Статья:

Контроль за состоянием водителя как метод снижения аварийности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Мхитарян В.Д. Контроль за состоянием водителя как метод снижения аварийности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66247 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Контроль за состоянием водителя как метод снижения аварийности

Мхитарян Владислав Давидович
студент, Бронницкий филиал МАДИ, РФ, г. Бронницы

 

Аннотация. В статье рассмотрено утомленное состояние водителя автомобиля, как возможная причина дорожно-транспортного травматизма. Определены методы предупреждения утомленного состояния и перспективы их применения.

 

Ключевые слова: состояние водителя, безопасность дорожного движения, утомленное состояние водителя, аварийность транспорта.

 

Сегодня аварийность на дорогах РФ по-прежнему недопустимо высока. В 2018 году по разным причинам на дорогах РФ погибло 18214 человек и 214853 получили ранения[1]. Основной причиной аварийности являются нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Открытым остается вопрос причины таких нарушений: имеющие в основе сознательное решение или неосознанное. Речь идет о любых физиологические состояния х при которых водитель не способен управлять транспортным средством на достаточном уровне, обеспечивающим БДД. Пункт 2.7 ПДД РФ запрещает водителю управлять ТС в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Если критерием опьянения может являться «достаточное основание полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения»[2], то для всех остальных состояний не существует никаких конкретных критериев позволяющих работнику проводящему контроль определить такое состояние. Единственное положение косвенно касающееся утомленного состояния водителя, это нарушение режима труда и отдыха водителя, регистрируемое тахографом, но это положение не касается водителей личных автомобилей [3].

Точно установить корреляцию между причиной ДТП и физиологическим состоянием водителя, особенно в случае гибели водителя и пассажиров невозможно. Однако, исследования проведенные в США, Национальным советом по безопасности на транспорте, установили, что причиной 52% ДТП с участием грузовых автомобилей явилось утомленное состояние [4].

Само утомленное состояние или усталость определяются потерей концентрации внимания на дороге, причиной которых могут быть как отсутствие или недостаток сна, так и отвлечение водителя от управления. В любом случае выявление признаков любой формы невнимательности водителя может являться эффективным методом снижения дорожно-транспортного травматизма.

Меры выявления и предупреждения усталости, невнимательности, а также состояния опьянения заключаются в следующих формах:

1. Применение системы контроля состояния водителя

Является системой активной безопасности автомобиля и представлена на современном рынке в виде двух форм [5]:

Системы, диагностирующие усталость по изменению характера движения автомобиля. Аналитика изменения скорости движения, стиля управления, продолжительности пути, характера ускорения и торможения.

Системы, диагностирующие усталость водителя контролем за физиологическими сигналами и лицевыми мышцами водителя.

Данный метод позволяет точно выявить утомление посредством анализа биологических показателей, таких как частота сердцебиения, положение головы, частота моргания глаз, напряжение лицевых мышц, частота зевоты. При этом с помощью фиксации отведения взгляда от дороги можно выявить невнимательность, а при фиксации изменения продолжительности моргания выявить сонливое состояние.

Принцип работы системы – слежение за лицом водителя с помощью камеры и источника ИК освещения. Информация, полученная с видеокамеры, обрабатывается электронным блоком управления, который определяет отклонение состояния водителя от нормального.

Камера и источник ИК света могут устанавливаться на приборной панели либо вдоль нижней кромки лобового стекла.

Сегодня подобные системы, при обнаружении отклонения подают водителю сигнал, при этом не вмешиваясь в контроль автомобиля. Перспективной мерой, направленной на борьбу с засыпанием за рулем может быть принудительная установка контрольных систем в автобусы и грузовые автомобили с фиксацией отклонений в тахографе.

2. Применение средств в составе УДС направленных на поддержание бдительности.

Основной принцип – отвлечь водителя от монотонности путем создания стоянок для отдыха, установки дорожных знаков.

3. Модернизация дороги – строительство вибрационных полос на обочине аварийных участков.

Вывод: использование системы контроля состояния водителя может являться эффективной мерой предупреждения аварийности и снижения смертности на российских дорогах. Низкая стоимость и простота устройства (по сравнению с оптическими системами контроля дороги) делает его перспективным к использованию не только в автобусах и грузовых автомобилях, но и в личных транспортных средствах.

 

Список литературы:
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018, 18 с.
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н / ИПП Гарант.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71250220/, свободный (дата обращения: 25.01.2020)
3. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50066/, свободный (дата обращения: 25.01.2020)
4. Strohl KP, Blatt J, Council F (1998) Drowsy driving and automobile crashes. Report of NCSDR/NHTSA expert panel on driver fatigue and sleepiness, DOT HS 808 707. US Department of Transportation NHTSA, Washington, DC / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nhlbi.nih.gov/files/docs /resources/sleep/drsy_drv.pdf , свободный (дата обращения: 25.01.2020)
5. Использование системы контроля состояния водителя для снижения аварийности на дорогах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36869261, свободный (дата обращения: 25.01.2020)