Статья:

Финансовая грамотность и необходимость финансового образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Актуганова А.А., Кирина П.П., Усманова А.Н. Финансовая грамотность и необходимость финансового образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92978 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовая грамотность и необходимость финансового образования

Актуганова Адель Айдаровна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Кирина Полина Павловна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Усманова Айсылу Наилевна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Рыбкина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Финансовая грамотность позволяет уменьшить риск, снизить зависимость от непредсказуемых финансовых рынков, инфляции, кризисов. Сейчас актуальность приобретают частные пенсионные программы и ранние инвестиции Финансовую грамотность следует рассматривать как фундаментальное право и универсальную потребность общества.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, инвестирование, ОЭСР, оценка, финансовые продукты, экспоненциальный рост, кредиты.

 

В наши дни человек оказывается более ответственен за свои личные финансы на протяжении всей жизни, чем когда-либо прежде. С ростом продолжительности жизни системы пенсионного и социального обеспечения становятся все более напряженными. Во многих странах пенсионные программы, спонсируемые работодателем, уступают место частным программам, перекладывая ответственность за пенсионные накопления и инвестирование с работодателей на сотрудников.

Финансовые рынки стремительно меняются с развитием технологий и появлением новых и более сложных финансовых продуктов. От студенческих ссуд до ипотечных кредитов, кредитных карт, паевых инвестиционных фондов и аннуитетов - диапазон финансовых продуктов, из которых люди могут выбирать, сильно отличается от того, что было в прошлом, и решения, касающиеся этих финансовых продуктов, имеют последствия для их благополучия. Более того, экспоненциальный рост финансовых технологий революционизирует то, как люди производят платежи, принимают решения о своих финансовых инвестициях и обращаются за финансовой консультацией. Поэтому важно понимать, насколько люди осведомлены в финансовом отношении и в какой степени их знания о финансах влияют на принятие ими финансовых решений.

Важным показателем способности людей принимать финансовые решения является их уровень финансовой грамотности. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) точно определяет финансовую грамотность не только как знание и понимание финансовых концепций и рисков, но и как навыки, мотивацию и уверенность в применении этих знаний для принятия эффективных решений, чтобы улучшить финансовое благосостояние людей и общества [2]. Таким образом, финансовая грамотность относится как к знаниям, так и к финансовому поведению.

К сожалению, реальность такова, что финансовая грамотность является низкой даже в странах с развитой экономикой и финансовыми рынками. В среднем около одной трети мирового населения знакомы с основными концепциями, лежащими в основе повседневных финансовых решений [3]. Таким образом, заметна явная уязвимость определенных подгрупп населения и даже более низкий уровень знаний по конкретным финансовым темам.

В то же время в меняющемся экономическом ландшафте люди все больше несут ответственность за личное финансовое планирование, а также за инвестирование и расходование своих ресурсов на протяжении всей своей жизни. Эти тенденции в сочетании с низким уровнем финансовой грамотности во всем мире указывают на то, что повышение финансовой грамотности должно стать приоритетом для политиков.

В большинстве зарубежных исследований финансовой грамотности отправной точкой для анализа выступает набор вопросов, которые предназначены для оценки общих финансовых знаний и компетенций населения и охватывают такие темы, как сложный процент, инфляция, диверсификация рисков, ипотечный кредит, ценообразование на облигации. Впервые методика оценки финансовой грамотности, включающая три из указанных тем (англ. Big 3 – «Большая тройка»), была предложена A. Lusardi и O. Mitchell и апробирована в рамках исследования по вопросам здравоохранения и пенсионного обеспечения, проведенного в США в 2004 г. [3].

Таблица 1.

 «Большая тройка» вопросов по финансовой грамотности*

Тема

Формулировка вопроса

Варианты ответа

(Курсивом отмечены верные)

 

Расчет процентов

Предположим, у вас 100 долларов на сберегательном счете, а процентная ставка составляет 2% в год. Как вы думаете, сколько у вас будет денег на счете через

5 лет, если вы оставите деньги для роста?

Более 102 долларов

Ровно 102 доллара США

Менее 102 долларов США

Не знаю / Отказ от ответа

 

Инфляция

Представьте, что процентная ставка на вашем сберегательном счете составляла 1% в год, а инфляция составляла 2% в год. Сколько вы сможете

купить на эти деньги через 1 год?

Больше, чем сегодня Столько же, как и сегодня

Меньше, чем сегодня

Не знаю / Отказ от ответа

 

Диверсификация рисков

Отметьте, верно ли утверждение: «Покупка акций одной компании обычно является более безопасным вложением, чем приобретение пакета акций в

паевом инвестиционном фонде»

Верно

Не верно

Не знаю / Отказ от ответа

 

Повышение финансовой грамотности: это важный навык в двадцать первом веке, тот, который нужен людям, если они хотят экономически процветать в современном обществе. Финансовая грамотность позволяет людям максимально использовать множество финансовых продуктов, доступных на рынке, и принимать разумные финансовые решения. Финансовую грамотность следует рассматривать как фундаментальное право и универсальную потребность, а не как привилегию относительно небольшого числа потребителей, имеющих особый доступ к финансовым знаниям или финансовым советам. В современном мире финансовая грамотность должна считаться такой же важной, как и базовая грамотность, то есть способность читать и писать. Без нее люди и общество не могут полностью раскрыть свой потенциал.

 

Список литературы:
1. Калачикова О.Н., Белехова Г.В., Россошанский А.И. Индексная оценка финансовой грамотности населения (на примере регионов Северо-Западного федерального округа) // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2019. Том 14. № 4. С. 579–602. 
2. ОЭСР (2018), Уровни финансовой грамотности в Евразии в рамках «Проекта по техническому содействию в Содружестве Независимых Государств», осуществляемого при финансовой поддержке Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] https://www.oecd.org/financial/education/financial-literacy-cis-countries-survey-RU.pdf
3. Lusardi A., Mitchell O. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence // Journal of Economic Literature. 2014. Vol. 52 (1). Р. 5–44.