kirill Pliskin

Student, the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Volgograd Institute of management, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В статье представлены данные стоимостных и количественных показателей извещений контрактной системы в единой информационной системе за 2017-2019 г. Отражены изменения в нормативном законодательстве, которые повлекли за собой положительные и негативные последствия в реализации государственных заказов.

Abstract. The article presents the data of cost and quantitative indicators of notifications of the contract system in the unified information system for 2017-2019. the changes in the regulatory legislation, which entailed positive and negative consequences in the implementation of state orders, are Reflected.

 

Ключевые слова: контрактная система; единая информационная система; практика закупок; государственные и муниципальные нужды; государственный заказ.

Keywords: contract system; unified information system; procurement practice; state and municipal needs; state order.

 

Контрактная система, как последовательная реализация взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования, осуществления закупок, управления контрактом и его исполнения, уже на протяжении многих лет дает возможность обеспечивать высокую эффективность работы субъекта, который самостоятельно организовывает свою деятельность. Регулятором контрактной системы и, соответственно, отношений, которые возникают между государством и частным предприятием, являются нормативные документы, во главе которых лежит Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.  Таким образом, договорная и экономическая связь государства, как заказчика с исполнителем работы выполняется именно через контрактную систему. В Российской Федерации государство является крупным потребителем товаров и услуг, этого требуют постоянно меняющиеся социально-экономические условия. Описать схему осуществления государственных закупок можно следующим образом: государственные или муниципальные заказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www. zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС бесплатный. Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки.[6] В 2018 году в ЕИС зарегистрировано 3 870 организаций (всего  90 335 по состоянию на 31.12.2018), что на 8% меньше, чем зарегистрировалось в 2017 году. При этом деятельность закупок осуществляло не более 31% из общего количества заказчиков.

Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг, в которой затрагивается вопрос о системе закупок товаров, услуг. Правительство РФ планирует перевод всех государственных (муниципальных) закупок в электронную форму, которая способна обеспечить их открытость и прозрачность, возможность предоставления банковской гарантии в электронной форме, применение описания позиции каталога товаров, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, ведение единого реестра участников закупок и др.

С конца 2017 года в силу вступили поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Реализация указанных поправок разделена на три этапа: декабрь 2017, июль 2018 и январь 2019. С декабря 2017 года введена возможность осуществления ведомственного контроля, расширен перечень субъектов контроля, а также доработаны механизмы обжалования действий (бездействия) субъектов контроля в антимонопольном органе, установлено право утверждения типовых положений о закупке, а также право дочерних организаций присоединяться к положению о закупках учредителя. С июля 2018 года установлен порядок осуществления закупок в электронной форме, утвержден механизм установления требований к операторам электронных площадок, установлены новые правила описания предмета конкурентной закупки. На основании данных Мониторинга применения Федерального закона №223-ФЗ за 2018 г, после принятия Закона 223-ФЗ в 2011 году, в единую информационную систему было размещено около 7 млн. извещений о закупке, что в стоимостном эквиваленте составляет свыше 125 трлн. рублей. 16,9 трлн. рублей (1,39 млн. извещений о закупке) было реализовано в 2018 году, это составило 16,7%  ВВП. Однако, по отношению к 2017 году, объем размещенных закупок в стоимостном выражении снизился почти на 38 %, в 2017 году он составлял более 27 трлн. рублей.[3]

На рисунках 1 и 2 представлены сведения о закупках (согласно данных Мониторинга применения Федерального закона №223-ФЗ), размещенных в ЕИС за 2015-2018 годы.

 

Рисунок 1. Извещения о закупке в стоимостном выражении, трлн руб.

 

Рисунок 2. Извещения о закупке в количественном выражении, шт

 

Проанализировав данные диаграмм, можно сделать вывод, что несмотря на меньшее количество извещений о закупке, в 2017 году было реализовано 27,2 трлн. рублей, что является наибольшим показателем среди 2015, 2016, 2018 г.

Так как в 2018 году начался переход в электронную форму, следует отметить, что стоимостной объем извещений указанных закупок (запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, конкурс в электронной форме) составил 91,8 млрд рублей.

Чтобы достичь высокого уровня эффективности расходования бюджета в области контрактных отношений, Российской Федерации понадобится многое изменить в законодательной базе, но, как показывает статистика, страна двигается в правильном направлении касательно конкретного вопроса.

 

Список литературы:
1. Белов В.Е. «Об изменениях гражданского законодательства в условиях формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Беляева О.А. «Совершенствование» законодатель¬ства о размещении заказов для публичных нужд // Зако¬нодательство. 2009. № 11. 
3. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
4. Письмо Министерства экономического развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 № 5593-ЕЕ/Д28и, АК-552/06 «О направлении методических рекомендаций».
5. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ
6. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)