Статья:

Оценка эффективности системы развития персонала на предприятии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бовыкина В.О. Оценка эффективности системы развития персонала на предприятии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 1(94). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/94/64670 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка эффективности системы развития персонала на предприятии

Бовыкина Виолетта Олеговна
магистрант, Вологодский государственный университет РФ, г. Вологда

 

Персонал является ключевым звеном каждой организации, именно он формирует трудовые ресурсы и определяет качество производственного процесса. В общем смысле под управлением персоналом следует понимать систему взаимосвязанных мер организационно-управленческого и социального характера формирующих условия для нормального функционирования и развития кадрового потенциала компании, а также его эффективного использования.

Эффективность работы предприятия зависит, прежде всего, от потенциала его сотрудников и степени его использования. Важнейшим параметром трудового потенциала является квалификация его работников. В современных условиях поддержание образовательного уровня персонала организации требует от нее значительных затрат, поскольку сотрудников необходимо знакомить с новыми технологиями, оборудованием, а также ориентировать на развитие творческих способностей, которые в условиях всестороннего развития конкуренции являются стратегическим преимуществом любого предприятия.

Система обучения и развития персонала широко представлена ​​во многих компаниях. Однако изменившаяся финансовая ситуация внесла коррективы в систему подготовки кадров. Обучение сотрудников на стороне обходится довольно дорого, поэтому особое внимание следует уделить внутренним ресурсам организации, а, следовательно, внутреннему обучению и развитию персонала [5]. На этом этапе может возникнуть и другая проблема: как оценить эффективность вложения собственных ресурсов, рационально использовать время, отведенное на обучение, извлечь выгоду из мероприятий, проводимых с минимальными затратами.

В настоящее время в кризисной ситуации многие компании совершают тотальные сокращения, не думая, что в ситуации нехватки высококвалифицированных кадров они лишают себя ресурса, который может обеспечить их будущий рост и развитие. Но как бы ни складывались обстоятельства внешней среды, усилия любой организации всегда должны быть направлены на обеспечение предприятия хорошо обученными сотрудниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Для того чтобы принять решение об инвестировании в целом или в конкретный человеческий капитал, необходимо определить тот, в котором инвестиции более эффективны. На наш взгляд, это специфический человеческий капитал.

Обладание специфическим человеческим капиталом необходимо для работы на определенном месте в конкретной организации, которая производит продукцию и конкурирует с ней на рынке. То есть специфический человеческий капитал является основным компонентом общего человеческого капитала, который присутствует на различных местах на любом предприятии.

В то же время увеличение совокупного человеческого капитала приведет лишь к продвижению персонала внутри организации, но не даст предприятию уникальных отличий от конкурентов. Однако специфический человеческий капитал, воплощенный в работниках, является основой конкурентоспособности этого предприятия, и его использование будет определять конкурентные преимущества продукции [4].

Рассмотрим существующие методы оценки эффективности системы развития персонала, в основе которых лежит обучение кадров. Так, согласно теории человеческого капитала, затраты на профессиональное обучение считаются инвестициями в организации человеческого капитала и должны приносить выгоды в виде повышения эффективности деятельности предприятия.

Экспертное мнение собирается путем однократного или регулярного опроса руководителей предприятия, руководителей структурных подразделений и участников обучающих программ с помощью анкет с целью выявления субъективной оценки системы развития персонала. Положительной стороной данного метода является простота внедрения и низкая стоимость ресурсов, отрицательной – субъективный характер оценки [3].

Существует множество модификаций и способов применения методики, но за основу взяты непротиворечивые измерения:

1. Реакции на тренировки.

Оценивается, насколько программа курса подходит сотрудникам, как они реагируют на обучение, и как они планируют использовать знания в своей работе. Практика показывает, что чем больше мотивация к обучению, тем сильнее реакция на него и тем выше его оценка со стороны работников. Максимальная мотивация может быть достигнута путем прозрачного объяснения значимости изучаемого блока для реализации основных функциональных возможностей и решения важных стратегических рабочих задач. 

2. Поглощение материала.

Этап предполагает изучение взглядов сотрудников на доступность и специфику учебного курса.

3. Изменение поведения.

Важно понимать, как меняется активность людей после обучения, используют ли они новые приобретенные методы в работе, правильно ли распределяют временной ресурс.

4. Улучшение результата.

Во время оценки необходимо понять, как обучение улучшило эффективность бизнеса: понимают ли сотрудники и предпринимают ли действия, необходимые для достижения результата, обладают ли они всеми знаниями, навыками и способностями для осуществления этих действий и осознают ли они важность их применения, хотят ли они выполнять эти действия [2].

Таким образом, оценка эффективности системы развития персонала на предприятии позволяет учесть недостатки, которые были допущены при обучении сотрудников, и скорректировать новый учебный материал. Все эти действия, в свою очередь, должны привести к улучшению качества подготовки и развитию работников организации.

Важно отметить, что оценка эффективности должна проводиться на постоянной основе. Она может осуществляться с использованием тестов, анкет и других методов. Ответственными могут быть назначены как представители службы управления персоналом, так и непосредственный руководитель подчиненного.

Критериями оценки эффективности процесса обучения и развития будут мнение сотрудников, уровень усвоенного изучаемого материала, изменения в поведении персонала, показатели успеваемости и т.д. [1]. Для оценки эффективности учебного процесса рекомендуется проводить следующий алгоритм действий, представленный на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Алгоритм оценки эффективности системы развития персонала

 

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день сложно оценить эффективность обучения и развития персонала на предприятии. Во многом это обуславливается тем, что не всегда понятно, по какой причине произошли значительные улучшения в производительности работника. В частности, в процессе обучения и развития могла пройти реструктуризация департамента, индексация заработной платы и т.д. Тем не менее, в рамках настоящего исследования была предложена наиболее подходящая для предприятий различных отраслей методика, компоненты которой позволять провести оценку эффективности системы развития персонала.

 

Список литературы:
1. Алавердов, А. Р. Управление персоналом: учебник / Р. А. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова. – М.: ИФПУ Синергия, 2018. – 192 с.
2. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебник / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 400 с.
3. Кобзева, В. В. Как повысить эффективность обучения? / В. В. Кобзева // Журнал «Кадровое дело». – 2014. – № 8. – С. 23-39. 
4. Кибанов, А. Ю. Управление персоналом организации: актуальные технологии подбора, адаптации и оценки: учебное пособие / А. И. Кабанов, И. Б. Дуракова. – М.: КноРус, 2018. – 368 с.
5. Фитц-Энц, Дж. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Дж. Фитц-Энц. – М.: Топ, 2016. – 320 с.