Статья:

Подготовка квалифицированных кадров в свете развития цифровой экономики

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Мелконян Д.М. Подготовка квалифицированных кадров в свете развития цифровой экономики // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 19.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовка квалифицированных кадров в свете развития цифровой экономики

Мелконян Диана Мелконовна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова: «Подготовка кадров – одна из ключевых задач для формирования экономики будущего»

 

Конференция, которая прошла в этом году в Казани WorldSkills Kazan 2019 стала уникальной платформой для обсуждения экономических, социальных и технологических тенденций, а также выработки решений в области развития систем профессиональной подготовки и трансформации рынка труда.

Деловая программа предполагала более 30 тематических сессий с представителями органов государственной власти, предприятий и образовательных учреждений, а также мировых экспертов в сфере футурологии, риск-инжиниринга, образования, цифровизации и автоматизации. [1] 

Главным направлением деловой программы стало формирование новой реальности на рынках труда и требований к навыкам, компетенциям в условиях цифровой экономики. Россия уже живет в цифровой эре, по количеству пользователей Интернета она занимает первое место в Европе. Весной 2018 года президент В.В.Путин подписал майский указ, согласно которому программа «Цифровая экономика» трансформировалась в национальный проект. Основная цель проекта – обеспечение цифрового пространства для всех сфер жизнедеятельности страны. Подготовка квалифицированных кадров и образование – одно из восьми направлений программы – предполагает создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики и совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Кроме того, это направление подразумевает рынок труда, опирающийся на требования цифровой экономики, а также создание систем мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.

Так что же это – «Цифровая экономика»? Свободная энциклопедия Википедия дает следующее понятие: «Электронная экономика (цифровая, веб, интернет-экономика) — экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях[1], связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими электронными товарами и услугами. Расчёты за услуги и товары электронной экономики производятся зачастую электронными деньгами.»

В соответствии с названным указом президента, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики" для обеспечения экономики достаточным количеством человеческих ресурсов, обладающих компетенциями, необходимыми для нового века цифровых технологий и экономики знаний и данных.

Основными целями и задачами указа являются:

  • Развитие человеческого потенциала;
  • Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получение качественных и достоверных сведений;
  • Использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционного, электронного обучения, при реализации образовательных программ;
  • осуществление разработки и реализации партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросам совершенствования образовательных программ;
  • Развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий;
  • Стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условия для дистанционной занятости;
  • Создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Ключевыми направлениями Федерального проекта стали:

  • Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;
  • Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики;
  • Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенции цифровой экономики.

Первое направление - обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами -  включает мероприятия по разработке модели компетенций цифровой экономики, профиля компетенций и персональные траектории развития, совершенствование программ подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, обеспечение подготовки и переподготовки специалистов по компетенциям цифровой экономики, а также грантовую поддержку образовательных проектов.

В рамках осуществления второго пункта Федерального проекта - произвести совершенствование программ профессионального образования, создать новые форматы обучения для удовлетворения потребности в новых специалистах. [3]

Система профессионального образования должна как можно быстрее начать обеспечивать экономику необходимыми кадрами, обладающими сформированными цифровыми компетенциями, чтобы устранить существующий дефицит специалистов. Предусмотрено уже в 2019 году утвердить новые контрольные цифры приема для обеспечения потребностей цифровой экономики в специалистах, а также проекты на базе ведущих университетов по реализации новых образовательных программ и моделей, на которые не распространяются в полном объёме существующие нормативные ограничения.

С учётом быстроты меняющегося ландшафта и требованиям к знаниям специалистов, содержание многих программ высшего образования устаревает еще до момента их окончания. В рамках Федерального проекта предлагается осуществить пилотирование нового типа образовательных программ высшего образования продолжительностью до двух лет не менее, чем для десяти специальностей цифровой экономики.

Острая потребность в специалистах с цифровыми компетенциями требуется создание условий для их ускоренной подготовки. Этот образовательный трек предполагается реализовать в пилотном режиме с участием различных образовательных организаций с отдельным нормативным регулированием, изучением всех возможностей и ограничений в контексте оперативного прохождения образовательных программ, реализованных под задачи цифровой экономики и построенных персонализировано под возможности и нужды каждого гражданина с использованием независимого оценивания и признания полученных результатов.

Сокращение большого числа рабочих мест, автоматизация и цифровизация рабочих процессов, создает потребность в организации условий для самозанятости и предпринимательской активности населения.

Для развития предпринимательских и бизнес-компетенций населения предусмотрено нормативно закрепить право использования стартапа, созданного студентом, в качестве выпускной квалификационной работы, а также обеспечить развитие сети школьных и студенческих бизнес-инкубаторов, акселераторов в различных городах России. [2]

Третьим направлением Федерального проекта стало изменение системы труда для повышения её гибкости, своевременного обеспечения запросов компаний на современную квалифицированную рабочую силу, эффективное переобучение взрослых.

Эксперты отмечают, со временем ценность диплома на рынке труда нивелируется, работодатели руководствуются независимой оценкой навыков будущих сотрудников. Идея получения профессии, которая будет востребована на протяжении всей жизни, не отвечает темпу современного мира, Отрасли и профессии меняются быстрее, чем заканчивается образовательный цикл. 81 % работодателей в Японии, 71 % в Бразилии, 50% в Австралии 48% в Индии и Новой Зеландии заявляют о сложности подбора кандидатов, имеющих необходимые навыки.

Траектория развития будет использоваться человеком не только в процессе образования, но и на протяжении всего карьерного пути.

Предусмотрено создание механизма, который позволит работодателям формировать и заносить результаты внутренней оценки в профиль компетенций человека. Использовать его траекторию развития в качестве легитимного резюме подтвержденными результатами с прошлых мест работы. Данный инструмент обеспечивает преемственность достижений работников и поможет принимать взвешенные решения о найме. Модели компетенций позволят сотрудникам определять направления развития, откроют возможные пути в рамках компании работодателя, отрасли и страны. Прозрачность требований сформирует заказ на образовательные программы переподготовки и до-обучения сотрудников. Помимо интересов конкретного работодателя цифровые карьерные траектории позволят формировать команды для реализации проектов государственного масштаба за счёт наличия информации о компетенциях и навыках трудоспособного населения. Хранение данной информации на базе системы распределенного реестра у нескольких независимых операторов позволит обеспечить объективность и безопасность такой системы - больше не потребуется собирать рекомендательные письма для подтверждения предыдущего опыта работы.

 

Список литературы:
1. https://www.kuban.kp.ru/daily/27001.4/4062490/
2. Глоссарий.ru: Сетевая экономика
3. https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf