Совершенствование системы ЖКХ для повышения качества жизни жителей Красноселькупского района
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Совершенствование системы ЖКХ для повышения качества жизни жителей Красноселькупского района
Аннотация. Цель исследования - оценка условий и факторов формирования качества жизни, а так же ее связью с системой жилищно-коммунального обслуживания различных социальных групп и слоев населения ЯНАО, Красноселькупский район и пути совершенствования системы ЖКХ.
Ключевые слова: резерв, качество жизни, ЖКХ, эффективность, доход, модернизация, реформа.
Стабильное функционирование российского жилищно-коммунального хозяйства - важнейший фактор благополучия граждан и роста качества жизни населения.
К резервам формирования качества жизни городского населения с позиции такого фактора как жилищно-коммунальное хозяйство по нашему мнению являются следующие положения:
Во-первых, необходимой предпосылкой повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентной среды на основе демонополизации отрасли. Высокая степень монополизации и отсутствие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства привели к тому, что тарифы на услуги по некоторым оценкам завышены на 30–50 % при их низком качестве. Необходимо выделить реальные направления деятельности, в которых могут появиться предприятия-конкуренты, и на начальном этапе организовать их поддержку. Это уборка улиц, ремонт домов, дорог, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт сетей, проектно-изыскательские работы по развитию жилого фонда и коммунальных объектов.
Прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи реформы осознали сами работники этой сферы и были заинтересованы в осуществлении ее мероприятий. Но главное - это адаптация общественного сознания к жизни в условиях рыночных отношений. Чтобы население не отторгало, а напротив, поддерживало мероприятия жилищно-коммунальной реформы, нельзя уже на первом этапе лишиться его доверия, что легко может случиться, если люди будут чувствовать лишь тяжесть изменений.
В-третьих, жилищно-коммунальную реформу следует обеспечить законодательно-нормативной базой, отражающей разделение полномочий и функций между центральной и региональными органами власти.
Таким образом, в осуществлении дальнейших реформ ЖКХ следует оперировать финансово-правовым инструментарием как единым.
В-четвертых, необходимо работать над повышением качества предоставляемых коммунальных услуг. К направлениям реализации задачи можно отнести:
1) модернизация объектов коммунальной инфраструктуры:
а) реализация комплексных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию коммунального комплекса Иркутской области (строительство новых объектов жизнеобеспечения – водозаборов, водоочистных сооружений, полигонов твердых бытовых отходов);
б) снижение энергоемкости коммунального комплекса (реализация мероприятий по развитию энергосбережения; разработка и реализация программ энергосбережения организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности);
2) повышение качества предоставляемых коммунальных услуг:
а) проведение аудита качества предоставляемых коммунальных услуг, особенностей функционирования секторов и систем управления;
б) повышение информированности граждан и организаций коммунального комплекса по возможностям рационального использования ресурсов и эффективного потребления коммунальных услуг путем реализации демонстрационных проектов по внедрению эффективных механизмов стимулирования рационального использования ресурсов;
3) повышение инвестиционной привлекательности секторов коммунального комплекса:
а) реализация мероприятий по финансовому оздоровлению организаций коммунального комплекса (финансовый аудит организаций коммунального комплекса; разработка проектов привлечения инвестиций; реструктуризация долгового бремени организаций);
б) разработка и реализация программы модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры на депрессивных и труднодоступных территориях, которая должна включать внедрение специальных инструментов финансирования мероприятий и особых условий привлечения инвестиций с учетом ограничений платежеспособного спроса и иных особенностей территорий;
в) разработка и внедрение современной системы мониторинга и контроля выработки, распределения и потребления ресурсов и услуг коммунального комплекса, в том числе путем использования современных информационных технологий;
г) разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры для муниципальных образований.
В-пятых, формирование рынка доступного жилья, развитие инфраструктурной обеспеченности. К направлениям реализации данной задачи можно отнести:
1) развитие современных производств строительных материалов;
2) Развитие жилищного фонда и объектов инфраструктуры.
С целью оптимизации схем теплоснабжения необходимо реализовать меры по рациональному сочетанию централизованных и автономных теплоисточников, учитывая плотность теплопотребления, топливный баланс, себестоимость продукции и способы ее транспортировки. Важно осуществить перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками. Целесообразно больше строить источники теплоснабжения небольшой и средней мощности на базе газотурбинных и парогазовых установок. От централизованного теплоснабжения к эффективному и гарантированному энергообеспечению каждого потребителя – вот важнейшая задача реформируемого ЖКХ.
Значительной экономии энергии и других ресурсов систем жизнеобеспечения можно добиться при качественной подготовке жилфонда и других объектов жилищно-коммунального хозяйства к зимней эксплуатации. Если общее потребление тепловой энергии в жилищном фонде сократить только на одну треть от той разницы, которая существует между уровнем потребления тепла в России и странах Западной Европы, можно экономить ежегодно 72 млрд3 природного газа. В водопроводно-канализационном хозяйстве также необходимо внедрение новых прогрессивных малолюдных, энергоэффективных, экологически чистых технологий и оборудования, современных установок и приборов, новых эффективных реагентов. Применение материалов нового поколения (полимерных, пластиковых труб, труб высокой чистоты внутренней поверхности, создаваемой на основе нанатехнологий), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, использование пластиковых рукавов и др.) увеличивает срок эксплуатации трубопроводов в 3-4 раза, а также существенно сокращает энергозатраты.
Необходима модернизация систем водо- и теплоснабжения путем оптимизации режимов работы оборудования и сетей, децентрализации источников теплоснабжения, диспетчеризации и автоматизации, новой технологии, замены и прочистки сетей. Реализация этих мероприятий будет способствовать не только экономии энергии, ресурсов, значительных объемов финансовых средств, но и резкому повышению качества предоставляемых услуг, что позволит разорвать порочный круг, когда потребители не могут платить больше, а за эти деньги поставщики услуг не могут дать приемлемого качества. Энергоресурсосбережение и связанный с ним комплекс мер по созданию экономического механизма, стимулирующего этот процесс, а также условий для внедрения средств учета и потребления ресурсов, энергосберегающей техники и технологии, финансового обеспечения, информационной поддержки, как показала практика, становятся все более значимыми и являются одним из важнейших и приоритетных направлений модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая отрасль экономики обеспечивает непрерывное производство жилищно-коммунальных услуг, формирует качественные показатели среды жизнеобеспечения человека
Исходя из сложившихся реалий в современных экономических условиях России, государство должно оставаться гарантом решения жилищной проблемы населения в части обеспечения социальных гарантий доступности жилья и реализации целевой концепции «Доступное комфортное жилье для граждан России» на основе использования механизмов государственно-частного взаимодействия и совместного финансирования при соблюдении баланса интересов в целях решения важнейшей социальной задачи.