Статья:

Структура и классификация бизнес-процессов современного предприятия

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Нгомиракиза С.Ж. Структура и классификация бизнес-процессов современного предприятия // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 51-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура и классификация бизнес-процессов современного предприятия

Нгомиракиза Сюзанна Жановна
магистр РГАУ им К.А.Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Классификация бизнес-процессов дает возможность в полном объеме идентифицировать изучаемые объекты. Именно поэтому классификации лежат в основе структуры большинства практических искусственных систем, поскольку для сборки и описания связей отдельных компонентов требуется четкое представление о сущности этих компонентов, их свойствах и типовой принадлежности

 

Ключевые слова: бизнес-процесс; классификация; подпроцессы; взаимодействие бизнес-процессов.

 

Выводы: многие проблемы современных российских предприятий может решить использование процессно-ориентированного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, так как она позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов.

Целесообразно классифицировать БП как внешние и внутренние, то есть относящиеся к внешним (контрагенты организации и клиенты\ заказчики) и внутренним (сотрудники организации) потребителям процессов. Более подробно внешние и внутренние БП показаны ниже на рисунке 1. [1; 207 c]

 

Рисунок 1. Классификация бизнес-процессов по отношению к потребителю

 

Добавленная стоимость, или деятельность, которая направлена на то, чтобы преобразовать и приблизить используемое сырье или информацию в конечный продукт в соответствие запросам внешнего или внутреннего потребителя – это та часть работы, за которую платит конечный потребитель (например, продажа клиенту товара или услуги, доставка и пр.). В соответствии с этим понятием, выделяют основные (добавляющие ценность в процессе создания основного продукта или услуги: внутренняя логистика, маркетинг, пред- и послепродажное обслуживание и гарантия), управленческие (БП развития и совер­шенствования), в частности, стратегическое управление, управление финансами, маркетингом) и вспомогательные БП организации, которые не являются частью процесса создания добавочной стоимости, но при этом увеличивают себестоимость изделия. К вспомогательным процессам можно отнести:

· поддержку инфраструктуры предприятия, а именно: бюджетное управление, планирование, отношения с инвесторами и контрагентами;

· управление внутренними человеческими ресурсами, и в част­ности: прием сотрудников на работу, обучение, адаптация, корпоративная культура;

· развитие существующих технологий и технологий в частности: разработка новых изделий и их свойств, способов применения, воз­можностей выхода на новый сегмент рынка, тестирование, разработка процессов, исследование и анализ рынка и пр.;

· контроль и совершенствование материально-технического обслу­живания, что включает в себя: закупку комплектующих, производ­ственного оборудования, инструментов и пр. расходных материалов;

На рисунке 2 ниже представлена цепочка создания добавленной стоимости М. Портера и типы ее процессов [1; 207 c].

 

Рисунок 2. Алгоритм создания добавленной стоимости по М. Портеру

 

БП могут также рассматриваться с точки зрения уровней подроб­ностей рассмотрения: верхнего, детальные, элементарные (не требующие дальнейшей детализации).

Как правило, выделяется до 10-ти процессов верхнего уровня, а именно: основные и вспомогательные. Каждый из основных процессов делится на ряд вспомогательных.

БП может состоять из нескольких подпроцессов, имеющих собственные атрибуты, но также направленные на достижение цели основного бизнес-процесса. Рассмотрим, например БП «входящая логистика». Он содержит следующие подпроцессы: «управление распи­санием поставок сырья», «прием сырья», «хранение сырья», «учет сырья», «отгрузка сырья в производство». Такое разделение процесса на подпроцессы называется декомпозицией и обычно представляет собой карту самого бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.

На рисунке 3 данный процесс представлен в виде схемы [2; 186 c].

 

Рисунок 3. Карта бизнес-процессов

 

По уровню управления предприятием выделяют управляющие (стратегическое управление, как пример), операционные (например, маркетинг, закупки, сбыт) и поддерживающие (бухгалтерский учет, управление продажами) БП.

Особо следует заметить, что в процессе разработки иерархии бизнес-процессов необходимо учитывать интересы потребителей и информации о них на всех уровнях предприятия:

· топ-менеджерам и руководству предприятия необходимо понимать и анализировать общую информацию по текущему положению и развитию бизнеса в целом: соотношение целей с текущими про­цессами, модели выстраивания процессов планирования и отчетности, участие в процессах планирования и потребление результатов процессов отчетности;

· менеджерам среднего звена важно понимать соотношение целей предприятия с планируемыми показателями процессов их отделов и структурных подразделений, задокументированное и однозначное распределение полномочий, зон ответственности и взаимодействия, обеспечение процессов ресурсами (материалами, персоналом), пони-мание функционирование процессов отчетности;

· бизнес–аналитики, а также технологи создают и документируют технологии с целью последующего наличия и использования исполни­телями утвержденных технологий работы. Им важно понимать четкое распределение ответственности между исполнителями и руководителями, однозначные критерии, по которым исполнители должны обращаться за решением к руководителям и специалистам, точные стандарты и указания на тех, кто решает те или иные возникающие проблемы и несет ответственность;

· ИТ–специалисты оказывают работу по поддержке информационно-аналитических систем предприятия, занимаются настройкой последовательности выполняемых исполнителями работ, отслеживанием атрибутов каждого объекта автоматизации, внедрением новых технологических процессов;

· исполнители занимаются четким выполнением операций БП. В связи с этим для них важны грамотное распределение ответственности, однозначные критерии, по которым исполнители должны обращаться за решением к специалистам и руководителям, точные указания на зоны ответственности и ответственные лица по кругу вопросов и сфер.

