Цифровизация экономики как вызов для международной налоговой системы
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Цифровизация экономики как вызов для международной налоговой системы
Аннотация. Появление и внедрение новых цифровых технологий или коротко – цифровизация – трансформируют многие аспекты повседневной жизни людей, а также способ организации и функционирования экономики и общества. Масштабы и скорость изменений, вызванных цифровым преобразованием, заметны и порождают большое количество проблем для государственного регулирования. Это также меняет характер государственной экономической политики путем появления нового набора возможных инструментов для поддержки разработки законов.
Ключевые слова: цифровая экономика, налоговая система, размывание прибыли, смещение прибыли, интеллектуальная собственность.
Повсеместное распространение электронных устройств, новых средств связи и «умных» технологий привносят значительные изменения, которые глубоко влияют на характер экономических отношений и рынки в целом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали частью основополагающей инфраструктуры для бизнеса и общества, о чем свидетельствует сильная зависимость от эффективных и широко доступных информационных сетей и услуг связи, данных, программного и аппаратного обеспечения.
В изменяющейся экономической среде задачи для правительства и законодателей являются сложными. Что касается вопросов налогообложения, это означает, что разработка и реализация налоговой политики должны быть спроектированы таким образом, чтобы учитывать изменяющуюся среду, и, в то же время, быть достаточно четкими, чтобы обеспечить определенность и прозрачность, способствующие устойчивому долгосрочному экономическому росту.
Цифровизация имеет широкий спектр последствий для налогообложения, т.к. влияет на налоговую политику и налоговое администрирование как на национальном, так и на международном уровнях, предлагая новые инструменты и ставя новые задачи. В результате это изменения в налоговом регулировании для соответствия реалиям новой экономики оказались в центре глобальных дебатов о том, продолжают ли международные налоговые правила выполнять свои функции в условиях все более меняющейся обстановки.
В течение ряда лет политические лидеры, средства массовой информации и гражданское общество во всем мире выражали растущую обеспокоенность по поводу налогового планирования транснациональных корпораций (ТНК), которые используют пробелы во взаимодействии налоговых систем разных государств для искусственного сокращения налогооблагаемого дохода или перевода прибыли в юрисдикции (так называемы офшоры) с низкими налоговыми ставками, но в которых экономическая деятельность незначительна или вообще отсутствует [1]. В ответ на эту проблему и по просьбе G20 в июле 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала план действий по решению проблемы размывания и смещения прибыли (от англ. Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) [2]. В результате был запущен соответствующий проект для устранения пробелов и несоответствий в международной налоговой системе, которые способствуют смещению прибыли ТНК от юрисдикции, где происходит основная экономическая деятельность и создание стоимости.
Размывание и смещение прибыли приводят к потере доходов для правительств, которая, по консервативным оценкам, составляет от 4% до 10% мирового корпоративного подоходного налога, то есть от 100 до 240 миллиардов долларов США в год на основе данных 2014 года. Амбициозный план действий из 15 пунктов по решению этой проблемы был построен вокруг трех ключевых шагов:
• улучшить согласованность внутренних правил, которые влияют на трансграничную деятельность;
• укрепить требования к содержанию, чтобы обеспечить согласованность налогообложения с местом экономической деятельности и создания стоимости;
• повысить прозрачность и определенность для бизнеса и правительств.
Окончательный пакет мер, который был представлен в октябре 2015 года, представлял собой комплексный инструментарий для правительств. Однако несмотря на прогресс, достигнутый в решении проблемы переноса прибыли в рамках этого пакета мер, сохраняющуюся обеспокоенность по поводу способности существующих налоговых правил удовлетворять потребности быстро меняющейся экономики выразили министры финансов G20 на их встрече в Баден-Бадене в марте 2017 года, и запросили, чтобы созданная ранее Целевая группа по цифровой экономике (от англ. Task Force on the Digital Economy – TFDE) представила промежуточный отчет к началу 2018 года. Промежуточный отчет о налоговых проблемах, связанных с цифровизацией, вышел в срок, в нем был представлен углубленный анализ создания стоимости в различных цифровых моделях бизнеса, также были описаны основные характеристики цифровых рынков [3]. В частности, были определены три характеристики, которые часто наблюдаются в определенных бизнес-моделях с высокой степенью цифровизации:
1. «Масштаб без массы». Цифровизация позволила предприятиям во многих секторах размещать различные производственные процессы в разных странах и в то же время получать доступ к большему количеству клиентов по всему миру. Цифровизация также позволяет некоторым предприятиям активно присутствовать на региональном рынке без какого-либо значительного физического присутствия, тем самым достигая операционного локального масштаба без локальной массы.
2. Зависимость от нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность (ИС). Анализ также показывает, что предприятия, активно применяющие цифровые технологии, характеризуются объемными инвестициями в нематериальные активы, особенно в активы ИС, которые могут принадлежать бизнесу или арендоваться у третьей стороны. Для многих таких предприятий интенсивное использование активов ИС, таких как программное обеспечение, поддерживающие их сервисы, веб-сайты и многие другие важные функции, является центральным элементом их бизнес-моделей.
3. Большой объем данных, участие пользователей и их взаимодействие с ИС – обычно наблюдаются в бизнес-моделях предприятий с высокой степенью цифровизации. Выгоды от анализа данных также могут возрасти с увеличением объема собранной информации, связанной с конкретным пользователем или клиентом. Важная роль, которую может играть участие пользователей, видна в случае социальных сетей, где без данных, сетевых эффектов и пользовательского контента не было бы таких компаний, какими мы их знаем сегодня. Однако степень участия пользователя не обязательно коррелирует со степенью цифровизации: например, облачные вычисления можно рассматривать как бизнес с более высокой степенью цифровизации, который предполагает лишь ограниченное участие пользователей.
Кроме того, было признано, что эти характеристики, как ожидается, станут общими для еще большего числа фирм, поскольку цифровизация продолжается.
В промежуточном отчете подчеркивается важность рассмотрения последствий этих трех характеристик для международной налоговой системы. Они поднимают важные вопросы, касающиеся распределения налоговых прав между юрисдикциями (правила «взаимосвязи») и определения соответствующей доли прибыли ТНК, которая будет облагаться налогом в данной юрисдикции (правила «распределения прибыли»).
При оценке последствий цифровой трансформации для международных налоговых правил, в промежуточном отчете была рассмотрена взаимосвязь между тремя характеристиками, часто наблюдаемыми в сильно цифровизированных фирмах, и созданием стоимости в новых и развивающихся бизнес-моделях. Что касается первых двух характеристик, то они они актуальны для целей налогообложения. Однако в равной степени признается, что их можно найти в той или иной степени в более традиционных бизнес-моделях и они стали более заметными в зависимости от глобализации в целом.
Напротив, что касается третьей характеристики (то есть данных, участия пользователей и их взаимодействия с ИС), нет единого мнения о том, следует ли и в какой степени этот фактор рассматривать как способствующий созданию добавленной стоимости.
В заключении стоит отметить, что помимо международных налоговых правил, другие элементы современной налоговой системы формируются под воздействием преобразующего воздействия цифровых технологий, которые создают как возможности, так и проблемы.