Статья:

Совершенствование системы ЖКХ для повышения качества жизни жителей Красноселькупского района

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Полякова Е.О. Совершенствование системы ЖКХ для повышения качества жизни жителей Красноселькупского района // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66079 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы ЖКХ для повышения качества жизни жителей Красноселькупского района

Полякова Екатерина Олеговна
студент, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Цель исследования - оценка условий и факторов формирования качества жизни, а так же ее связью с системой жилищно-коммунального обслуживания различных социальных групп и слоев населения ЯНАО, Красноселькупский район и пути совершенствования системы ЖКХ.

 

Ключевые слова: резерв, качество жизни, ЖКХ, эффективность, доход, модернизация, реформа.

 

Стабильное функционирование российского жилищно-коммунального хозяйства - важнейший фактор благополучия граждан и роста качества жизни населения.

К резервам формирования качества жизни городского населения с позиции такого фактора как жилищно-коммунальное хозяйство по нашему мнению являются следующие положения:

Во-первых, необходимой предпосылкой повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентной среды на основе демонополизации отрасли. Высокая степень монополизации и отсутствие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства привели к тому, что тарифы на услуги по некоторым оценкам завышены на 30–50 % при их низком качестве. Необходимо выделить реальные направления деятельности, в которых могут появиться предприятия-конкуренты, и на начальном этапе организовать их поддержку. Это уборка улиц, ремонт домов, дорог, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт сетей, проектно-изыскательские работы по развитию жилого фонда и коммунальных объектов.

Прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи реформы осознали сами работники этой сферы и были заинтересованы в осуществлении ее мероприятий. Но главное - это адаптация общественного сознания к жизни в условиях рыночных отношений. Чтобы население не отторгало, а напротив, поддерживало мероприятия жилищно-коммунальной реформы, нельзя уже на первом этапе лишиться его доверия, что легко может случиться, если люди будут чувствовать лишь тяжесть изменений.

В-третьих, жилищно-коммунальную реформу следует обеспечить законодательно-нормативной базой, отражающей разделение полномочий и функций между центральной и региональными органами власти.

Таким образом, в осуществлении дальнейших реформ ЖКХ следует оперировать финансово-правовым инструментарием как единым.

В-четвертых, необходимо работать над повышением качества предоставляемых коммунальных услуг. К направлениям реализации задачи можно отнести:

1) модернизация объектов коммунальной инфраструктуры:

а) реализация комплексных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию коммунального комплекса Иркутской области (строительство новых объектов жизнеобеспечения – водозаборов, водоочистных сооружений, полигонов твердых бытовых отходов);

б) снижение энергоемкости коммунального комплекса (реализация мероприятий по развитию энергосбережения; разработка и реализация программ энергосбережения организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности);

2) повышение качества предоставляемых коммунальных услуг:

а) проведение аудита качества предоставляемых коммунальных услуг, особенностей функционирования секторов и систем управления;

б) повышение информированности граждан и организаций коммунального комплекса по возможностям рационального использования ресурсов и эффективного потребления коммунальных услуг путем реализации демонстрационных проектов по внедрению эффективных механизмов стимулирования рационального использования ресурсов;

3) повышение инвестиционной привлекательности секторов коммунального комплекса:

а) реализация мероприятий по финансовому оздоровлению организаций коммунального комплекса (финансовый аудит организаций коммунального комплекса; разработка проектов привлечения инвестиций; реструктуризация долгового бремени организаций);

б) разработка и реализация программы модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры на депрессивных и труднодоступных территориях, которая должна включать внедрение специальных инструментов финансирования мероприятий и особых условий привлечения инвестиций с учетом ограничений платежеспособного спроса и иных особенностей территорий;

в) разработка и внедрение современной системы мониторинга и контроля выработки, распределения и потребления ресурсов и услуг коммунального комплекса, в том числе путем использования современных информационных технологий;

г) разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры для муниципальных образований.

В-пятых, формирование рынка доступного жилья, развитие инфраструктурной обеспеченности. К направлениям реализации данной задачи можно отнести:

1) развитие современных производств строительных материалов;

2) Развитие жилищного фонда и объектов инфраструктуры.

С целью оптимизации схем теплоснабжения необходимо реализовать меры по рациональному сочетанию централизованных и автономных теплоисточников, учитывая плотность теплопотребления, топливный баланс, себестоимость продукции и способы ее транспортировки. Важно осуществить перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками. Целесообразно больше строить источники теплоснабжения небольшой и средней мощности на базе газотурбинных и парогазовых установок. От централизованного теплоснабжения к эффективному и гарантированному энергообеспечению каждого потребителя – вот важнейшая задача реформируемого ЖКХ.

Значительной экономии энергии и других ресурсов систем жизнеобеспечения можно добиться при качественной подготовке жилфонда и других объектов жилищно-коммунального хозяйства к зимней эксплуатации. Если общее потребление тепловой энергии в жилищном фонде сократить только на одну треть от той разницы, которая существует между уровнем потребления тепла в России и странах Западной Европы, можно экономить ежегодно 72 млрд3 природного газа. В водопроводно-канализационном хозяйстве также необходимо внедрение новых прогрессивных малолюдных, энергоэффективных, экологически чистых технологий и оборудования, современных установок и приборов, новых эффективных реагентов. Применение материалов нового поколения (полимерных, пластиковых труб, труб высокой чистоты внутренней поверхности, создаваемой на основе нанатехнологий), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, использование пластиковых рукавов и др.) увеличивает срок эксплуатации трубопроводов в 3-4 раза, а также существенно сокращает энергозатраты.

Необходима модернизация систем водо- и теплоснабжения путем оптимизации режимов работы оборудования и сетей, децентрализации источников теплоснабжения, диспетчеризации и автоматизации, новой технологии, замены и прочистки сетей. Реализация этих мероприятий будет способствовать не только экономии энергии, ресурсов, значительных объемов финансовых средств, но и резкому повышению качества предоставляемых услуг, что позволит разорвать порочный круг, когда потребители не могут платить больше, а за эти деньги поставщики услуг не могут дать приемлемого качества. Энергоресурсосбережение и связанный с ним комплекс мер по созданию экономического механизма, стимулирующего этот процесс, а также условий для внедрения средств учета и потребления ресурсов, энергосберегающей техники и технологии, финансового обеспечения, информационной поддержки, как показала практика, становятся все более значимыми и являются одним из важнейших и приоритетных направлений модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая отрасль экономики обеспечивает непрерывное производство жилищно-коммунальных услуг, формирует качественные показатели среды жизнеобеспечения человека

Исходя из сложившихся реалий в современных экономических условиях России, государство должно оставаться гарантом решения жилищной проблемы населения в части обеспечения социальных гарантий доступности жилья и реализации целевой концепции «Доступное комфортное жилье для граждан России» на основе использования механизмов государственно-частного взаимодействия и совместного финансирования при соблюдении баланса интересов в целях решения важнейшей социальной задачи.