Статья:

Выявление налоговых преступлений Министерством внутренних дел Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гафаров Э.И. Выявление налоговых преступлений Министерством внутренних дел Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/65192 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Выявление налоговых преступлений Министерством внутренних дел Российской Федерации

Гафаров Эльдар Ильмирович
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС РФ, Екатеринбург

 

DETECTION OF TAX CRIMES BY THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Eldar Gafarov

Student, Ural Institute of Management - RANEPA branch, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье проанализированы проблемы выявления и раскрытия налоговых преступлений оперативными подразделениями МВД России. В статье выделено три варианта оперативных ситуаций по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Данный вопрос требует постоянного дальнейшего исследования.

Abstract. the article analyzes the problems of identifying and solving tax crimes by the operational units of the Russian Ministry of Internal Affairs. The article identifies three options for operational situations to identify and disclose tax crimes. This issue requires ongoing further research.

 

Ключевые слова: налоговые преступления, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, налоговый орган, налоговая проверка.

Keywords: tax crimes, units of economic security and anti-corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia, tax authority, tax audit.

 

Современный преступный профессионализм юридических лиц, совершающих налоговые преступления, выражается, прежде всего, в использовании ими сложных преступных схем. Следствием этого является то, что налоговые преступления становятся все более латентными. Характерные особенности, присущие налоговым преступлениям, также свидетельствуют о том, что в настоящее время эффективно решить проблему выявления и раскрытия этих преступлений можно только при активном использовании сил, средств и методов оперативных подразделений МВД России.

Следует отметить, что деятельность оперативных подразделений МВД России по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в рамках государственного налогового контроля достаточно ограничена, поскольку функции налогового контроля возложены только Федеральную налоговую службу РФ. В связи с этим возникла необходимость совершенствования организации и тактики деятельности оперативных подразделений МВД России по выявлению и документированию налоговых преступлений [2, С.8].

В качестве критерия выявления налогового правонарушения целесообразно выделить источник первичной информации о деяниях, нарушающих налоговое законодательство. В свою очередь, объем и качество первичной информации определяют выбор соответствующей тактики оперативных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений.

В соответствии с принятым критерием, можно установить три способа для выявления и раскрытия налоговых преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Первый способ заключается в получении от налоговых органов информации, содержащей признаки нарушений налогового законодательства. Данная информация направляется в соответствии с Инструкцией "о порядке предоставления налоговыми органами материалов в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, предполагающих совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления" [5, с. 22-23].  

При данном способе первичная информация поступает в виде информационного письма от налогового органа о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки признаках налогового правонарушения или преступления. Основанием для проведения такой проверки является налоговая декларация налогоплательщика-юридического лица.   

В результате проведенной проверки может быть выявлен ряд фактов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик пытается незаконно занизить налоговую базу по НДС, а также по налогу на прибыль. Наличие таких фактов может свидетельствовать о том, что налогоплательщик использовал незаконные схемы налоговой оптимизации с участием проблемных контрагентов. У проверяющих органов могут возникнуть сомнения по поводу сделок купли-продажи или услуг, оказываемых налогоплательщиком. Налоговые органы расценивают такие действия как признаки налогового правонарушения. Информация об этих выводах в ходе камеральной проверки передаются в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Привлечение сотрудников экономической безопасности и противодействия коррупции подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на этапе камеральной налоговой проверки создает возможности для своевременного обнаружения признаков преступления и исключает риск потери значимой информации и их носителей, позволяет сформировать более полную доказательную базу [1, с. 16].

В случаях привлечения сотрудников оперативных подразделений МВД России к проведению камеральных налоговых проверок, они проводят оперативную проверку налогоплательщика параллельно с мероприятиями налогового контроля.

В каждом отдельном случае требуемый объем оперативно-розыскных мероприятий определяются объемом уже имеющихся материалов налоговой проверки и особенностями финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Во втором случае оперативное подразделение МВД России получает запрос на участие в совместной выездной налоговой проверке налогоплательщика. Первичная информация в этом случае поступает в виде достаточно общей информации об проверяемом объекте. Такая информация не позволяют сделать однозначный вывод о наличии в действиях руководителей проверяемой организации явных признаков, указывающих на совершенное налоговое преступление. Основанием для участия в выездной налоговой проверке является наличие признаков налоговых преступлений, т.е. сумма уклонения от уплаты налогов превышает 5 млн. рублей [3, с.313].

