Статья:

Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития и возможности его использования в российских условиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гаврилова Ю.В. Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития и возможности его использования в российских условиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64449 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития и возможности его использования в российских условиях

Гаврилова Юлия Владимировна
магистрант, Казанский Федеральный (Приволжский) университет, РФ, г. Казань

 

FOREIGN EXPERIENCE OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND POSSIBILITY OF ITS USE IN RUSSIAN CONDITIONS

 

Julia Gavrilova

Master’s Degree student, Department of State and Municipal Administration, Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan

 

Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрен   зарубежный опыт стратегического планирования в таких странах как США, Германия, Франция, Китай. Проанализированы  основные тенденции процессов  стратегического планирования. По итогам работы выявлены возможности использования зарубежного опыта в российских условиях.

Abstract. In the framework of this article, the foreign experience of strategic planning in such countries as the USA, Germany, France, China is considered. The main trends of strategic planning processes are analyzed. Based on the results of the work, the possibilities of using foreign experience in Russian conditions were identified.

 

Ключевые слова: Стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, зарубежный опыт, устойчивое развитие.

Keywords: Strategic planning, socio-economic development, foreign experience, sustainable development.

 

Планирование развития территорий в зарубежных странах осуществляется различными способами. Основным является способ планирования на основе бюджета, который отражает возможности сбалансированного развития и степень местной автономии. К настоящему времени большинство регионов за рубежом и в России имеют достаточно хорошо разработанные методики формирования стратегий своего развития. Стратегия всегда предполагает определение целей, основных задач, важнейших направлений экономического развития. В дополнение к стратегическому плану разрабатывается план мероприятий, который может дифференцироваться по видам деятельности. Важным является положение, что все планы должны быть адаптивными к внешней среде, то есть обладать способностью быстро и гибко реагировать на изменяющиеся условия [4, с. 134].

Сложившаяся в РФ система стратегического планирования имеет ряд недостатков, для устранения которых целесообразно использовать методы и приемы, апробированные в зарубежной практике стратегического планирования. Изучение опыта отдельных зарубежных стран позволило выявить тенденции организации процесса стратегического планирования, актуальные для РФ.

Необходимость совершенствования системы стратегического планирования в Российской Федерации не вызывает сомнений, что подчеркивается в многочисленных научных работах современных исследователей. В то же время представляется актуальным выявить положительный зарубежный опыт, который можно использовать для решения практических задач. Непосредственное применение моделей зарубежного планирования в российских условиях представляется весьма проблематичным, поскольку в них не учитываются особенности национальной экономики, однако изучение зарубежного опыта позволяет нам выявить и принять эффективные меры и решения и попытаться их реализовать. в формировании нашей собственной системы стратегического планирования. Прежде всего, опыт тех стран, которые, как и наша страна, при обсуждении долгосрочных задач социально-экономического развития уделяли большое внимание развитию промышленности (США, Германия, Франция, Китай), то есть речь идет о странах, которые успешно сочетают прямое централизованное стратегическое планирование и стимулирование рыночных механизмов, координируют процессы планирования и бюджетные процессы, реализуют принцип распределения функций и обязанностей между центром и регионами, а также внедряют механизм реализации стратегических планов в условиях экономической нестабильности.

В ходе изучения процессов стратегического планирования в рассматриваемых зарубежных странах были выявлены следующие тенденции, заслуживающие особого внимания.

1. Систематическое регулирование процесса стратегического планирования, сочетающее централизованное управление бюджетными расходами и рыночными механизмами государственных закупок и поддержку стратегических инициатив административно-территориальных образований на конкурсной основе. Так, в Соединенных Штатах нижестоящие правительственные и бизнес-структуры получают программную поддержку от федерального правительства через систему грантов, методологической помощи, и федеральное правительство не вмешивается в пространственное и экономическое планирование штата. Государство определяет направления, в которых должно развиваться общество, на каких рынках предпочтительнее работать, какие технологии развивать, как обеспечить социальное равенство, развитию каких секторов экономики будет способствовать государство. Федеральные программы являются основным инструментом государственного планирования.

