Перспективы в сфере газоснабжения и газораспределения Владимирской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Перспективы в сфере газоснабжения и газораспределения Владимирской области
Аннотация. В статье изложены современная структура газоснабжения и газораспределения региона - Владимирская область, рассмотрена деятельность газораспределительных организаций, выполняющих на завершающем этапе газоснабжения функции транспортировки и подачи газа потребителю. Планы на будущее в газификации региона. А также отражены недостатки законодательства в части государственного регулирования газораспределения и предложены виды решения проблемы.
Ключевые слова: газоснабжение, природный газ, газораспределительные организации, будущее в газификации.
На 2019 год газоснабжение в России можно оценить – сферой с колоссальным развитием в соотношении с ее собственной историей, и в масштабах развития внутри РФ и за рубежом.
Глобальной энергетической компанией является ПАО «Газпром», и структура газоснабжения субъектов и регионов в РФ формируется этой компанией. Уходя к более мелким составляющим системы газоснабжения России, рассматриваем современную структуру газоснабжение и газораспределения Владимирской области. После ранее упомянутого Общества, перейдем к ООО «Газпром межрегионгаз» являющееся специализированным 100-процентным дочерним общество ПАО «Газпром». Основной вид деятельности — реализация на территории Российской Федерации природного газа. Среди приоритетных направлений деятельности Газпром межрегионгаза — обеспечение надежных и бесперебойных поставок природного газа всем категориям потребителей Российской Федерации, участие в газификации регионов, упорядочение и повышение эффективности систем газораспределения, внедрение технологий энергосбережения и энергобезопасности.
Сегодня «Газпром межрегионгаз» через 53 региональные компании по реализации газа и их филиалы обеспечивает газоснабжение всех категорий потребителей и осуществляет учет потребления газа в 69 регионах Российской Федерации.
Далее, основным официальным представителем компании «Газпром межрегионгаз» по реализации Программы газификации регионов РФ во Владимирской области является «Газпром межрегионгаз Владимир». Среди приоритетных направлений деятельности общества — обеспечение бесперебойной поставки газа в договорных объемах потребителям области, своевременное осуществление расчетов с поставщиками и потребителями газа, оперативное управление режимами газоснабжения, внедрение автоматизированной системы коммерческого учета газа, реализация Программы газификации регионов РФ.
И, ООО «Владимиртеплогаз» являясь дочерним предприятием ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» осуществляет производство, транспортировка и реализация тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, тепловой энергии, обеспечение работоспособности котельных. В зону обслуживания ООО «Владимиртеплогаз» входят города Владимир, Ковров, Муром, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Киржач, Собинка, Лакинск, Петушки, Покров, Костерево, а также поселок Красная Горбатка Селивановского района, поселок Содышка, поселок Вольгинский Петушинского района, деревня Пенкино Камешковского района и другие населенные пункты Гороховецкого, Селивановского и Петушинского районов.
Важно выделить то, что более маленькие организации в направлении газораспределения во Владимирской области существуют, например такие, как ООО «Газ-Гарант» и подобные. Они не являются равными конкурентами Обществу «Газпрома».
Работа специалистов «Газпром межрегионгаз Владимир» ведется с распоряжения Губернатора Владимирской области, и на сегодняшний день целями до 2021 года являются:
- повышение уровня газификации Владимирской области;
- повышение надежности системы газоснабжения и газораспределения в целях обеспечения потребителей области природным газом в требуемых объемах;
- развитие инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Владимирской области.
Осуществление данных задач достигается с 2017 года путем строительства новых и реконструкцией существующих газораспределительных сетей:
- строительство 34,7 км газопроводов-отводов;
- строительство 3-х газораспределительных станций (ГРС);
- реконструкция объектов транспорта природного газа (ГРС);
- газоснабжение 326 населенных пунктов природным газом;
- строительство 831,4 км межпоселковых газопроводов;
- газификация 37276 квартир (домовладений) природным газом;
- строительство 1268,5 км внутрипоселковых газопроводов;
- 86% уровень газификации природным газом;
- газификация потребителей сжиженным природным газом;
- строительство комплексов производства сжиженного природного газа;
- перевод на природный газ 1195 единиц автотранспортной техники;
- строительство 6 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций.
Таблица 1.
Прирост (объем) потребления природного газа в год.
Год |
Объем потребления пр. газа в год |
Единицы измерения |
2017 |
0,024 |
млрд.м3 |
2018 |
0,004 |
млрд.м3 |
2019 |
0,034 |
млрд.м3 |
2020 |
0,013 |
млрд.м3 |
2021 |
0,047 |
млрд.м3 |
Главными планами на будущее в газификации региона представляются:
- Газификация природным газом 326 населенных пунктов и 37276 квартир (домовладений);
- Достижение к 2022 году уровня газификации Владимирской области природным газом на 86%.
Обращение сегодня к теме газоснабжения региона обусловлено стремлением отобразить как перспективы регионального развития, так и ряд уже сложившихся в газоснабжении негативных аспектов.
Особое внимание в данной тематике желательно уделить газораспределению, выступающему завершающим этапом снабжения потребителей природным газом. При этом организация поставок газа в контексте влияния на развитие региональной экономики в данном случае может рассматриваться как момент второстепенный, так как существует объективная потребность в обеспечении региона данным видом энергоресурса.
Функциональное назначение газораспределения, заключающееся не только в обязанности транспортировки и подачи газа его потребителям, но также и в эксплуатации и развитии систем газоснабжения, позволяет сформулировать круг основных проблем, требующих принятия определенных мер. В первую очередь, речь идет о необходимости совершенствования системы тарифообразования, так как существующий в настоящее время механизм государственного регулирования, базирующийся в основном на индексации тарифов (цен), а по существу не предполагающий тщательной проверки обоснованности издержек газораспределительных организаций, позволяет им без проблем обходить установленные правила.
«Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся:
разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;
разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации;
…
утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители);
устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.»1
Для того чтобы определить и четко обозначить основные направления совершенствования системы тарифообразования в газораспределении и перспективы развития газификации на территории Владимирской области, на существующем этапе экономического развития целесообразно обратиться к начальной стадии процесса формирования тарифного регулирования, начавшегося в условиях перехода к рыночным отношениям. Преобразование государственных предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства в акционерные общества, позволяет анализировать основные направления формирования тарифной политики в газораспределении.