Небольшой объем первичной информации, полученной в данной ситуации, требует более сложной организации оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками органов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, участвующих в проведении аудита. В связи с этим планированию проверочных оперативно-розыскных мероприятий должен предшествовать комплекс мероприятий, обеспечивающих сбор, систематизацию и анализ разнообразной предварительной информации о проверяемом налогоплательщике.

При организации оперативно-розыскной деятельности следует учитывать результаты предыдущих налоговых проверок налоговыми органами, а также экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за проверяемый налоговый период, т. е. за последние три года. При проведении анализа требуется изучение вопросов, связанных с ценообразованием на закупаемые товары и услуги. Изучается также информация о поставщиках и других подрядчиках.

Необходимо учитывать современную практику учета документов, в которой используются как традиционные бумажные носители, так и их электронные версии. Следует отметить, что документ - это информация, записанная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Анализ выявленных и раскрытых налоговых преступлений приводит к выводу, что многие юридические лица вели двойную бухгалтерию. В одной отражаются операции, соответствующие налоговой отчетности и налоговой декларации, а в другой, "черновой" – фактические операции.  Проведение таких проверок позволяет выявить признаки совершенного налогового преступления, а впоследствии – сформировать достаточную доказательную базу. Каждый факт налогового правонарушения должен быть подтвержден документами [6, с. 21].

Практика выявленных налоговых преступлений показывает, что недобросовестные налогоплательщики, используя преступные схемы уклонения от уплаты налогов, сами ведут налоговую отчетность своих контрагентов. Они создают фиктивные компании, регистрируют номинальных директоров и тем самым легализуют преступные схемы уклонения от уплаты налогов.

Рассмотрим третий способ выявления налоговых преступлений сотрудниками оперативных подразделений МВД России. Такая ситуация возникает, если сотрудники получили ранее неизвестную информацию из открытого или секретного источника о лицах из числа руководства организаций, которые готовят или используют незаконные схемы уклонения от уплаты налогов. Такая первичная информация чаще всего содержит весьма ограниченные данные о налогоплательщике, его должностных лицах и характере преступления.

Проверяя такую первичную информацию, сотрудникам необходимо провести гораздо больший объем проверочных мероприятий. Они должны решать следующие конкретные задачи:

а) установить достоверность первичной информации, т.е. получить дополнительную информацию, подтверждающую факт противоправных действий должностными лицами организаций;

б) собирать информацию, характеризующую личностные качества учредителя, руководителя, бухгалтера организации, их взаимоотношения;

в) выявление и установление доверительных отношений с лицами из числа работников организации, имеющих возможность доступа к информации о преступлении;

г) установить конкретную преступную схему (способы совершения налогового преступления) уклонения от уплаты налогов в организации;

д) определить роли каждого должностного лица в подготовке и совершении налогового преступления [4, с. 40].

Успешное решение этих конкретных задач позволяет сотруднику оперативного подразделения оценить достоверность первичной информации.

Таким образом, организация оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России должна предусматривать систематическое, своевременное и скоординированное осуществление комплексов оперативно-розыскных мероприятий в тесном взаимодействии с налоговыми органами.

 

Список литературы:
1. Александров И.В. Типичные следственные ситуации и оптимальные системы следственных действий в расследовании налоговых преступлений // Право и экономика. - 2018.- №9 – С. 16.
2. Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. - 2018. - № 5. - С. 8.
3. Кондратьев М.В. Теоретические аспекты оперативно-розыскного обеспечения выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 313.
4. Круглов В. А. Организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в охране общественного порядка и общественной безопасности // Труды Академии МВД России. –2018. - №7 - С. 40.
5. Лихачёва Д.А. Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сб. ст. по междунар. студ. науч.- практ. конф. - 2017 - № 11(40). – С. 22-23.
6. Семенов А.С. Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах // Налоги и налогообложение. - 2019. - № 1. - С. 21.