Статья:

Информационное обеспечение стратегического планирования в образовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Черная М.Н. Информационное обеспечение стратегического планирования в образовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66208 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационное обеспечение стратегического планирования в образовательной организации

Черная Марина Николаевна
магистрант Среднерусского института управления – филиал, РФ, г. Орел

 

INFORMATION SUPPORT OF STRATEGIC PLANNING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Marina Chernaya

Undergraduate Central Russian Institute of Management - branch, Russia, Oryol

 

Аннотация. В данной статье исследуются вопросы информационного обеспечения в рамках стратегического планирования.

Abstract. this article explores the issues of information support as part of strategic planning.

 

Ключевые слова: информация, управление, информационное обеспечение, стратегическое планирование.

Keywords: information, management, information technology, strategic planning.

 

Под стратегическим планированием подразумевается процесс разработки стратегического плана, в котором формулируются цели образовательной организации, а также анализируются проблемы и прогнозируется дальнейшее развитие. Актуальность данной темы связана с тем, что в современном мире постоянно увеличивается объем информации. Именно поэтому, в процессе стратегического планирования большую роль играет информационное обеспечение, от которого напрямую зависит качество запланированных целей.

Информационное обеспечение -  совокупность данных, систематизированных по определенным признакам и используемых для решения поставленных задач. Главной целью информационного обеспечения является обеспечение системы планирования необходимой информацией для принятия решений.

Целью данной работы является анализ информационного обеспечения на разных этапах стратегического планирования.

Задачи:

  1. определить требования к информационному обеспечению стратегического планирования;
  2. проанализировать информационное обеспечение на разных этапах стратегического планирования.

Рассмотрим такие понятия, как «стратегические данные» и «стратегическая информация». К данным относятся показатели, которые не обработаны аналитически. Информация – это аналитически обработанные данные. Показатели внешней среды (экономические, технические и т.д.), а также показатели внутренней среды относят к информации.

Сегодня, информационное обеспечение стратегии недостаточно разработана. Информация должна быть релевантной, т.е. содержать в себе только те данные, которые необходимы для принятия правильного решения.

Нерелевантная информация может увеличить риск принятия неверного решения, а также увеличить время принятия решения.

На сегодняшний день существуют правила релевантности информации:

  1. Информация должна быть актуальной и объективной для грамотного принятия управленческого решения.
  2. Информация должна быть представлена в удобном виде, без избыточности данных.

Существует два подхода формирования информационного обеспечения стратегического планирования. Первый подход – фундаментальный. Данный подход подразумевает, что каждое подразделение образовательного учреждения собирает необходимые данные и обрабатывает их. Недостатки данного подхода:

  • дублирование информации;
  • увеличение рабочего времени работников подразделений;
  • различные виды представления информации;

Второй подход называется системным. Данный подход предусматривает соблюдение основных законов системы: композиции или согласования общих и частных целей; пропорциональности, что определяет внутренние перемены пропорционально соответствующему уровню изменения внешних элементов; «слабого места», где особое внимание уделяется самым малым элементам системы; онтогенеза, что определяет последовательность стадий жизненного цикла предприятия; интеграции - стремление системы на более высокий уровень развития (синергетический эффект); информированности, которое выделяет информационное обеспечение как условие конкурентоспособности .

На разных этапах стратегического планирования используется различная информация. В таблице 1 представлены данные об информации, ее возможные источники на разных этапах.

Таблица 1.

Данные об информации, ее возможные источники на разных этапах

Название этапа

Используемая информация

Источники информации

Определение миссии и целей образовательной организации

Информация об изменениях политики в сфере образования, о состоянии рынка образовательных услуг.

Федеральные, региональные, муниципальные программы развития, отчеты образовательной организации.

Анализ внешней и внутренней среды

Информация о сильных и слабых сторонах образовательной организации, возможностях и угрозах.

Отчеты образовательной организации, данные мониторинга образовательного процесса, муниципальные программы развития образования.

Выбор стратегии

Аналитические данные предыдущего этапа.

Информация анализа предыдущего этапа, личный опыт руководителя, мониторинг образовательного процесса.

Оценка выбранной стратегии

Информация о соответствии выбранной стратегии реальной жизни.

Мониторинг образовательного процесса

Реализация и контроль

Информация о мероприятиях, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах образовательной организации после выполнения стратегии.

Мониторинг образовательного процесса, отчеты образовательной организации

 

Таким образом, информационное обеспечение стратегического планирования использует показатели, описанные в статье, называемые стратегической информацией.

 

Список литературы:
1. Петрова А. Н. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 400с.
2. Маркин Н. С., Надвикова В. В., Шкатулла В. И. Трудовое право6 учебник для бакалавров. – М.: Прометей, 2019. – 584 с.
3. Белолипцев И. А., Лукина И. И., Кабирова А. С., Чувилин Д. В. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование: в 2-х ч. Ч. I. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2018. – 92 с.
4. Вертохвостова Г. А. Проектирование системы управления образовательной организации в условиях реализации ФГОС: методическое пособие. – СПб: Написано пером, 2017. – 164 с.