Статья:

Инновационные технологии по снижению потерь нефти на предприятиях нефтегазовой отрасли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лаптев И.С. Инновационные технологии по снижению потерь нефти на предприятиях нефтегазовой отрасли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66019 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационные технологии по снижению потерь нефти на предприятиях нефтегазовой отрасли

Лаптев Иван Сергеевич
магистрант, Тюменский индустриальный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. В статье изучена сложная проблематика инновационных механизмов сокращения потерь нефти в рамках предприятий, относящихся к нефтегазовой отрасли. Выявлено, что существует множество механизмов по сокращению потерь нефти в ходе испарения при транспортировке и хранении.

Abstract. The article examines the complex problems of innovative mechanisms to reduce oil losses in the framework of enterprises belonging to the oil and gas industry. It is revealed that there are many mechanisms to reduce oil losses during evaporation during transportation and storage.

 

Ключевые слова: нефть, инновации, потери, отрасль, энергетика.

Keywords: oil, innovations, losses, industry, energy.

 

Российская Федерация является одной из самых богатых стран мира по запасам нефти, газа, урана, золота, меди и других полезных ископаемых. В недрах России расположено более 90 видов полезных ископаемых, которые обусловлены разнообразием геологического строения горных пород и нашли свое происхождение еще из древних архейских образований. Наша страна входит в группу стран, богатых полезными ископаемыми и недрами, минеральными ресурсами и их разнообразием.

Нефть и нефтепродукты проходят сложный путь транспортировки, хранения и распределения.

От скважин до установки нефтеперерабатывающего завода, от нефтеперерабатывающего завода до потребителя. 

В то же время они подвергаются многочисленным транспортным операциям, которые сопровождаются потерями, составляющими около 9% годовой добычи нефти.  Из них 2-2.  5% составляют потери при транспортировке, хранении и распределении нефтепродуктов.  [3]

Стратегия инновационного развития предполагает ослабление государственных рычагов, то есть снижение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, а также возможностей для разработки и внедрения новых технологий, за счет воспроизводства запасов энергоресурсов на малорентабельных объектах с трудноизвлекаемыми запасами.

Механизм разработки таких месторождений будет стимулировать горнодобывающие компании к освоению малорентабельных объектов и трудноизвлекаемых запасов и получению благоприятных налоговых условий. В частности, правительство сможет минимизировать затраты на создание и поддержание стратегических резервов и обеспечить энергетическую безопасность страны.

При поставке нефти с нефтеперерабатывающих заводов на потребление возникают значительные потери. Согласно исследованиям, обнаружено более 75% потерь нефти из-за ее испарения.

Потери на испарение возникают при хранении, сливе, заправке, транспортировке, заправке и применении (из топливных баков транспортных средств, из чаши карбюратора и др.). Помимо материальных потерь, испарение нефти часто сопровождается ухудшением определенного уровня производительности, что загрязняет окружающую среду.

Поэтому в целом по стране большое значение имеет хорошо организованная, слаженная и системная борьба с потерями от испарения нефти на всех этапах транспортировки и хранения. [1]

Испарение нефти и бензинов приводит к изменению их физико-химических свойств, уменьшению выхода светлых нефтепродуктов при переработке нефти, ухудшению эксплуатационных характеристик двигателей.

Потери от испарения жидких веществ происходят в результате недостаточной герметизации при транспортировании, хранении, приеме и отпуске. Величина этих потерь зависит от физико-химических свойств и состава нефтепродуктов. Эти потери более значительны, чем потери от утечек, и являются не только количественными, но и качественными, так как остающиеся в резервуаре продукты могут значительно изменить свои свойства. [3]

Потери от испарения следует отнести к естественным потерям нефтепродуктов. Ущерб, наносимый потерями топлива при его испарении, определяется не только их стоимостью, но и загрязнением окружающей среды. [2]

Потери топлива при использовании наиболее широко распространённого современного оборудования полностью предотвратить, как правило, невозможно. Их можно в значительной степени снизить путём рациональной организации работ и поддержания на должном уровне технического состояния резервуаров и других сооружений. [1]

К числу основных организационных мер относятся:

  • соблюдение полной герметизации сооружений и устройств, используемых для хранения и транспорта нефтепродуктов, а также при проведении сливно-наливных операций;
  • уменьшение объема газового пространства или поверхности хранимого продукта и сокращение амплитуды колебаний температуры в резервуарах для хранения нефти и светлых нефтепродуктов;
  • хранение легко испаряющихся нефтепродуктов под повышенным давлением и в резервуарах специальных конструкций;
  • рациональная эксплуатация нефтескладских установок и сооружений;
  • предотвращение потерь от аварий, утечек и смешения различных сортов;
  • прогрессивное нормирование снижения естественной убыли и обеспечение точного учета нефтепродуктов. [2]

В целом, к инновационным механизмам по снижению потерь нефти можно отнести:

  • обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли за счет рационального использования разведанных запасов нефти и газа;
  • снижение налоговой нагрузки на нефтегазовые компании;
  • увеличение глубины переработки и добычи нефти;
  • комплексное извлечение и использование всех ценных сопутствующих компонентов;
  • модернизация нефтеперерабатывающих заводов на инновационном оборудовании. [1]

Также следует отметить, что для оценки и разведки, в отличие от разработки, должны быть созданы более благоприятные условия. Это связано с тем, что разведка является сферой деятельности с высокой стоимостью, высоким риском и в большей степени зависит от экономических условий, чем разработка.

Сегодня «легкоизвлекаемая» нефть на исходе и нужно искать углеводороды на больших глубинах, что требует значительных инвестиций и новых технологий. Бурение скважины глубиной 5 км стоит около 15-20 млн. рублей. долл. Инвестор, прежде чем вкладывать деньги, хочет быть уверенным, что бурение будет продуктивным. Соответственно, сейчас главная роль отводится научным исследованиям и инновациям, которые позволят детально изучить ресурсы.

 

Список литературы:
1. Аверина Ирина Сергеевна Основные направления развития инноваций на предприятиях нефтяной отрасли // NBI-technologies. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-innovatsiy-na-predpriyatiyah-neftyanoy-otrasli
2. Farhan M. M. et al. Development of a new method for reducing the loss of light hydrocarbons at breather valve of oil tanks //Energy Procedia. – 2017. – Т. 141. – С. 471-478.
3. Parmanova Ogiloy Innovative directions of oil and gas industry in Kazakhstan // European research. 2016. №6 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovative-directions-of-oil-and-gas-industry-in-kazakhstan