Но вернемся к характеристике бизнес-процессов АПК.

Среди БП развития и совершенствования можно выделить следующие направления:

· стратегическое управление, которые включают в себя с внешней стороны: выявление политических и регулирующих событий, отслеживание состояния внешней среды, анализ и изучение конкурентов; выявление тенденций в экономике аграрного сектора; оценку технологических инноваций; изучение экологических проблем; и изнутри: определение и разработку концепции бизнеса, его целей, планирования, принципов деятельности и разработку его стратегии, в том числе формулировку стратегии организационных единиц и структурных подразделений, разработку структуры АПК и отношений между его структурными подразделениями.

· совершенствование и развитие применяемых технологий, процессов и пр., включая проектирование (составление технологии выращивания, селекции, определение комплексов агропромышленных приемов и т. п.);

· управление разнонаправленными проектами и процессами разработки;

· управление качеством на основе создания системы оценки показателей деятельности АПК в части затрат на обеспечение качества продукции, качества реализуемой продукции, длительности цикла и производительности; проведения оценки качества на основании внутренних и внешних параметров и критериев; бенчмаркетинга; мониторинга систем и процессов, реинжиниринга.

К БП ведения основной деятельности в АПК относятся следующие:

· материально-техническое обеспечение деятельности, которое включает в себя планирование и приобретение необходимых ресурсов, в том числе: выбор и сертификацию предполагаемых контрагентов и поставщиков; закупку необходимых средств производства, расходных материалов (сырье, семена, корма, удобрения, средства защиты, запчасти, топливо и пр.); управление процессом закупок на каждом из этапов, включая заключение договоров и контрактов, непосредственное оформление заказов, их контроль и мониторинг, организацию хранения и логистику.

· непосредственно производственные процессы, включающие в себя изучение биологических особенностей реализуемой продукции, требования к содержанию, защите от болезней и вредителей и воспро­изводству, формирование необходимых к использованию трудовых ресурсов;

· процессы, относящиеся к маркетингу и продажам и управлению ими (планирование, учет и контроль, обеспечение гарантий качества, отслеживание изменений на рынке и вопросы ценообразования, рекламные стратегии и пр.).

Среди вспомогательных бизнес-процессов выделим следующие:

· поддержание инфраструктуры АПК путем управления финансовыми и материальными ресурсами, внешними связями, налогами, денежными потоками, структурой капитала, рисками, разработки бюджетов, размещения ресурсов, обработки финансовых и бухгалтерских операций, подготовки отчетной информации, прове­дения внутреннего аудита, инженерно-техническое обеспечения

· информационное обеспечение деятельности путем выбора, планирования, тестирования, оценки, управления информационными ресурсами с точки зрения формулировки требований на основе стратегии АПК, планирования и прогнозирования ИТ - технологий и методологий, установления, разработки и внедрения стандартов качества и контроля, разработки и расширения вспомогательных систем АПК для сбора, получения, мониторинга, обработки и хранения информации, а также систем контроля и безопасности;

· документооборот в части управления персоналом, а также создания и управления стратегией человеческих ресурсов и кадровой политикой АПК; анализа и планирования уровней производства, деятельностью, поощрениями и наказаниями и пр.

Производственно-коммерческую деятельность любого предприятия можно представить в качестве совокупности бизнес-процессов произ­водственного и непроизводственного характера. При чем стандартного перечня их нет, в связи с чем каждой отдельно взятой организации необходимо разрабатывать свои собственные бизнес-процессы на основе формирования активной, стабильной и сбалансированной системы управления.

Если говорить об АПК, то для них характерны прежде всего БП производственного характера, главным критерием в процессе декомпозиции которых будет являться критерий отрасль/продукт.

На рисунке 4 наглядно представлена классификация бизнес-процессов АПК.

 

Рисунок 4. Основные производственные бизнес-процессы

 

Список литературы:
1. Горшкова Л.А., Поплавский Б.Н. Комплексная методика стратегического управления // Стандарты и качество. 2007. № 16. С. 207.
2. Дубинина В.В. Управление бизнес-процессами предприятия // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5.
3. Репин В.В., Сооляттэ А.Ю. Система бизнес-процессов компании как «платформа» для развития бизнеса // Управление качеством. 2006. № 2. С. 84-88.