Контроль за состоянием водителя как метод снижения аварийности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Контроль за состоянием водителя как метод снижения аварийности
Аннотация. В статье рассмотрено утомленное состояние водителя автомобиля, как возможная причина дорожно-транспортного травматизма. Определены методы предупреждения утомленного состояния и перспективы их применения.
Ключевые слова: состояние водителя, безопасность дорожного движения, утомленное состояние водителя, аварийность транспорта.
Сегодня аварийность на дорогах РФ по-прежнему недопустимо высока. В 2018 году по разным причинам на дорогах РФ погибло 18214 человек и 214853 получили ранения[1]. Основной причиной аварийности являются нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Открытым остается вопрос причины таких нарушений: имеющие в основе сознательное решение или неосознанное. Речь идет о любых физиологические состояния х при которых водитель не способен управлять транспортным средством на достаточном уровне, обеспечивающим БДД. Пункт 2.7 ПДД РФ запрещает водителю управлять ТС в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Если критерием опьянения может являться «достаточное основание полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения»[2], то для всех остальных состояний не существует никаких конкретных критериев позволяющих работнику проводящему контроль определить такое состояние. Единственное положение косвенно касающееся утомленного состояния водителя, это нарушение режима труда и отдыха водителя, регистрируемое тахографом, но это положение не касается водителей личных автомобилей [3].
Точно установить корреляцию между причиной ДТП и физиологическим состоянием водителя, особенно в случае гибели водителя и пассажиров невозможно. Однако, исследования проведенные в США, Национальным советом по безопасности на транспорте, установили, что причиной 52% ДТП с участием грузовых автомобилей явилось утомленное состояние [4].
Само утомленное состояние или усталость определяются потерей концентрации внимания на дороге, причиной которых могут быть как отсутствие или недостаток сна, так и отвлечение водителя от управления. В любом случае выявление признаков любой формы невнимательности водителя может являться эффективным методом снижения дорожно-транспортного травматизма.
Меры выявления и предупреждения усталости, невнимательности, а также состояния опьянения заключаются в следующих формах:
1. Применение системы контроля состояния водителя
Является системой активной безопасности автомобиля и представлена на современном рынке в виде двух форм [5]:
Системы, диагностирующие усталость по изменению характера движения автомобиля. Аналитика изменения скорости движения, стиля управления, продолжительности пути, характера ускорения и торможения.
Системы, диагностирующие усталость водителя контролем за физиологическими сигналами и лицевыми мышцами водителя.
Данный метод позволяет точно выявить утомление посредством анализа биологических показателей, таких как частота сердцебиения, положение головы, частота моргания глаз, напряжение лицевых мышц, частота зевоты. При этом с помощью фиксации отведения взгляда от дороги можно выявить невнимательность, а при фиксации изменения продолжительности моргания выявить сонливое состояние.
Принцип работы системы – слежение за лицом водителя с помощью камеры и источника ИК освещения. Информация, полученная с видеокамеры, обрабатывается электронным блоком управления, который определяет отклонение состояния водителя от нормального.
Камера и источник ИК света могут устанавливаться на приборной панели либо вдоль нижней кромки лобового стекла.
Сегодня подобные системы, при обнаружении отклонения подают водителю сигнал, при этом не вмешиваясь в контроль автомобиля. Перспективной мерой, направленной на борьбу с засыпанием за рулем может быть принудительная установка контрольных систем в автобусы и грузовые автомобили с фиксацией отклонений в тахографе.
2. Применение средств в составе УДС направленных на поддержание бдительности.
Основной принцип – отвлечь водителя от монотонности путем создания стоянок для отдыха, установки дорожных знаков.
3. Модернизация дороги – строительство вибрационных полос на обочине аварийных участков.
Вывод: использование системы контроля состояния водителя может являться эффективной мерой предупреждения аварийности и снижения смертности на российских дорогах. Низкая стоимость и простота устройства (по сравнению с оптическими системами контроля дороги) делает его перспективным к использованию не только в автобусах и грузовых автомобилях, но и в личных транспортных средствах.