2.  Снижение вмешательства государства в управление экономическим развитием. Отказ от большого числа индикаторов в программах и планах и переход к ограниченному числу индикативных макропоказателей в долгосрочных и среднесрочных экономических и социальных программах развития национальной экономики (КНР) [1].

3.  При разработке стратегических документов на долгосрочный период имеет смысл обраться к опыту Германии, которая с 2002 г. следует национальной Стратегии устойчивого развития «Perspectives for Germany. Our Strategy for Sustainable Development» [5]. Эта стратегия была подготовлена ​​федеральным правительством в 2002 году и постоянно контролируется и обновляется при сохранении общей структуры ранее определенных приоритетов. Сама Стратегия предполагает возможность ее разработки и адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, ее реализация - это длительный процесс, в котором принимаются, оцениваются и переоцениваются решения, выясняется их правильность, возможное влияние новых идей в науке выявлены технологические инновации. Основные компоненты Стратегии устойчивого развития прозрачны, каждый достигнутый этап предусматривает регулярный мониторинг и оценку.В Германии региональные органы власти активно участвуют в планировании через своих представителей в ассоциациях и институциональных структурах при разработке планов.

Оперативная организация регионального планирования в Германии предполагает:

  • обязательный учет интересов территории, для которой составляется данный план;
  • принятие обоснованных, взвешенных решений, что предполагает определенную свободу выбора стратегических ориентиров;
  • активное участие основные социальных групп (промышленные и торговые палаты, природоохранительные ассоциации, профсоюзы и т.п.) через наблюдательные советы [4, с. 134].

4. Четкое и строгое формирование бюджета по направлениям государственной политики, а также возможность перераспределения ассигнований внутри одного направления (Франция). Принятый в 2001 г. Органический закон о бюджете Франции изменил строение бюджета, который перестал формироваться на принципах сметного финансирования в разрезе министерств [3].  Закон предусматривал бюджетирование в областях государственной политики (безопасность, здравоохранение, образование, культура и т. д.). Во Франции программы разрабатываются и реализуются одним министерством, которое закрепляет за каждой из программ ответственного менеджера [2, с. 90].

5. В США отсутствует жесткий централизованный подход к стратегическому планированию развития регионов, поскольку каждый из 50 штатов и округ Колумбия фактически действуют как отдельные государства. Федеральное правительство предоставляет поддержку различным уровням власти и хозяйствующим субъектам на программной основе через гранты, техническую помощь и др [1].

Таким образом, планирование развития территорий в зарубежных странах осуществляется различными способами. Изучение опыта отдельных зарубежных стран позволило выявить тенденции организации процесса стратегического планирования, актуальные для РФ. Вследствие проведенного анализа  сделаем вывод, что можно использовать систему, принятую во Франции. Так как во Франции при разработке общих и специальных программ и проектов намечаются ориентиры в определенной области. Реализация осуществляется посредством госзаказов в рамках контрактной системы. Предоставляется комплекс различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию. По каждой программе предполагается фиксированное количество целей.

 

Список литературы:
1. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – Ч.2– С.36.
2. Зуденкова С.А. Использование зарубежного опыта при совершенствовании системы стратегического планирования // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей, подготовленный в рамках VI международной научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2019. –  С. 89-91. 
3. Общественные финансы Франции. Взгляд изнутри // Бюджет. – 2012. –  № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/173615 (дата обращения: 10.12.2019)
4. Щеголева Э.Н., Щеголев А.Е. Опыт стратегического муниципального планирования в зарубежных странах //  Современные вызовы и тенденции развития местного самоуправления Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 550-летию образования города Чебоксары. Чебоксарский филиал РАНХиГС, 2019. –  С. 133-135. 
5. Perspectives for Germany. Our Strategy for Sustainable Development [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.bundesregierung.de/Content/EN/StatischSeiten/Schwerpunkte/Nachhaltigkeit/Anlagen/perspektives-for germanylangfassung.pdf;jsessionid=4CB3A0F22773631B7CB9E509AE3ED930.s4t2?blob=publicationFile&v=1 (дата обращения:10.12.2019)