Статья:

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Морозова Е.А. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Морозова Елизавета Андреевна
студент, Сибирский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В современных условиях рыночной экономики большое значение придается экономической безопасности, так как она является важнейшей составляющей частью системы национальной безопасности государства, а также способствует противодействию как внутренним, так и внешним угрозам страны. Для обеспечения экономической безопасности существуют контрольно-надзорные органы, которые осуществляют функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора). В данной статье рассмотрены виды контрольно-надзорных органов, их функции, а также значимость для обеспечения экономической безопасности страны.

Abstract. In modern conditions of a market economy, great importance is attached to economic security, since it is an essential component of the national security system of the state, and also contributes to countering both internal and external threats to the country. To ensure economic security, there are control and supervisory bodies that carry out the functions of regulatory regulation in the areas of state control (supervision). This article discusses the types of control and supervisory authorities, their functions, as well as the importance for ensuring the economic security of the country.

 

Ключевые слова: контроль, надзор, контрольно-надзорные органы, экономическая безопасность.

Keywords: control, supervision, supervisory authorities, economic security.

 

В настоящее время, основной задачей каждого государства является обеспечение экономической безопасности, так как именно она определяет внутреннюю и внешнюю защищенность страны от различных угроз.

Под экономической безопасностью понимается определенное состояние национального хозяйства, которое способно обеспечить развитие общества, его финансовую, а также социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в результате воздействия внешних и внутренних угроз [3, с. 4].

В настоящее время все больше возрастает экономическая нестабильность в результате чего, экономика государства приобретает неустойчивый характер. Такое состояние приводит к появлению угроз экономической безопасности страны, к которым относятся:

  1. Увеличение внешнего долга;
  2. Недостаток инвестиций;
  3. Ослабление государственного управления;
  4. Увеличение теневой экономики;
  5. Истощение энергетических ресурсов и многое другое.

Для предотвращения и устранения вышеперечисленных угроз, существуют контрольно-надзорные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность государства. Такие органы относятся к исполнительной власти, которые осуществляют контрольную и надзорную деятельность.

Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы, с целью обеспечения оптимального функционирования [4, с. 4].

Надзор подразумевает собой особую форму деятельности государственных органов по обеспечению законности [4, с. 4].

Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании. Такие исполнительные органы осуществляют свою деятельность в пределах своих полномочий, принимают взвешенные решения и меры влияния, а также предоставляют отчетность вышестоящим органам о проделанной работе [5, с. 5].

К контрольно-надзорным органами относятся:

  1. Счетная палата РФ;
  2. Федеральная налоговая служба;
  3. Министерство финансов РФ;
  4. Казначейство РФ;
  5. Федеральная антимонопольная служба и многие другие.

Рассмотрим основные функции некоторых контрольно-надзорных органов:

  1. Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, разрабатывает нормативную базу антимонопольного законодательства. Также ФАС осуществляет контроль за деятельностью рынков, соответствием договоров между субъектами хозяйственной деятельности, а также за соблюдением ценовой политики.
  2. Министерство финансов РФ является одним из главенствующих органов контрольно-надзорной деятельности, которое осуществляет нормативное регулирование в финансовой сфере, а также данному органу предоставляют отчетность о проделанной работе Казначейство, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Таким образом Министерство финансов контролирует сферу экономических правоотношений.
  3. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов, а также своевременной их уплатой, за соблюдением валютного законодательства.
  4. Счетная палата РФ осуществляет внешний финансовый аудит, а также обеспечивает контроль над распоряжением и управлением средствами государственного бюджета. Также следует отметить, что данный орган государственной власти осуществляет контроль за своевременностью и законностью движения денежных средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
  5. Казначейство РФ осуществляет контроль за исполнением всех обязательств, связанных с расходами, также обеспечивает исполнение федерального бюджета, распределение поступлений, управление рисками.

Подводя итог, можно сказать, что контрольно-надзорные органы играют важную роль в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Именно состояние экономической безопасность определяет уровень развития государства, который может быть нестабильным в современных условиях. Поэтому существую специальные органы контрольно-надзорной деятельности, способствующие поддержанию и развитию экономической безопасности страны.

 

Список литературы:
1. Литовских, А. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / А. М. Литовских, И. К. Шевченко [Электронный ресурс] / AUR.ru. Административно-управленческий портал. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m86/4.htm (дата обращения 16.03.2023 г.).
2. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е. С. Матвеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (137). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38388/ (дата обращения: 17.03.2023 г.).
3. Орехов, В. И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса [Текст]: монография / В. И. Орехов, Т. Р. Орехова, О. В. Карагодина; под науч. ред. Т. Р. Ореховой. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 105 с.
4. Табаков, А. В. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России: в поисках баланса частных и публичных интересов [Текст] / А. В. Табаков // Вестник Российской таможенной академии. — 2021. — № 4. — С. 25–34.
5. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Федер. Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ: принят Гос. Думой 22 июля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. [в ред. от 05.12.2022] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс.» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750 (дата обращения: 20.03.2023 г.)